Хрип – не песня

Хрип – не песня
Признаться, анонсируя домашний матч 1/16 финала Лиги Европы БАТЭ с французским «Пари Сен-Жерменом», хочется начать с грустных сомнений в правомерности решения руководства борисовского клуба играть этот поединок, назначенный на 17 февраля (хорошенько прокачайте в голове эту дату и связанные с «лютым» месяцем ассоциации), на минском стадионе «Динамо». Ведь если отказаться от ура-патриотизма и рассуждать здраво, то как песня будет лишь хрипом, если ее лишить нот, так и футбол превращается в суррогатное зрелище в условиях, ему совершенно не соответствующих. А при том «атомном» морозе, который сейчас властвует в белорусской метеорологии под влиянием антициклона Габриэла, нагрянувшего на наши головы с севера, по-другому быть просто не может. Холодно, господа и дамы. Очень морозно и ветрено. Все леденеет, покрывается инеем. В том числе и энтузиазм, который, по идее, должен вызываться дебютом белорусского клуба на стадии плей-офф второго по значимости континентального турнира.
Поэтому не будем обманывать себя: удовольствие, скорее всего, нас ждет невеликое. Это касается и качественного уровня футбола, до которого сумеют сегодня подняться обе команды, и антикомфортных условий для болельщиков на стадионе, куда таковых еще надо заманить, что получается не очень бойко. Конечно, «СП» призывала и продолжает призывать оказать поддержку БАТЭ, слиться в четверг с командой в едином душевном порыве, чтобы совершить еще одну сенсацию, но лицемерить и говорить о том, что мороз футболу не помеха, отказываемся. Помеха, да еще какая. Футбол в такую погоду не играют — только мучаются. Как мучаются и те, кто смотрит за этими мучениями. Причем не обязательно находясь непосредственно на трибунах стадиона.
И это не нытье, а распространенное в эти дни настроение, чью объективную подоплеку отрицать бесполезно, особенно когда в памяти еще хранятся воспоминания о морозном матче БАТЭ с киевскими динамовцами. А ведь 2 декабря в Минске было даже не так холодно, как ныне. Ссылки же на российских фанатов хоккея с мячом недорого стоят. Во-первых, это дело привычки. Во-вторых, тамошние поклонники бенди весьма специфически готовятся к матчам и существуют на этих матчах, что вряд ли найдет понимание у наших служб, обеспечивающих правопорядок. В-третьих, сухой сибирский мороз не идет ни в какое сравнение с влажным белорусским аналогом. Поэтому в стенах «СП» сейчас бурно обсуждаются нюансы работы журналистов на матче. Дескать, не использовать ли посменный метод и так далее и тому подобное.
Но журналисты — это ладно, у нас есть варианты и альтернативные подходы. А вот футболисты… Конечно, они положат в бутсы специальные стельки. Разумеется, и хозяева, и гости наденут современное термобелье, банданы, шапочки, перчатки, гольфы. Естественно, их лица будут намазаны специальными маслами и кремами. Но разве это дело?! Причем главное заключается не в приобретении в результате этих мероприятий по утеплению «медвежьей грации» и не в качестве поля, тоже, кстати, ущербном, а в банальной психологии. Очень трудно сосредоточиться на «каком-то там» футболе и отдать всего себя без остатка матчу, когда мысли текут отнюдь не только в спортивном направлении: как бы выжить… Все мы люди, все мы человеки, и стремление к самосохранению заложено в нас на генном уровне. И правильно, что заложено, иначе бед было бы не перечесть.
Все это и позволяет сегодня сомневаться в решении боссов БАТЭ принимать «ПСЖ» в зимнем Минске. Идея борисовчан прекрасно понятна. Она и патриотично, и финансово выверена. Во-первых, надо всегда стремиться играть дома, пред очами родных болельщиков, черпая энергетику из их поддержки. Во-вторых, для клуба организация матча в Минске, разумеется, дешевле, чем в каком-нибудь теплом европейском уголке. И, в принципе, все у БАТЭ могло пройти на ура, повези с погодой, благо и в феврале была неделя, когда все так растаяло, что сейчас аграрии беспокоятся о судьбе озимых — снег на юге сошел с полей. Но ведь не повезло: метеорологическая рулетка выбросила шарик на «черное», тогда как в БАТЭ ставили на весну-красну. А она традиционно вступает в Синеокой республике в свои права лишь исключительно «после долгой болезни». И сейчас, пусть и задним умом, начинаешь осознавать: шансов на удачу с погодой принципиально было немного. Февраль — это февраль, а февральский футбол в Беларуси — это аномалия. Потому и находятся практически все отечественные клубы элитного дивизиона в эти дни на сборах в Турции, заглядывая и на Кипр. Может, там и стоило принимать «ПСЖ»?
Или, если распустить себя в фантазиях, например, в Грозном. А что? Наладить через Анатолия Байдачного мосты, заодно предложив сопернику еще и казус в виде искусственного газона. А руководство Чечни было бы БАТЭ и благодарно, идя во всем навстречу. Ему (руководству) сейчас очень надо «прорубать окна» во внешний мир, так почему бы и нет? Впрочем, не нравится такая идея — ради бога, считайте ее абсурдом. Но тут ведь, действительно, главное — принципиальное осуществление выбора: в Минске или где-то еще. Остановились на первом варианте — играем, делать уже нечего. Но, увы, настоящего праздника не получится. Ибо не найдется нормального отца, который бы привел в такой мороз на стадион своего ребенка. Не найдется здравомыслящего мужчины, который бы пригласил на такой футбол молодую девушку — будущую мать. Это экстрим и, следовательно, рискованное мероприятие с соответствующими ему житейскими подходами.
Правда, бытует мнение, что такие условия на руку борисовчанам непосредственно в футбольном отношении. Дескать, белорусы, включая нашего нового соотечественника Брессана, к такой погоде привычны, а для гостей из Франции она станет шоком. В «СП» с этим категорически не согласны. Французский чемпионат тоже регулярно поставляет своим клубам зимние сюрпризы, хотя и не той крутости, что ждут наших гостей в Минске. Но главное заключается даже не в наличии либо отсутствии опыта игры в серьезный «минус». Все проще и, к сожалению, пессимистичнее. В экстремальных условиях приоритет автоматически переходит к более наигранной, более, если позволите, тонизированной команде. А в этом отношении превосходство находящегося в самом соку сезонной практики «ПСЖ» несомненно.
Да и не впечатлил БАТЭ в предыдущем зимнем испытании с киевлянами. На декабрьском морозе подопечные Виктора Гончаренко выглядели не очень бодро, что не спишешь только на отсутствие у «желто-синих» настоящей турнирной мотивации. Кстати, парадокс! Непосредственно автор этих слов накануне поединка с украинским «Динамо» фактически педалировал тему отсутствия мотивации у борисовчан: дескать, не надо из матча с подопечными тогда еще Олега Лужного делать никаких далеко идущих выводов. А поди ж ты! Как не хотелось, а они делаются, формулируются. Ибо прав был-таки Штирлиц, настаивавший, что лучше всего запоминается последнее. Вот оно и запомнилось. А что БАТЭ нам приготовил и подал на сладкое, на десерт? Вылет из Кубка Беларуси, серьезные поражения от киевского «Динамо» и «АЗ» в Лиге Европы.
И в том, что «желто-синие» не обновили болельщицкие эмоции и настроения, еще одна проблема, препятствовавшая в том числе и более активной торговле билетами. Тяжело без перезагрузки. Ибо те же журналисты «СП» сегодня прекрасно представляют, что есть «ПСЖ» на момент середины февраля-2011. А вот собственная команда — тайна за семью замками. В принципе, даже для тех, кто видел спарринги борисовчан на сборах в Турции. И не потому, что в этих «товарняках» не достигались победные результаты. Просто спарринги — они и в Турции, и на Кипре лишь спарринги. И не больше. Ни на йоту. Как можно было этого избежать? У «СП» прямого ответа нет. Напомним, что над данным вопросом ломали головы еще в советские времена, так и не выработав какой-либо однозначной по эффективности концепции. Как раньше, так и сейчас российские, украинские, а теперь и белорусский клуб бросаются в феврале головой в омут, начиная играть официальные баталии в резком режиме «с корабля на бал».
Но раз так, то вашему покорному слуге приходится ныне устраивать ревизию собственным тезисам, опубликованным еще в декабре по горячим следам жеребьевки 1/16 финала Лиги Европы, самое главное — даже не в тезисах, а в ощущениях. Напомню, что реакция на «ПСЖ» оказалась весьма позитивной, ибо впадать в какой-то священный ужас перед этим соперником нет оснований. Так вот в преломлении на парижский клуб ничто не претерпело изменений. Более того, большинство, прямо скажем, пессимистичных прогнозов о перспективах соперника «ПСЖ» полностью оправдались. Системной игры как не было, так и нет. Все прежние проблемы с обороной и нерезультативным нападением — на месте. Состав, как и предполагалось, понес потери. Кто-то учинил скандал, будучи недовольным своим положением и статусом в клубе, — Сессеньон на нерве ненахождения общего языка с тренером Антуаном Комбуаре перебрался в английскую премьер-лигу в «Сандерленд». Кто-то травмировался — Арман, кто-то растерял форму, утомившись. Например, ветеран Макелеле, которого после того, как из него делали шута 17-летние «дети» из французского чемпионата, даже не взяли в Минск, предоставив отдых. А Нене сейчас не так хорош, как в конце 2010 года. И в итоге после последнего домашнего матча «ПСЖ» с «Лансом» (0:0) публика на «Парк де Пренс» проводила своих оглушительным свистом. Поэтому как считали, что жребий подсуетил БАТЭ вполне приемлемого оппонента, так и продолжаем считать.
Но в каком состоянии сами борисовчане? От чего отталкиваться в рассуждениях на их счет?! От матчей в Киеве и с «АЗ» в Минске либо ответных встреч с украинским и голландским клубами? Как отразятся на борисовчанах изменения в составе? Нашли ли себя новички? Не станет ли фатальной потеря того же голкипера Веремко, сиганувшего за лучшей финансовой долей в «Севастополь»?! Увы, но объективной базы для анализа и, следовательно, ответов на эти вопросы нет. И получается, что, зная «ПСЖ», мы не знаем себя. Причем, и это еще более печально, есть подозрение, что и у самого Виктора Гончаренко нет полного знания о своей собственной команде. И не потому, что он где-то недоработал или в чем-то ошибся. Все проще — зима, господа и дамы, февраль с морозами. Для обладания полным знанием еще объективно рано. БАТЭ лишь строит себя на новый сезон, и требовать сейчас сдачи объекта «под ключ» было бы в высшей степени наивно.
Но что же тогда делать? Ответ банален и очевиден: верить! Верить в лучшее и стремиться к этому лучшему. Несмотря на мороз, несмотря на все февральские трудности и прочие заморочки. Действительно верить, понимая, что «ПСЖ» отнюдь не самый страшный черт, намалеванный в истории футбола. И тогда… А почему бы нам тогда не узнать себя с самой лучшей стороны, и почему бы при таком уже публичном знании не прорваться в 1/8 финала Лиги Европы?!
Руслан ВАСИЛЬЕВ