Вместо людей – машины
Вместо людей – машины
«Дым на небе, дым на земле, вместо людей — машины», — пел и продолжает петь лидер группы «Крематорий» Армен Григорян. Учитывая, насколько распространены прагматические, «машинные» веяния на футбольном мундиале в ЮАР, одну из культовых фигур советского рок-н-ролла можно смело окрестить провидцем. По сути дела, человеческий фактор происходящему ныне в Южно-Африканской Республике действу добавляют лишь аргентинцы с Марадоной, немцы с их тевтонским стремлением оставаться самими собой, да еще, конечно, судьи, столь безбожно ошибающиеся, что хочется расшибить лоб, но привнести-таки в спортивную забаву номер один современные технологии.
А еще есть большое желание пожурить и даже поругать с использованием ядреных глаголов злодейку судьбу, которая своими фортелями при жеребьевке групповых турниров в декабре-2009 в Дурбане, а затем и непосредственно по ходу мундиаля создала ситуацию, когда аргентинцы и немцы сойдутся в очном бою уже на четвертьфинальной стадии. В результате этих предпочтений с элементом махинации кто-то из команд-симпатяг задолго до финала прекратит борьбу, и мы так и не узнаем всей сермяжной правды, потеряв еще в эстетике, смелости, романтизме и напоре. Небесной канцелярии, которая, хочется верить, преследует некие высшие интересы, почему-то было угодно устроить сшибку с обязательными искрами из глаз задолго до финала, параллельно сообразив такую пару, как Уругвай — Гана. Но, как пела молодая Алла Пугачева, «песня не о том, а о любви».
Да и по итогам понедельника на мундиале оказалась сформирована еще одна четвертьфинальная пара с роскошной и звучной вывеской: Бразилия — Голландия. Но именно она (пара), едва пройдя все стадии официального оформления в поединках 1/8 финала, и навеяла мотивы «Крематория» с его дымом и машинами. Афиша матча, что и говорить, прекрасная, и даже больше. Тут и воспоминания накатывают, и фамилии с прозвищами приходят на ум — Пеле и Круифф, Ромарио и Бергкамп. И другие, другие, другие! Фамилии и матчи, матчи и фамилии.
Но вот ведь парадокс: если раньше бразильцы и голландцы несли в себе дух двух разных прекрасных футбольных культур, что и обеспечивало увлекательность их очных противостояний, то ныне это близнецы-сестры, играющие согласно одним и тем же тактическим и стратегическим лекалам. Характеристики, модельный ряд — идентичны, и наставники Берт ван Марвейк и Дунга черпают вдохновение из одного источника, имя которому — Прагматизм & Рационализм. И это по-настоящему грустно.
Ведь команды, ранее баловавшие честную публику мастерским владением мяча, теперь не считают зазорным отказываться от позиционных розыгрышей, заманивая оппонентов в ловушку. Вы хотите территории и инициативы — пожалуйста, ради бога! Владейте. А мы, будучи нацеленными на обрезы и перехваты, поймаем вас, неумелых, на потере, после чего побежим, понесемся, ворвемся в свободные зоны и разорвем вас как тузик грелку, благо индивидуального мастерства у нас — воз и маленькая тележка. И ведь бегут, несутся, врываются, разрывают, забивают и выигрывают. Публика в смятении: с одной стороны, ей явно поставляется футбольный суррогат от классических грандов, а с другой — против него не особенно и попрешь. Есть результат, а в футболе, являющемся отражением всей жизни, ныне цель оправдывает средства.
Поэтому ван Марвейк не постеснялся стать апологетом прагматизма, разрушающего романтическую ауру «оранжевой» дружины. Поэтому Дунга стал последователем идей своего духовного учителя Карлоса Алберто Паррейры, который безобразничал на эту же тему, причем безобразничал с большим успехом на мундиале-94. Вот только давайте зададимся простым вопросом: стоило ли тем же голландцам городить этот «прагматичный» огород?
Безусловно, уверенное продвижение «оранжевых» в четвертьфинал — это свидетельство квалифицированной, профессиональной работы ван Марвейка. Голландская сборная в рамках идей, эксплуатируемых наставником, — сбалансированная команда с четко прописанными индивидуальными ролями. Есть группа творческих исполнителей, отвечающих за атаку, — Снейдер, Кайт, ван Перси и, конечно, Роббен, плюс резервисты — Элиа, ван дер Варт, Афеллай, Хюнтелар. В наличии и умелые мастера черновой пахоты — ван дер Виль, ван Бронкхорст, Матейсен, Хейтинга, Де Йонг, ван Боммель. Элитарный персональный уровень мастерства обеспечивает высокую скорость командных взаимодействий (при желании), позволяет строго обороняться и качественно использовать ошибки соперников. Можно отметить и разумное соотношение ветеранов, игроков среднего поколения и молодежи. Перекоса нет ни в одну из сторон, что обеспечивает нормальный микроклимат в коллективе, хотя с таким смутьяном, как ван Перси, выражающим недовольство при заменах, ван Марвейку совладать непросто. Но наставник держит в узде всех асов, заставляя их подчиняться общим интересам и дисциплинарным требованиям.
Мудро рулевой «оранжевых» придержал и того же Роббена, не поторопившись бросить Арьена в пекло мундиаля. Теперь этот вингер здоров, голоден до футбола, а своих навыков он не утратил. Разумеется, критика, замешанная на ностальгии по прежним славным временам, постоянно накрывает волнами отчуждения штаб ван Марвейка, но публику, ублажаемую победными инъекциями, постоянно успокаивают: не суетитесь, не сотрясайте воздух. Вспомните, чем завершился ЕВРО- 2008, где устраивавших феерию голландцев остановил их же соотечественник Хиддинк, руководивший российской сборной, игравшей по нашим нынешним образцам. Во всех матчах континентального форума мы создавали множество моментов, но использовали далеко не все, тогда как сейчас с процентом реализаций полный порядок. Голевых шансов значительно меньше, но есть победы. А что вам еще надо? И смущены болельщики из Страны тюльпанов, и нет у них ответа. Внутри что-то ломит и говорит: «Надо! Надо и еще!» Но как тут попрешь на бронированный танк?!
А ван Марвейк и его орлы продолжают внушать честной публике на уровне подсознательного гипноза. Дескать, тренерский коллектив «оранжевых» поставил перед собой задачу полностью концентрироваться на каждой отдельной игре. Все без исключения матчи рассматриваются как очень важные, «проходных» нет и быть не может. Наставники постоянно на страже. Они бдят и блюдут верность выбранным постулатам, хотя и признают: у нынешней команды другой стиль, чем у ее предшественниц. Но к чему паниковать и разрывать глотку критикой, если есть результат?! Стабильность во всех ее проявлениях, что есть прямая заслуга ван Марвейка. Если раньше «оранжевые» спотыкались в своем атакующем футболе, теряя самообладание и лицо, то теперь даже в критические моменты помнят и, следовательно, не отступают от главных, базовых принципов ведения игры. Голландия уже не проигрывает более 20 матчей, а это — результат. Результат, результат, результат…
Вот только наступит конкретный день четвертьфинала — 2 июля 2010 года, и никакого результата у голландцев может и не остаться. В победе Бразилии, разумеется, нет ничего фантастического, и, более того, именно пентакампеоны — фавориты этой пары. И что тогда останется в памяти «оранжевой» торсиды? Что заставит их сожалеть об утраченных шансах и через многие годы ностальгировать о такой сплоченной, профессиональной и разумной команде ван Марвейка? Да ничего!
Ведь не станешь хранить в голове муторные воспоминания о том, как игроки дожидались автогола датчан или грубейшей комплексной ошибки японской обороны. Как они, воспользовавшись сольной импровизацией Роббена и несостоятельностью защиты словаков, весь матч старательно убивали время, ни на шаг, ни на йоту не отступая от «главных, базовых принципов игры», при всей их антифутбольной сути. Нет, такие «сладкие грезы» память отвергнет. Зато останется злость, разочарование и опустошение, когда, как говорят в народе, ни в голове, ни в седалищном месте нет и не может быть никакого восторга.
А бразильцы голландцев таки обыграют. У них «машины» будут покруче, и на одного Роббена найдутся несколько Кака и Майконов. Да и состав Дунга собрал исключительно под свое прагматичное видение, избавившись от звезд, не вмещавшихся в отведенные тренером персональные ниши. И опыта в эксплуатации идей рационализма и минимализма у пентакампеонов больше. Перед Дунгой был Паррейра — тот еще «фантазер»-рационализатор стиля.
Поэтому в начале матча Бразилия — Голландия обе команды будут катать мяч на своей половине поля, уповая на стандарты и грубые ошибки. Потом подопечные Дунги встрепенутся угловыми и диагоналями из глубины поля и заставят Стекеленбурга достать мяч из сетки. После чего бразильцы окопаются на своей половине поля. Если голландцы не полезут вперед, то матч так и завершится. А если полезут, то будет разгром, ибо ощущение того, что «оранжевые» не раскрыли своего потенциала и в случае чего могут прибавить, на взгляд автора, ложное. Навыки теряются, когда есть такие базовые принципы.
Вы не согласны?