К тренировкам готовы

К тренировкам готовы
Поклонники фристайла уже давно живут предвкушением грандиозного праздника — финального этапа Кубка мира по лыжной акробатике, который пройдет в Беларуси впервые. До исторического события остается всего два дня. Вся труппа снежного цирка уже прибыла в Минск и успела познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. В четверг мастера вольного стиля надеялись опробовать трамплины. На этот день были запланированы первые официальные тренировки. Состоятся ли они? Этот вопрос мы адресовали начальнику склона в «Раубичах» Владимиру ДАЩИНСКОМУ:
— Зоны выката и приземления еще в начале недели были в идеальном состоянии. Тогда же вчерне сделали и все трамплины. В среду шейперы вырезали большие из них — предназначенные для двойных и тройных сальто. А с малого еще накануне можно было прыгать, если бы была готова гора разгона. Чтобы ее довести до ума, требовался более мощный ратрак, какого в «Раубичах» нет. Но его привезли из Силичей и во вторник вечером склон спланировали. Когда уйдет солнце и подморозит, фрезой разгладим его — то есть сделаем доводку, после чего можно будет проводить тренировки.
— Владимир Иванович, а кто выступал в роли шейперов?
— Для доводки трамплинов каждая команда традиционно выделяет по одному человеку. Нашу страну в этой группе представлял Василий Воробьев. Это люди, которые хорошо знают все их параметры и специфику строительства. В общем-то, схема у всех идентичная. Только китайцы несколько иначе трамплины режут — под другими градусами. А у североамериканцев и европейцев они похожи.
— Все ли три вида трамплинов вырезали в «Раубичах»?
— Для тройных сальто — только два. Один делали под руководством швейцарцев и второй — китайцев. Двойные трамплины мужчинам нужны только для тренировки и разминки. А одинарные сальто на этапах мирового Кубка и вовсе никто не исполняет, если только открывающие. Он нужен лишь для того, чтобы на тренировках, а кому-то и на разминке почувствовать приземление, скорость. Хочу отметить, что на подготовку лыжноакробатического склона нам потребовалось всего пять дней, тогда как, по словам Николая Козеко, в Дир-Велли к чемпионату мира его делали в два раза дольше. Причем там было задействовано намного больше как спортсменов, так и волонтеров. Нам же с Юрием Купрацевичем, который также прекрасно разбирается во всех тонкостях зон приземления, разгона и самих трамплинах, помогали еще два тренера и 12 юных фристайлистов, для которых организовали сбор. В основном это парни и девушки 14—17 лет. Но все на удивление очень ответственно отнеслись к непростой задаче. Никто не жаловался, не искал причин, чтобы уклониться от работы. И самое главное, что во время эпидемии гриппа, хотя мы по многу часов находимся на склоне, никто не заболел.
— Снега хватило?
— Во фристайле мало снега — плохо и много — тоже плохо, потому что склон широкий и сейчас ограничен обрывами. Раньше его можно было сбросить в сторону. Вместе с тем в том, что его много напылили, есть и плюс: нам ведь в следующие выходные проводить Кубок Европы.
— Во вторник вечером еще не была установлена канатка…
— Ее отдал «Раубичам» горнолыжный центр «Солнечная долина», но в связи с тем, что все нюансы, связанные с установкой, основательно не проработали, возникли некоторые трудности. Потребовался, к примеру, бетонный блок, к которому крепится подъемник, крепления, растяжки… Но ее уже установили, правда, на данный момент еще не протестировали.
— Соседний прыжковый трамплин — «сороковку», который портил общий вид, демонтировали?
— Да, его срезали. Оставили нетронутым склон приземления, который пригодится нам для обучения детей.
— Хотя тренировок еще не было, наверняка кто-то из зарубежных гостей уже наведался в «Раубичи». Какое впечатление у них осталось от увиденного?
— Руководитель рабочей группы по лыжной акробатике в ФИС швейцарец Мишель Рот успел несколько раз посетить спорткомплекс. Были и другие тренеры. И, насколько я слышал, первое впечатление у всех положительное. Дело в том, что наш склон довольно внушительно выглядит по ширине и крутизне. С появлением же трамплинов он стал еще привлекательнее. Знаете, как папа Карло, пока не вырезал человечка, в руках держал просто полено, так и у нас без красавцев-трамплинов это просто гора.
— Судейский домик построен?
— Да. Он классный получился. Соответствует всем международным стандартам. В нем завершались последние внутренние работы — ставились легкие перегородки, которые должны разделять арбитров. Это отапливаемое помещение, стекла не запотевают, не замерзают.
— У вас есть уверенность, что запланированные на четверг первые официальные тренировки состоятся?
— Не сомневаюсь в этом. Даже без канатки их можно проводить. На этапах Кубка мира были случаи, что спортсмены поднимались наверх пешком. Мы в 1995 году участников Кубка Европы возили на гору на машинах. В Казахстане при поломке дороги поднимали спортсменов на снегоходах. То есть канатка — это не самая большая проблема. В 1994 году Алексей Гришин и Дмитрий Дащинский, готовясь к юниорскому чемпионату мира, делали за тренировку по 25-30 двойных прыжков, поднимаясь наверх пешком. Подъемника в «Раубичах» тогда еще не было. Конечно, когда речь идет о тройных сальто, это сложнее. Но Александр Степанцевич, отвечающий в «Раубичах» за подготовку всех трасс, в том числе и нашей, человек ответственный. Как он и обещал, канатку в среду установили.
ПЕРЕРЫВ НЕ СТРАШЕН
О том, как готовятся к первому домашнему этапу Кубка мира белорусы, мы попросили рассказать главного тренера сборной Николая КОЗЕКО:
— Команда вернулась из Москвы в воскресенье. И уже провела несколько тренировок на «Минск-Арене». Занимались сложно-координационной подготовкой на батуте и на лонже.
— У вас получился перерыв в работе на снегу перед российским этапом и сейчас перед минским. Это не страшно?
— Это обычный соревновательный режим в розыгрыше Кубка мира. В нашем виде постоянные тренировки между этапами организовать практически невозможно.
— А соперники?
— Думаю, они ограничиваются занятиями ОФП.
— Кто будет открывающими на этапе?
— У девушек — Александра Романовская и Маша Щербина, у ребят —Максим Булаш и кто-то еще — Дмитрий Глушаков или Станислав Гладченко. Окончательно определимся после тренировок.
— Хозяева имеют право выставить большую квоту. Вы воспользуетесь этим правом?
— Нет. Во-первых, наши ребята в связи с подготовкой здесь трамплинов не имели полноценных тренировок. Они прыгали только одинарные сальто в Курасовщине, с которыми на этапах Кубка мира нечего ловить.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО