Проклятие молоту, и не только ему

Проклятие молоту, и не только ему
Пережив триумф белорусских толкательниц ядра во вторник, очень хотелось, чтобы победный настрой Остапчук и Михневич оказался перенесен и на среду, благо основания для этого имелись. Но второй соревновательный день чемпионата Европы в Барселоне не задался с самого утра.
Он как ошеломил дебютным стартом серебряного призера Игр-2008 в Пекине Андрея Кравченко в программе десятиборья — 100 м, 11,26 и лишь 22-е (!) итоговое место, так и продолжил трепать стрессами белорусскую сборную, вплоть до заключительной попытки в финале мужского молота итальянского ветерана Виццони, нахально умыкнувшего бронзовую награду из рук Валерия Святохо. Разумеется, были в среду, а затем и в утренней части состязаний, состоявшихся в четверг, у нас свои радости и поводы для гордости. Причем яркие и перспективные по гамбургскому счету. Тот же Кравченко не преминул исправиться, Мирончик и Святохо отчаянно боролись, Куделич умирала, но не сдавалась, Ананенко пробился в полуфинал, Шведова — в финал. Но негативные коллизии все равно доминировали, ибо ударили по самому живому — королевскому и коронному белорусскому виду легкой атлетики.
КТО ЭТО СДЕЛАЛ, ДАРЬЯ, КТО?!
После свертывания табора десятиборцев на беговой дорожке Олимпийского стадиона на 100-метровку — первый раунд — вышли дамы-спринтеры. Условия для выхода в следующий круг — полуфинал — были традиционными: по три лучших из каждого четырех забегов, плюс еще четыре бегуньи добирались по времени. И не было, да и не могло быть сомнений, что все белорусское трио — Елена Невмержицкая, Юлия Нестеренко и Юлия Балыкина — обязано пробиваться дальше. Поэтому то, что случилось, повергло в шок. Ни лидер европейского сезона Невмержицкая (11,05), ни олимпийская чемпионка-2004 Нестеренко, ни талантливая Балыкина задачу решить не сумели. И ладно бы скорости барселонским утром были бы реактивными — так нет. Полуфинал закрыла украинка Погребняк, показавшая всего 11,53. Увы, но наши пробежали еще медленнее: Балыкина — 11,55, Нестеренко — 11,58, Невмержицкая — 11,63. Еще один повод для досады заключался в том, что лидер евросезона соревновалась в самом первом и самом медленном забеге. В том, из которого еще одна украинка Повх вышла напрямую в полуфинал с результатом, равным секундам бежавшей позже Нестеренко — 11,58. За объяснениями катаклизма корреспондент «СП» и обратился к Белой Молнии.
Юлия НЕСТЕРЕНКО:
— По горячим следам объяснений случившемуся у меня нет. Это не попытка уйти от ответа — просто действительно не понимаю, что произошло. Вроде бы хорошо настроилась. Не могу сказать, что провалила старт, — начала относительно неплохо. Но было очень тяжело, и ничего не получилось. У остальных девчонок тоже. Лена Невмержицкая второй раз бежала в Барселоне — и без успеха. И нет у меня ответов. Знаю только одно: будем их искать и готовиться к эстафетам.
Но еще раньше, аккурат в паузе между 100-метровками Кравченко и нашего женского трио, очередная катастрофа случилась и в исконно белорусском виде — метании молота. Дарья Пчельник и Ольга Цандер не то что не вышли в финал из квалификации, что при нормативе 69,00 не должно было составить для них никакого труда, а принципиально не сообразили на двоих ни одной достойной попытки. Пчельник, столь лихо начавшая сезон, «забаранилась», а Цандер сумела-таки во втором выходе из трех послать молот в створ, но пролетел он всего 62,69. С таким результатом даже на европейском уровне, не говоря уже о мировом, только кур смешить. А если учесть, что еще во вторник аналогичным образом оконфузились в квалификации два нынешних лидера мужской сборной — Кривицкий и Шаюнов, то фраза Дарьи, с которой она начала общение с прессой в микст-зоне: «Похоже, белорусский молот кто-то проклял!» — стала весьма популярной. Вот только бы понять, кто? Только бы выявить, и…
Дарья ПЧЕЛЬНИК:
— Что произошло?
— Пытаюсь проанализировать произошедшее и упорно вижу лишь одну причину: за десять дней до старта у меня случился тепловой удар. Его последствия врачами было локализовано — сутки пролежала в Стайках, не вставая с кровати, но, видимо, не все так просто. Во-первых, обострились мои проблемы со спиной. Массажисты славно потрудились, и боль удалось убрать. Но, во-вторых, как поняла только что, я перестала тонко чувствовать ноги. Их в секторе элементарно не ощущала. А в метании так: нет ног — нет и результата.
— Значит, так?
— Да. Мой беглый анализ указывает на это обстоятельство.
— Круг?
— Есть у него, конечно, характерные свойства, но все были в равных условиях, да и никакого дискомфорта по сему поводу не испытывала.
— В авиапутешествии из Минска в Барселону вы читали произведение небезызвестного беллетриста Дэна Брауна. Не ваш, получается, это автор.
— Это был мой первый опыт знакомства с творчеством этого писателя. Но если вы так говорите, то этот опыт может оказаться и последним. (Смеется.) Но сейчас, конечно, не время для шуток. Хочу повиниться перед болельщиками. Мне очень неудобно. Знаю, сколько людей переживает за наш молот, за нашу легкую атлетику, за наш спорт. Простите за такую — иначе сказать не могу — лажу. Должно нас прорвать, должно. Значит, надо терпеть и ждать. Хотя Оксана Менькова просила меня уже в Барселоне кое-кого проучить. Извини, не получилось.
Ольга ЦАНДЕР:
— Трудно находить слова после такого конфуза?
— Да… И не знаю, что сказать. Извините, если сможете. Не могу объяснить, почему так вышло.
— Показалось, что уже первая нереализованная попытка вывела вас из чувства соревновательного равновесия, а вторая вовсе ввергла в паническое состояние.
— Что-то такое и было. Уже несколько лет не выступала на таком уровне. Впервые после четырехлетнего перерыва соревновалась за страну…
— Мужчины во вторник отмечали, какой скользкий и быстрый здесь круг…
— Они правы. В Беларуси такого нет. Но это специфика: приезжая на незнакомый стадион, никогда не знаешь, на какой круг нарвешься. Поэтому это не может служить оправданием.
СУДЬБА ПРОТИВ СВЯТОХО
А в предположении, что некая «редиска» (слэнг киногероев «Джентльменов удачи») прокляла отечественный молот, действительно есть корни. Казалось, что ситуация переменилась после полного и безоговорочного оправдания Вадима Девятовского и Ивана Тихона с возвращением им олимпийских медалей Пекина-2008, но не тут-то было. Однако в мужском финале, состоявшемся в Барселоне в среду, у нас был свой представитель — Валерий Святохо. И он сражался, как лев! Он, казалось, заслужил бронзового благоволения фортуны. Увы… Судьба сыграла злую шутку, хотя в данном случае надо отдать должное сопернику — итальянцу Виццони.
МОЛОТ
28 июля. МУЖЧИНЫ. 12 финалистов
1. Л.Чарфрейтаг (Словакия) 80,02
2. Н.Виццони (Италия) 79,12
3. К.Парш (Венгрия) 79,06
4. В.СВЯТОХО (Беларусь) 78,20
5. Ш.Жиолковски (Польша) 77,99
6. А.Сокурский (Украина) 76,62
7. В.Кондратович (Польша) 75,30
8. И.Виниченко (Россия) 74,71
В сравнении, адресованном Святохо — «сражался, как лев», — нет никакого преувеличения. В первой попытке — 73,57 — он утвердил себе почву под ногами. Во второй — 76,74 — гарантировал выход в восьмерку лучших. В третьей рискнул: пускай и безрезультатно, но все было оправданно. В четвертом и пятом выходах в сектор Валерий опять атаковал — 75,71 и 76,06. И, наконец, в шестой попытке Святохо, как показалось, снял проклятие — 78,20. Результат, конечно, не ахти по меркам Девятовского и Тихона, но в Барселоне он мог принести «бронзу». Как-то не верилось, что Виццони — титулованный молотобоец, давно не имевший серьезных прорывов, — сумеет метнуть дальше. Но итальянец с шевелюрой, подернутой сединой, к сожалению, боец до мозга костей. Никола не только опередил Святохо, лишив (второй вечер подряд такая беда!) белорусскую сборную третьего места, но и выбился на второе место, уступив лишь словаку Чарфрейтагу, «переползшему» через 80-метровый рубеж. Разумеется, Валерий пережил разочарование, но у этого интеллектуального и рассудительного парня есть все для того, чтобы извлечь выгоду и пользу как из позитива, так и из негатива Барселоны, и идти дальше.
— Не удалось вам снять проклятие с отечественного молота…
— Виццони — красавец. Отлично попал в снаряд, причем в самый нужный момент. Это опыт призера Олимпиады. Итальянец знает в молоте все и готов по-прежнему на практике реализовывать свои знания.
— Вы тоже боролись отчаянно.
— Спасибо. Концентрировался — получалось. А на того же итальянца даже в решающий момент не обращал внимания, не терзал себя думами — сможет или не сможет. Моя последняя попытка вообще плохо отложилась в памяти. Просто знал: это последний шанс, которым надо постараться воспользоваться.
— На какой результат рассчитывали перед финалом?
— Так вопрос ставить неправильно. Мы с тренером предполагали, что медаль может принести попытка в район 79 метров. Туда, как минимум, и метил. С самого начала, хотя изначально все складывалось не очень здорово. Не сразу и себя почувствовал, и снаряд.
— Так чего же больше принесла вам Барселона — позитива либо негатива? Ведь нельзя забывать о том, что вы единственный из белорусского трио пробились в финал. То есть номинально третий номер сборной стал первым…
— Все эти цифры, номера — пустое. Надо выходить в сектор и метать, а молот всех рассудит. Что же касается баланса позитива и негатива, то у меня есть правило: не спешить с оценками и выводами. Подождать хотя бы два-три дня. Подумать, успокоиться, остыть. Для большей объективности. Пока же в голове мешанина положительных и отрицательных эмоций. И еще обидно за ребят — Кривицкого и Шаюнова. Вечерние соревнования сильно отличаются от утренних квалификационных сессий. Организм проснулся. И еще. Неизвестно, то ли организаторы что-то сделали с метательным кругом, то ли так повлиял уход сектора в тень, но он в финале был не таким скользким. Совершать попытки стало намного удобнее.
— Четвертое место — это для вас локальный, но шаг вверх в иерархии молотобойцев. Однако если отталкиваться от вашего личного рекорда — 81,49, то…
— Можно было выиграть с большим преимуществом. Но это — махание кулаками после драки. В принципе, выступил почти по лучшему результату в сезоне — 78,33. Но в целом уровень результатов в мужском молоте снизился, однако уверен, что это временное явление. В сектор возвратятся асы, плюс на подходе молодежь. Конкуренция обострится, и результаты обязательно пойдут вверх.
— К какой когорте отнесете себя?
— К третьей. Уже зрелых спортсменов, которым есть что сказать, у которых имеется мотивация к реализации. Будь иначе, поверьте, не стал бы задерживаться. Цель — развитие, и резервы у меня есть.
— Не брились на фарт?
— Скорее да, чем нет. (Смеется.) Как показывает статистика моих выступлений, со щетиной выступаю лучше. Но сейчас пойду побреюсь.
ЦЕНА ЗАСТУПОВ
В предыдущем репортаже ваш покорный слуга прогнозировал, что место на пьедестале почета в женских прыжках в длину гарантирует результат за 6,80. Ошибки не случилось, хотя тот факт, что сразу две спортсменки — португалка Гомеш и латвийская красавица блондинка Радевица — достигнут аж 6,92, стал неожиданностью. Но Найде показала свой лучший результат в сезоне, а Инета вовсе установила рекорд Латвии, выиграв «золото» по лучшей второй попытке.
Но вся штука в том, что белорусская финалистка Анастасия Мирончик могла и потенциально, и реально оказаться на подиуме. Ее личный рекорд, дважды показанный в текущем сезоне, — 6,84, а именно этот результат принес «бронзу» россиянке Кучеренко. Кроме того, во втором и пятом прыжках Настя улетала очень далеко — за 6,90! Но мини-заступы — 1,8 см и 0,9 см — испортили ей всю малину. Однако Мирончик все равно надо отдать должное. Характер у нее бойцовский: в стрессовой ситуации перед третьей попыткой — после двух белоруска занимала девятое место — она смогла собраться и войти в октет суперфиналисток, хотя прыжок на 6,56 выполнила с колоссальным недоступом — более 18 см.
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ
28 июля. ЖЕНЩИНЫ. 12 финалисток
1. И.Радевица (Латвия) 6,92 (6,87)
2. Н. Гомеш (Португалия) 6,92 (6,68)
3. О.Кучеренко (Россия) 6,84
4. В.Рыбалко (Украина) 6,78
5. Л.Колчанова (Россия) 6,75 (6,71)
6. А.МИРОНЧИК (Беларусь) 6,75 (6,56)
7. Р.Медгейсова (Словакия) 6,71
8. И.Спанович (Сербия) 6,60
Но если год назад финалистка чемпионата мира в Берлине горько расплакалась, сожалея об упущенных шансах, то теперь Анастасия контролировала свои эмоции.
— Очень нервно выступили…
— Как и всегда. (Улыбается.) По-другому у меня не получается. Приключений хватило, и досадно, что ни одно из них не принесло результата, на который нацеливалась. О чем-то фантастическом не мечтала, но показать свои 6,84 и даже чуть больше очень хотела.
— Во второй и пятой попытках при крошечных заступах вы улетали на «золото»…
— Что по этому поводу скажешь — увы. Не вовремя обострились отдельные технические проблемы. Из-за них и недоработала на медаль.
— Какая установка была на первый прыжок? Возможно, он на 6,48 и сломал в какой-то степени вам соревнование?
— Было такое. Тем более что на разминке улетела далеко и собиралась сразу войти в соревнование с высоким результатом, а получилось — наоборот.
— Зато, когда прижало, вы на «тоненького», сильно страхуясь от заступа, но сумели обойти словачку Велдакову. Такие моменты дорогого стоят.
— Настраивалась, собиралась, понимала, что могу. Не попасть в восьмерку было бы провалом. Так для себя определила изначально. Могу прыгать далеко. Поэтому обидно, что не полностью реализовалась на главном старте сезона.
— Настраивались и собирались вы коленопреклоненной. Фактически в молитвенной позе…
— Так мне удобнее отключиться от внешних факторов.
— Самой «дикой»у вас получилась четвертая попытка, когда просто пробежали по яме.
— Пережив один стресс борьбы за восьмерку, не успела опять собраться с мыслями. Да и пауза между прыжками оказалась очень короткой, плюс судьи не сразу поставили нас в известность, кто на каких местах находится и за кем прыгает.
— Анастасия, у вас утомленный вид. Барселона измучила?..
— Нет, хотя в квалификации выступала в разгар пищевого отравления. Хорошо, что сумела выполнить норматив в первой попытке.
— Хорошо ли? Ведь вы показали 6,66, а у вашего супруга прыгуна тройным Сергея Иванова в квалификации 16,66. Для суеверных людей это было бы ударом.
— А я и суеверна, хотя и не до такой степени. Скажу больше: у меня номер в отеле — 805. Если сложить цифры, то получится 13… Раньше чертову дюжину считала своим счастливым числом, но сейчас не знаю, что и думать.
СУПЕР АНДРЕЙ!
Но вернемся к нашему рыцарю десяти качеств — Андрею Кравченко, который, всех шокировав на 100 м, затем начал планомерно и неумолимо для соперников съедать предоставленную им фору. В длине белорус показал второй результат, установив личный рекорд сезона — 7,79 при небольшом, но встречном ветре. В ядре никогда не любивший этого упражнения Кравченко ограничился 14,32, но зато выиграл первый вечерний вид программы среды — высоту, с шикарным для десятиборцев результатом — 2,10 (еще один сезонный «личник»). Наконец, в беге на 400 м белорус стал восьмым, побив и еще один «бест» сезона — 49,01. Все эти подвиги позволили Кравченко перебраться с 22-го места на 3-е. Но далось это ему непросто. Когда Андрей покидал дорожку, корреспондент «СП» приветствовал его с трибуны. Спортсмен заметил, постарался ответить, но его просто зашатало от усталости.
Однако, как выяснилось, еще больше здоровья среда отняла у лидера после пяти видов — украинца Касьянова. В четверг утром на старте 110 м с/б ни зрители, ни журналисты, ни соперники его не увидели. Травма мышцы задней поверхности бедра. А вот Кравченко продолжил геройствовать. Второй результат в барьерном спринте — 14,21 — и лучший результат сезона в метании диска — 45,48, вырванный у судьбы в последней третьей попытке. Таким образом, после семи видов Кравченко (6034) уступал лишь литовцу Драудвиле (6083), но потенциально Андрей сильнее оппонента, как минимум, в двух из трех видов — шесте и беге на 1500 м (в копье оставим паритет).
Дневная часть программы вчера завершилась именно шестом. У Андрея Кравченко стало 6960 баллов — первая сумма! У Эдуарда Михана — 6647 и 7-е место. Таким образом, вчера в послеобеденное время все белорусы в Барселоне начали мечтать. О большом и светлом. Но читатели «СП» находятся в лучшем положении, уже зная, чем завершился в четверг спор десятиборцев.