Дубль, близкий к хет-трику!

Дубль, близкий к хет-трику!
И все-таки мы — белорусы — удивительная нация! Казалось бы, что еще надо?! Во вторник, в первый соревновательный вечер чемпионата Европы, копилка нашей сборной пополнилась сразу двумя медалями — золотой и серебряной. Их в секторе для толкания ядра добыли признанные асы и лидеры мирового сезона — Надежда Остапчук и Наталья Михневич.
Таким образом, дебютная церемония награждения на Олимпийском стадионе в столице Каталонии имела ярко выраженный белорусский подтекст — два красно-зеленых флага, родной гимн, улыбки Надежды и Натальи. Но нам все равно чего-то и кого-то не хватало, ибо аппетит разыгрался во время еды!
Ведь и Янина Провалинская-Карольчик была чрезвычайно близка к покорению пьедестала, а значит, и к возвращению на звездную орбиту тем самобытным «светилом», каким Яна была еще недавно, выигрывая Олимпиаду и чемпионат мира. Триумфатор Сиднея-2000 практически стояла на третьей ступени, но у россиянки Авдеевой, которой, к нашему сожалению, не откажешь в бойцовских качествах, еще оставалась в запасе последняя попытка, которая и помешала полному белорусскому счастью. Но, хоть дубль и не хет-трик, будем радоваться и превозносить Остапчук и Михневич — настоящих, непоколебимых лидеров, уже заслуживших, чтобы о них слагали легенду.
БАДУЕВ НЕ ОШИБСЯ
О том, что в Барселоне весь пьедестал в женском ядре может быть белорусским первым, из специалистов накануне отъезда в норвежский Берген на командный чемпионат Европы сказал в интервью «СП» главный тренер сборной Анатолий Бадуев. Отвечая на вопрос «Исходя из каких посылов в команду на испытание в Скандинавии оказалась включена опытная спортсменка-любитель Епимашко?» — наставник вначале напомнил о спортивном принципе — Вера с весьма достойным результатом под 19 метров выиграла Кубок страны.
А потом поделился прогнозом о полной оккупации континентального подиума в Каталонии, на реализацию которого и нацелены первые номера сборной.
Разумеется, и сами журналисты «СП» догадывались о существовании такого оптимистичного варианта. Он возник в головах как реакция на блестящие выступления в сезоне Остапчук, убедительную готовность Михневич и прозрачный намек на ренессанс Провалинской-Карольчик, сделанный Яниной на нескольких домашних турнирах, где она неоднократно посылала ядро за 19 метров и едва не покорила 20-метровую отметку.
Однако конкурентки тоже не дремали, и, например, на недавнем этапе «Бриллиантовой лиги» в Гэйтсхеде титулованная немка Кляйнерт обыграла даже Михневич, пускай и уступила Остапчук и новозеландке Вили, которой, естественно, на «Европе» нет. Но еще в июне, больше чем за месяц до Барселоны, Бадуев уверенно сказал: «У нас будет шанс бороться за все места на пьедестале почета».
Тренер не ошибся: шанс был, и шанс отличный, почти использованный. Все белорусы наверняка уже представляли, как роскошно будет выглядеть пьедестал почета, но тут и вмешалась в расклад россиянка Авдеева, которая затем и выглядела самой счастливой.
Что, впрочем, было понятно: Провалинской-Карольчик, таки настоявшей на своем возвращении в элиту и превращении в привычную по прошлым годам грозную силу, радоваться потере медали было не с руки. Что же касается Остапчук и Михневич, то они классно отработали, но это были фавориты из категории «хоть убей». Не займи они два первых места на пьедестале — это стало бы сюрпризом. А так они спокойно принимали поздравления, хотя болельщикам сдерживаться точно не надо.
ТОЛКАНИЕ ЯДРА
27.07. ЖЕНЩИНЫ. ФИНАЛ.
1. Н.ОСТАПЧУК (Беларусь) 20,48
2. Н.МИХНЕВИЧ (Беларусь) 19,53
3. А.Авдеева (Россия) 19,39
4. Я.ПРОВАЛИНСКАЯ-КАРОЛЬЧИК (Беларусь) 19,29
5. О.Иванова (Россия) 19,02
6. П.Ламмерт (Германия) 18,94
Весь ход соревнований на Олимпийском стадионе Барселоны был для белорусской сборной последовательно-наступательным. В первой попытке свое веское слово сказала Остапчук — 19,67 — и полная уверенность в восхождении Надежды на пьедестал. Во второй сессии прорезался толчок у Михневич — 19,52. Наконец, в третьем выходе в сектор все удачно сложилось у Провалинской-Карольчик, до этого испытывавшей легко объяснимое волнение — 19,29.
Борьба за «золото», по сути дела, завершилась в четвертой попытке, когда Остапчук окончательно утвердила свое превосходство, покорив 20 метров — 20,43. Михневич надо отдать должное: Наталья продолжила бороться и атаковать, улучшив свой результат в последнем выходе в сектор — 19,53. На сантиметр, но все-таки. Однако и Надежда подружилась с куражом, тут же ответив — 20,48. Но еще несколькими минутами ранее состоялась драматическая для нас развязка в схватке за «бронзу». У Авдеевой, до этого имевшей 19,25, что отправляло ее за «деревянной» медалью, еще раз раззуделось плечо — 19,39. Классик заключительных шансов Провалинская-Карольчик — сколько раз сама Яна претворяла в жизнь девиз «пока есть попытка — ты не проиграл!» — не сдалась, но дальше уже освоенных 19,29 ее ядро в Барселоне лететь отказалось.
Надежда ОСТАПЧУК:
СРАЖАТЬСЯ ЗА 21 МЕТР!
Новоиспеченная чемпионка Европы общалась с журналистами охотно. Надежда Остапчук уделила свое звездное и истинно по-белорусски доброе внимание не только корреспонденту «СП», но и коллегам из России, а также Западной Европы. При этом она стеснительно ссылалась на плохой английский: «Только недавно вплотную начала изучать». Однако тараторила так, что и иной «большой знаток» языка Шекспира умер бы от зависти.
— Как вместе с наставником Ефимовым определили стратегию на финал? Была ли ставка на первую попытку, в которой бы стремились пошатнуть почву под ногами соперниц?
— В принципе, со стратегией и тактикой ничего не мудрили. Первая попытка всегда делается для зачета, собственного успокоения и обретения уверенности, чтобы в следующих выходах в сектор чувствовать себя более раскрепощенно, чуть больше рисковать в движениях. На мой взгляд, получилось не очень здорово, хотя, как потом выяснилось, для завоевания «золота» хватило бы и этих 19,67.
— Дальше…
— Обострились отдельные технические проблемы. Накопилась серьезная усталость, ибо финал в Барселоне был уже пятым стартом за неполные две недели — этапы «Бриллиантовой лиги» в Гейтсхеде, Париже и Монако, плюс утренняя квалификация под палящим солнцем. Поэтому бороться за высокий результат было уже сложно, и желание еще раз пойти на штурм 21 метра не осуществилось.
— Но ведь прибавляли!
— Настроение было хорошим, хотелось сражаться.
— Возвращаясь к усталости: повлиял ли тот факт, что в финале соревновались аж 14 спортсменок?
— Не без этого. Считаю, что со столь низким квалификационным нормативом — 17,50 — организаторы промахнулись. На мой взгляд, он должен был быть минимум 18 метров.
— А тут еще аккурат к началу вашего финала открылась программа первого раунда в мужском беге на 100 м. «Детский сад» едва шевелился на дорожках, а вам, звездам мировой легкой атлетики, приходилось ждать…
— Да, этот момент также присутствовал. Но, знаете, мы к такой дискриминации практически привыкли и воспринимаем ее философски. Не обращаем внимания, не тратим понапрасну нервы. Все равно ничего изменить невозможно.
— Вернемся к вашей первой пробе пера на 19,67. Как бы вы себя ни критиковали, но очень быстро стало ясно: оппоненткам вряд ли подвластен и такой результат.
— Что ж, соглашусь. И сама для себя определилась в посыле: похоже, остальные девчонки дальше толкать сегодня не готовы. Да и, в принципе, на современном этапе, кроме меня и Вили, покорить 20 метров никто не готов. Однако, во-первых, 19,67 — это не 20-метровый рубеж, а во-вторых, в легкой атлетике случается всякое. Сколько уже было в истории таких прецедентов! Поэтому продолжала бороться в каждой попытке. Вот так и получились очень достойные 20,48. А вот Яну в последней попытке прихватили. Сильно за нее расстроилась.
— Кстати, показалось, что, когда еще одной ученице Ефимова в первый раз покорились 19,29, вы радовались больше, чем собственным толчкам за 20 метров.
— Вы правы. Действительно, очень хотелось, чтобы возвращение Яны на топ-уровень увенчалось выигрышем медали, а весь пьедестал оказался бы белорусским. Это было бы очень красиво и убедительно. Увы, у Авдеевой нашлись свои аргументы — она молодец. Но убеждена, что Провалинская-Карольчик все равно отлично вернулась в сектор после такого долгого перерыва и у нее есть перспектива. Хорошая перспектива!
— В этом сезоне у вас есть все: высокий результат, победы на этапах «Бриллиантовой лиги», «золото» Барселоны. Но было бы здорово все совместить в одном флаконе, чтобы та же Валери Вили не питала иллюзий на счет чемпионата мира-2011 в корейском Дэгу и Олимпиады-2012 в Лондоне…
— Это отличный вариант. Но для покорения 21-го метра нужны все-таки другие условия, чем сегодняшние в Барселоне. Здесь — размялась, согрелась, остыла и опять разогреваешься. Кроме того, с такими долгими паузами тяжело настроиться. Поэтому штурмовать 21 метр значительно удобнее на разных Гран-при, но, поверьте, этот также производит на соперниц сильное впечатление.
— В последней вашей очной дуэли с Вили в Монако вам принесли викторию 3 сантиметра: 20,23 против 20,20…
— Здесь не все однозначно. (Смеется.) Дело в том, что одна попытка в Монако была у меня близка к 21 метру. Ее не показали в трансляции этапа «Бриллиантовой лиги», но споров она вызвала много. Попытку не засчитали, но мы не согласились, подключили жюри, и все специалисты оказались на нашей стороне, кроме одного судьи — главного арбитра. Ей показалось, что был заступ, и свое решение она менять отказалась. Позже мы сами смотрели видео, и с полной уверенностью заявляю: нарушения правил при выполнении попытки не было.
— Кстати, еще один момент, который обсуждался накануне Барселоны: зачем вы, в отличие от Михневич, возвращались из Монако в Минск?
— Все объясняется просто: личные дела. Мне нужно было оказаться дома в эти дни, а большого риска не было. Рейсы были подобраны удачно, смогла и проблемы решить, и потренироваться, и отдохнуть.
— Барселона — это…
— Пока загадка. Ничего, кроме стадиона и вида из отеля, не видела. Но в среду постараюсь познакомиться с достопримечательностями.
— Вы говорили об усталости, но сезон еще отнюдь не закончен.
— Да. Уже 5 августа старт в рамках 11-го этапа «Бриллиантовой лиги» в Стокгольме. И дальше, дальше, дальше…
— Отрыв в 4 очка от Вили — это и не мало, но и не так уж много…
— Именно так. Достаточно пропустить одно соревнование, которое выиграет Валери, — и мы будем вровень. Расслабляться рано, да и нет у меня ощущения, что Вили отдаст мне первое место в зачете «Бриллиантовой лиги».
— Сейчас мы говорим о победе на ЕВРО, о перспективах в «Бриллиантовой лиге», а ведь прошлым летом из-за травмы вы пропустили чемпионат мира в Берлине, но спустя пару дней выступили на маленьком турнире в Эстонии. Можете сравнить два настроения, разделенные годом?
— Вряд ли. Они абсолютно противоположны. Тогда было очень обидно. Находилась в хорошей форме, но внезапная болезнь — и… В Эстонию отправилась за очками, чтобы выступить в финале Гран-при. После больницы, приема антибиотиков была никакой, совсем никакой! Ядро меня сносило с места. Однако главное, что преодолела то свое состояние.
— На пресс-конференции, которая состоялась уже после церемонии награждения, что-то у вас не было видно в руках фрагмента мозаики под Гауди, вручаемой в Барселоне медалистам…
— Не волнуйтесь. (Смеется.) Не потеряла. И мозаика, и медаль Барселоны найдут достойное место в моей коллекции наград.
Наталья МИХНЕВИЧ:
ЭКСПЕРИМЕНТОМ ДОВОЛЬНА
Наша серебряная медалистка Наталья Михневич с полным осознанием должного отнеслась к своему очередному успеху.
— Все сложилось нормально. Выступали в достаточно комфортных условиях: в Минске было жарче, чем в Барселоне.
— Значит, правильно сделали, что перебрались сюда сразу после этапа «Бриллиантовой лиги» в Монако?
— Однозначно, да. Лишние перелеты ни к чему. Особенно для меня, нервно реагирующей на самолеты. (Смеется.) Всегда мечтаю уменьшить их количество.
— Короткий сбор в Барселоне прошел удачно?
— Без проблем. Все сложилось оптимально, за единственным, пожалуй, исключением — в эти дни со мной не было тренера Никипорчик, которая прилетела вместе с командой.
— Последние две недели вместили в себя пять стартов, учитывая два барселонских…
— Такая практика у меня впервые, но мы сознательно пошли на этот эксперимент. И, судя по сегодняшнему результату, многое получилось. Я довольна и занятым местом, и результатом, и техническим исполнением своих лучших попыток.
— Вы боролись до конца, но ведь что-то не получалось?
— Не без этого. Чуть-чуть не попадала в ритм. Однако результативными попытками не разочарована, да и психологически чувствовала себя уверенно.
— Сезон не закончен…
— О, отнюдь не закончен.
— Но его нельзя назвать для вас базовым в процессе подготовки к Лондону, хотя бы в силу тех же экспериментов?
— Вы правы. Сезон у меня не такой, как все предыдущие. Мы ищем и находим варианты, хотя, честно признаюсь,боялась изменений. Но втянулась, многое получается. Это настраивает на оптимистичный лад, прибавляет уверенности.
— А психологически? Вы экспериментируете и практически не покидаете призовую тройку на этапах «Бриллиантовой лиги», но Остапчук и Вили пока толкают дальше. Зная ваш спортивный характер, не сомневаюсь: вам от этого мало радости…
— Делаю свою работу, концентрируюсь на себе. (Смеется.) А модель еще, конечно, будет анализироваться и обсуждаться. В дилемме, что лучше — тренироваться или часто состязаться, — важен момент отношения к соревнованиям. У меня идет последовательное преодоление этапа за этапом, и это нравится.
Янина ПРОВАЛИНСКАЯ- КАРОЛЬЧИК:
ЛОНДОН СТАЛ БЛИЖЕ
Оставшаяся на четвертом месте Янина Провалинская-Карольчик, разумеется, была огорчена, но сумела найти позитив в своем барселонском опыте.
— Конечно, мечтала о медали и очень расстроена. Но надо признать, что причина поражения кроется во мне: первая попытка с заступом повлияла на внутреннее состояние. Как следует настроиться на остальные не получилось. Однако считаю, что возвращение состоялось, уверенности прибавилось, и теперь фраза «Олимпиада-2012 состоится в Лондоне» — не просто слова из спортивного календаря. Отступать уже не буду.