Круги на воде

Источник материала:  
07.10.2010 18:32 — Новости Спорта
Круги на воде

Круги на воде

Легкий всплеск воды — и только круги в бассейне указывают на то место, куда недавно погрузился спортсмен. Так происходит в идеале, когда прыгун, выполнивший оригинальный набор элементов, совершает безупречный вход в воду. На недавнем чемпионате континента были близки к лучшим образцам исполнительского мастерства белорусы Вадим Каптур и Тимофей Гордейчик, выигравшие на двоих три награды.

Но у кругов на воде есть и обратная сторона, как и у белорусских прыжков в воду. Этим видом занимается небольшая группа людей лишь в двух городах — Минске и Гродно. Но по-настоящему — только в столице, да и то в далеких от совершенства условиях. И вызовет ли медальный дождь в Будапеште приток желающих оказать помощь прыгунам в воду, или останутся лишь круги на воде? Попробуем разобраться.

ПАРИМСЯ ЗДЕСЬ, А МОЕМСЯ — ТАМ

Гродненская школа выдвинула из своих рядов Дарью Роменскую, ставшую на шесть лет лидером белорусских женских прыжков. Но встал на реконструкцию бассейн местного ФОК, в котором в единственном числе оказались прыжковые снаряды, и о спортшколе стали забывать. Но ДЮСШ «Волна», открытая еще в 1987 году при профкоме завода «Химволокно», живет, а ее директор Елена Денисевич всеми силами борется за существование этого спортивного заведения. Поначалу прыжки в воду обитали как отделение, затем стали самостоятельными, ныне они вновь поделились «властью» с бадминтоном. Школа — единственная в области, и, кроме бассейна ФОК, ныне ставшего аквацентром, другой ванны в регионе нет. Поэтому учащиеся вынуждены заниматься там, а за занятия в нем приходится платить немалые средства.

— Около четырех миллионов рублей в месяц выкладываем за три занятия в неделю, — уточнила Елена ДЕНИСЕВИЧ. — Коммунальные услуги выливаются в небольшую сумму, а вот налоги, в частности на недвижимость, вырастают до семизначных цифр. Еле сводим концы с концами. Не раз речь шла о закрытии школы, а затем отделения, занятия в котором оказались необычайно дорогими. Немалые средства уходят и на аренду зала на стадионе «Неман», поскольку своего специализированного у школы нет. Когда шло возведение такого сооружения, то мы устно и письменно просили установить в зале лонжу, «сухой» трамплин, но денег у спортуправления не нашлось. Решили сэкономить и соорудили помещение лишь для батута, но прыжки в воду — это не только батут, но и акробатика, и трамплин. Чтобы подготовить детей к соревнованиям, выпрашиваем деньги, изыскиваем резервы и ездим в Минск. Там на суше отрабатываем прыжки, повышаем свой технический уровень. Несомненно, скромные технические возможности порождают скромную прыжковую программу наших воспитанников. Но слава Богу, что вид спорта существует, что он не закрыт. Уж сколько лет сражаемся за его выживание!

Они занимаются три раза в неделю в зале и три раза — в бассейне. Правильнее, чтобы тренировки шли своим чередом: утром, скажем, зал, вечером — бассейн. У воспитанников «Волны» следовать подобной методике не получается: зал находится на стадионе в 15 минутах ходьбы от бассейна. «Выходит примерно по такому принципу, — улыбается Елена Денисевич, — если идем в баню, то паримся в одном месте, а моемся в другом. Мало того, прыжковая яма не отделена от водных дорожек, и трамплин нависает над занимающимися».

ТАЙСКИЕ МАРШРУТЫ

Накопилось немало проблем и с тренерами. Когда в 2001-м бассейн был закрыт на реконструкцию, четыре года школа по прыжкам существовала без воды. За это сложное время ДЮСШ сумела сохранить минимальное количество учащихся и их наставников. Тренеры Роменской Евгений и Ольга Лобановы ушли в гимнастику, а теперь работают в областном спортклубе профсоюзов Беларуси.

На родину в Таджикистан уехал Геннадий Исраилов, правда, недавно он все-таки вернулся. Вслед за ним возвратились Татьяна Беляева, более известная как Крыштапович, Татьяна Саванович, по мужу Прецкайло, Марина Петровская, ныне Хряпочкина. Все они — мастера спорта по прыжкам.

Что же касается ребят, то они из-за небольшой зарплаты ищут свое призвание за границей. Многие, как рассказывает Елена Денисевич, выступают в акробатических шоу на воде в Таиланде. Обычно заключают контракты на сезонные выступления и зарабатывают, по их словам, больше, нежели за год на тренерском поприще.

Из-за этих перипетий, связанных с отсутствием бассейна, слабым финансированием, получилось, что самые старшие воспитанники — это дети 1996 и 1997 годов рождения. Но отделение старается сохранить лицо, и у наставников и их учеников — честолюбивые планы и надежды.

ТРИ КИТА

Руководитель Республиканского центра олимпийской подготовки по водным видам спорта Елена Манько с оптимизмом говорит о том, что отряд прыгунов в воду вскоре увеличится. К группам в Минске и Гродно добавится Брест, где после ввода в строй Водного дворца будет открыто отделение по прыжкам.

Более продуктивно начало действовать отделение городского центра по водным видам в Минске. Муж и жена Хамулькины, известные в недавнем прошлом прыгуны в воду, заставили заговорить о себе как о подающих надежды наставниках. Поэтому Елена Витальевна считает, что прыгуны в воду обязательно привезут из олимпийского Лондона награду.

Но из трех составных частей любого успеха (кадров, базы, финансов) последнее — самое главное.

— Это субъективный вид спорта, — полагает Елена МАНЬКО. — Ребят надо чаще вывозить на международные турниры, «засвечивать». Их будущие успехи во многом зависят от того, как они «зарисуются» перед судьями. И когда арбитры заметят их сильные стороны, как в той же художественной гимнастике, нашим будет проще соперничать с сильными мира сего. Но сравните календарь «художниц» и прыгунов в воду! Он намного богаче и разнообразнее у представительниц гимнастического направления. А ведь за медали крупных турниров намерены сражаться и те, и другие. Несомненная проблема — тренерские кадры, которых, к большому сожалению, у нас недостаточно. Задайте вопрос тому же Александру Портнову: почему он не делится опытом с молодым поколением, почему не учит, как завоевать олимпийскую медаль?..

АЗБУКА БУДУЩЕГО

Сергей Ломановский, главный тренер национальной команды, считает, что будущее прыжков в воду во многом будет зависеть от итогов ближайшей аттестации: «Если все пойдет по нашему сценарию и после нее будут выделены более солидные средства на развитие вида, то лишь тогда можно говорить о радужных перспективах.

Надеюсь, медали на «Европе» позволят изменить точку зрения на белорусские прыжки в воду. Появятся средства, больше возможностей станет у резерва национальной команды, у детей для выездов, выступления в турнирах».

По мнению главного тренера, перспективно и отделение минской городской школы «Динамо», в котором работает известный в недавнем прошлом спортсмен Андрей Мамонтов. Как тренер он себя уже проявил: воспитанница «Динамо» Кристина Шишко планируется на выступление в младшей возрастной группе на первенстве континента. Но в школе, по существу, нет финансирования. Детей отправляют на турниры за счет Минспорта или федерации, что и произошло в этом году. «С помощью федерации, — считает Сергей ЛОМАНОВСКИЙ, — нужно решать более сложные вопросы. К примеру, расширение формата соревнований, а не финансирование отдельных команд».

Достаточно узок круг специалистов прыжков в воду. Их готовят в училище олимпийского резерва, выпускники которого получают среднеспециальное образование. В университете физической культуры нет отделения для прыгунов в воду, а все выпускники после окончания вуза выходят тренерами по плаванию. По мнению Сергея Ломановского, если бы при кафедре работали хотя бы один-два специалиста, которые преподавали технику, биомеханику прыжков, тогда выпускникам было бы проще настраиваться на занятия с прыгунами в воду. А так многое приходится постигать уже на месте, в зале или бассейне во время тренировок.

ЧТО УДОБНО ВЗРОСЛЫМ…

Нет своей базы и у отделения столичной динамовской школы, тренировки которого проходят в бассейне СОК «Олимпийский». Но то, что удобно взрослым, в том числе и национальной команде, не всегда подходит детям. Нужны специальные, соответственно возрасту, тренажеры и в зале, и на воде. «Детям подходят более мягкие, скажем, бамбуковые трамплины, — считает Андрей МАМОНТОВ. — Иногда, правда, записываемся в очередь на тренировку в городской водный центр в Уручье. Но делаем это нечасто, поскольку ездить с детьми далековато, да и не всегда выпадает удобное время в бассейне. Что же до финансирования, то вы знаете, что оно у нас слабое, в прошлом году только благодаря федерации смогли отправиться на соревнования».

Три медали на континентальном чемпионате воскресили надежду белорусов на олимпийский пьедестал в Лондоне и на возрождение славных традиций времен Владимира Алейника, Александра Косенкова и Александра Портнова. Хочется верить, что намерения не останутся лишь кругами на воде, после которых акватория затянется тиной если не безразличия, то недостаточного внимания.

Михаил ДУБИЦКИЙ


←Национальная хоккейная лига сравняла счёт в противостоянии с Континентальной

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика