Впали в детство
Впали в детство
Весь сезон любители хоккея, не связанные любовными чувствами ни с одной из команд ОЧБ, с восторгом и нетерпением наблюдали за ходом «Немана» по турнирной дистанции. Ему и его тренеру не стеснялись петь дифирамбы, предвкушая настоящую битву за победу в финале плей-офф чемпионата.
Но вот настал час суда, и гродненцы, еще вчера казавшиеся гигантами с Запада, скукожились до детского размера: словно двухметровый индеец Бромден в великом романе «Над кукушкиным гнездом», который не осознавая и стесняясь собственного размаха рук, безропотно соглашался лишь махать шваброй. Но — до поры до времени.
ОЧБ. ПЛЕЙ-ОФФ
ФИНАЛ (до 4-х побед)
ЮНОСТЬ-МИНСК — 6 НЕМАН 1 (2:0, 1:1, 3:0)
МИНСК. 23 марта. Крытый каток ХК «Юность-Минск». 830 зрителей.
СУДЬИ: В.Быковский (Витебск), В.Наливайко, В.Руф, В.Гоцуля (все — Минск).
ШАЙБЫ: Китаров (3) (Слыш, Шелег), 2:44 (1:0). Матерухин (4) (Шелег, Тимченко), 15:48 (2:0). А.Степанов (5) (Слыш, Китаров), 23:58 (3:0). Кислый (4) (Еремин, Глебов), 30:54 (3:1, бол.). Матерухин (5) (Шафаренко, Шелег), 47:52 (4:1, бол.). Клочков (3) (Боровков), 52:02 (5:1). Тимченко (7) (Сенькевич, Еркович) (6:1, бол.).
БРОСКИ: 25 (7+4+14) — 24 (6+10+8).
ВРАТАРИ: Белинский — Шабанов (Брикун, 54:57).
ШТРАФ: 12 (2+4+6) — 12 (4+2+6).
ЛУЧШИЕ ИГРОКИ: Матерухин, Слыш — Шабанов.
Поклонников «Юности» шокировала заявка их команды на матч. Нет, отнюдь не отсутствием Константина Захарова и Сергея Заделенова: в Финляндию убыл голкипер Мика Окса, у которого родилась дочь. Статистика его сменщиков — Белинского и Малютина — в плей-офф вообще не впечатляла. И даже пугала: не зря же некоторые фаны, глядя на разминку минчан, изрекали: «Пропал финал».
Оказалось, бояться им было нечего. На вратаря-дублера в этот вечер походил матерый страж спокойствия «Немана» Сергей Шабанов. Не успело еще выкристаллизоваться из стартовой суматохи преимущество какой-либо из команд, как хозяева повели в счете. Китарову, когда он на третьей минуте встретился с шайбой, никто не пытался помешать: вокруг, как в пустыне, не было ни души, лишь «мираж» Коршунова в паре метров. Центрфорвард «Юности» бросил — как оказалось, неожиданно для Шабанова, что и привело к успеху.
Гости пытались организовать опасный ответ, но эти атаки выходили какими-то неживыми, беззатейными. А вот броски по их воротам, казалось, вызывали легкую панику и у голкипера, и у полевых игроков. Понять, как неманцы позволили Матерухину на 16-й минуте затолкать шайбу за «ленточку», невозможно. Какой-то детский уровень сопротивления.
Надежду на перелом подарил второй период. Из раздевалки подопечные Дмитрия Кравченко вышли ожившие, словно глотнули свежего воздуха или вдохнули пары нашатыря. Но все равно пропустили: контратаку минчан завершал Андрей Степанов, «бабахнувший» из левого круга вбрасывания. Шабанов распластался на льду и, казалось, преградил шайбе путь в сетку. Но мгновение спустя загорелся красный фонарь за его воротами — «капля» все же просочилась сквозь камень.
Неманцы после этого наконец-то показали лицо, заставили Белинского пару раз продемонстрировать мастерство владения ловушкой, но однажды Виталий не спас. Гродненцам удалось образцово разыграть лишнего и вывести на пустой угол Кислого — 3:1. Вскоре убежал на рандеву с вратарем Климин, которого опередил покинувший привычное место голкипер. В начале заключительной трети Степанов вынужден был уложить на лед вырвавшегося на пятачок Осипова — и это, пожалуй, все в исполнении гостей…
Дмитрий КРАВЧЕНКО («Неман»):
— Хочу поблагодарить болельщиков за поддержку, причем не только фанатов «Немана», но и «Юности». Поддерживали команды замечательно, и это здорово, когда на матчах собираются полные трибуны, люди болеют и переживают.
Я не знаю, чем мы могли сегодня одолеть соперника. В нашем исполнении игры было десять минут во втором периоде. Все. В остальное время на площадке была только «Юность». Пусть мы и не завсегдатаи финала, но ни один хоккеист «Немана» в решающей серии экстралиги не имеет права играть так, как сегодня на протяжении 50 минут. Будем рвать и метать по отношению к дисциплине наших спортсменов. Мы собирались идти вперед, но как это делать, я так и не увидел. Если кто-то думал, что золотые медали даются просто так, то вот им пример: наш противник, который из года в год первый. Я ни в коем случае не льщу сейчас. Мне обидно за себя и стыдно за ребят, которые играли весь сезон, прошли в плей-офф «Сокол», «Металлург», действовали с азартом и рвением, но сейчас я этого не увидел. Можно ведь проиграть, но уйти с поднятой головой. Мы покидали площадку с опущенной.
— Замена Шабанова…
— Я посоветовался с тренерами, и мы так решили. Хотя можно было и оставить Сергея на площадке. В экстремальной ситуации нужно ставить на того, кто может «потянуть». Стояла задача «отыграть» ситуацию, и мы пытались сделать это.
Михаил ЗАХАРОВ («Юность-Минск»):
— Эту победу нужно забывать. Финальная серия длится до четырех выигрышей. Можно добиться виктории и со счетом 10:0, но затем уступить в следующих встречах.
— Сегодня не играли Константин Захаров и Заделенов…
— Сергей травмирован — перелом ноги. Первый не попадает в состав.
— Раз уж вы пришли на пресс-конференцию впервые за сезон, расскажите, что вас заставило это сделать? И почему, в таком случае, не общаются с прессой игроки «Юности»?
— Они еще будут наказаны. Мне самому неприятно, что хоккеисты отказываются давать интервью. Я к этому отношения не имею. Мне недавно попалась на глаза телепрограмма, где сказали, что наши игроки избегают журналистов. Я был удивлен. Хотя сейчас я мало смотрю телевизор, больше хоккеем занимаюсь, анализирую, кто что скажет. Газет я не читаю: приносят, если что-то есть интересное. Отказ от общения с журналистами в свое время придумали Расолько, Шитковский, Еркович. Сами разбирайтесь с игроками, обратитесь в федерацию к Ворсину.
— Вы о себе не сказали…
— Это тоже к Ворсину. Он что-то «намутил», накричал, кому-то слово дал.
— Ваше отношение к введенному федерацией возрастному ограничению для игроков ОЧБ и лимиту зарплат?
М.З.: Скажу одно: мне жалко было читать это обсуждение. Неужели все думают, что лимиты придумал кто-то из нашего круга? Меня уже приплели туда… Я же, получается, сам себя денег лишаю. Вот кто решил, что мы будем участвовать в КХЛ? Мое мнение о финансовом ограничении? Оно такое: люди, которые эти вопросы обсуждают в прессе, не могут понять, они сравнивают себя с Западом, с Востоком, со всеми. Ответьте мне на вопрос: чьи сегодня деньги в «Немане» и «Юности»? Государственные, не спонсорские, как за границей, но не в Беларуси. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Как нам скажут, так и будет. Я честно боролся за более высокие зарплаты. Я говорил: их надо сохранить для белорусского хоккея… Если останется все, как сейчас, я первым буду рад. Но и это может не сохраниться. В 2003 году зарплата Шитковского — игрока национальной сборной — составляла около 950 долларов. Да, еще были премиальные, но мы тогда много не выигрывали — это «Керамин» постоянно побеждал, «Гомель», но чемпионами стали мы. Хотя и не получали столько, как они. Я уже плохо помню, но Андрей Расолько мне говорит: «Мы зарабатывали 2200—2300 и не переживали». А сегодня пытаемся сохранить три с половиной тысячи долларов — и тут такой вой поднялся! Просто люди не на том свете живут. Думаю, теперь до всех четко дошло, откуда идет решение.
Д.К.: Спортсмены не должны быть бедными, но обязаны отрабатывать свои деньги. Белорусские атлеты далеко не самые высокооплачиваемые в мире. Если заканчиваешь выступать в 30 лет, большой капитал за карьеру сколотить не удастся. По возрастным ограничениям много спорят. Но задача — чемпионат мира в Минске, Олимпиада-2014 не за горами. Ответственность за результат будет не только на главном тренере сборной, но и на всей стране. За хоккей переживают все, и в частности — Глава государства. Возможно, какой-то момент ограничения оправдан. Хотя, может быть, более приемлемым была бы такая планка: до 30 лет и пятеро старшего возраста? А заканчивать в 28? Люди же трудятся в других сферах дольше.
БОМБАРДИРЫ: Шафаренко — 15 (6+9), Тимченко — 14 (7+7), Матерухин — 13 (5+8), Слыш — 11 (4+7), А.Степанов (все — Юность-Минск) — 10 (5+5), Кислый (Неман) — 10 (4+6), Баранов — 10 (3+7), Рядинский (оба — Юность-Минск) — 10 (2+8), Осипов (Неман) — 9 (6+3).
Второй матч серии завершился вчера после подписания номера в печать. Третий и четвертый поединки пройдут в Гродно в воскресенье (17.00) и понедельник (19.00).
Александр АБДУЛХАКОВ