Самое страшное кино
Самое страшное кино
Сразу констатируем: чилийские краски, добавленные в общую картину мундиаля подопечными аргентинского специалиста Марсело Бьельсы, оказались достаточно яркими и привлекательными. Футбольного пейзажа в ЮАР они уж точно не испортили, скорее наоборот — привнесли очарования и симпатичности. Что же касается поражения от бразильцев, пришедшегося на тяжелейший день недели — понедельник, то это — как чилийская вина, так и их беда, причем второй фактор превалирует. Для «красных» дуэли с «желто-синими» уже многие десятилетия являются «самым страшным кино».
1/8 финала
БРАЗИЛИЯ — 3 (2) ЧИЛИ — 0 (0)
ЙОХАННЕСБУРГ. 28 июня. Стадион «Эллис Парк». 54096 зрителей.
СУДЬЯ: Х.Уэбб (Англия).
ГОЛЫ: 1:0 — Жуан (34, пас — Майкон). 2:0 — Луис Фабиано (38, пас — Кака, Робиньо). 3:0 — Робиньо (59, пас — Рамирес).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Кака (30), Рамирес (72) — Видаль (47), Фуэнтес (68), Мильяр (80).
Со всеми вытекающими из этих драматических и трагедийных ужасов печальными последствиями. Бразильский комплекс — пресловутый дамоклов меч для Чили, от которого эту веселую сборную не уберегла в ЮАР даже мудрая голова Бьельсы. Пентакампеоны и ее — с плеч долой, из сердца вон.
История противостояния бразильцев и чилийцев, действительно, богата на унизительные разгромы, которые первые учиняли вторым. Причем иногда, а если вернее — частенько, «красные» априори признавали превосходство гранда, сдаваясь на его милость без оказания сколько-нибудь серьезного сопротивления. Так, например, произошло на последнем Кубке Америки, где чилийцы, выйдя из группы, но угодив в плей-офф на пентакампеонов, устроили такую бурную попойку с элементами дебоша, что она стала первопричиной кадровой революции в национальной команде, завершившейся приглашением Бьельсы. «Красные» оконфузились в Венесуэле с теннисным неприличием 1:6, и сразу шесть футболистов подверглись длительным дисквалификациям. Из них прощения Бьельсы заслужили лишь трое — Контрерас, Тельо и Вальдивия. Каждый из этого трио принял участие в баталии в Йоханнесбурге, однако главной причиной их востребованности стал факт невозможности использовать в поединке 1/8 финала мундиаля из-за дисквалификаций ведущих беков — Понсе, Эстрады, Меделя.
Разумеется, такие потери не проходят бесследно ни для одной сборной, тем более для такой, как чилийская, в которой разрыв между основной и резервной обоймой ощущается достаточно очевидно. Но даже не в этом кроется главная причина неудачи, в очередной раз болезненно уязвившей самолюбие «красных» и их болельщиков. С первых минут почувствовалось, что даже изумительному тактику и мотиватору Бьельсе не удалось вытравить из своих парней бразильского комплекса. Чилийцы хоть и попытались остаться самими собой, традиционно бойко начав матч, но подспудно их головы были готовы сдаться и капитулировать. При этом сами пентакампеоны, видимо, заранее зная, что они производят на визави гипнотическое впечатление, аналогичное воздействию удава на кролика, впервые на мундиале не произвели показательного отказа от владения мяча, доставляя себе порой ментальное удовольствие с ним возиться и дурачиться.
Но и это понятно, даже если учитывать склонность наставника Дунги к сухому, выхолощенному прагматизму. От своих убеждений этот специалист, беспощадно критикуемый на родине и в дни побед, естественно, не отказался. Однако и у Дунги было понимание: Чили — это клиент пентакампеонов, и никакого сюрприза в плане психологической устойчивости от «красных» ждать не приходится. В конце концов, у бразильского рулевого уже есть на этот счет свои заморочки и приметы. Дунга очень признателен чилийцам, благодаря которым он, в принципе, и приехал в ЮАР. В отборочном цикле у «желто-синих» случился полностью провальный период как по результатам, так и по игре, и Дунга находился в шаге от отставки с освистыванием и улюлюканьем в спину. Но тут весьма кстати случился матч с чилийцами. Последовал целебный для репутации тренера разгром «красных» — и карьера Дунги опять наладилась.
Нет никаких сомнений, что метавшийся по ходу матча в технической зоне, как тигр в клетке, Бьельса предпринял все попытки, чтобы убить пробразильского дракона в своих футболистах. Он, несмотря на огромные потери в оборонительной линии, даже прилично залатал кафтан, но его усилия пошли прахом. Тем не менее отказать и без того изобретательному и рисковому аргентинскому специалисту в остроумии все равно нельзя. Потеряв Понсе, Меделя и Эстраду, Бьельса отказался от схемы с тремя защитниками, вернувшись к варианту с четырьмя беками, использованному им в стартовой игре мундиаля с гондурасцами. При этом Видаль сохранил себя на позиции левого защитника, а вот на противоположном фланге разместился Хара, впервые вытеснивший в опорную зону, в принципе, классического волнореза Ислу, имеющего большой опыт выступления в этом амплуа и в «Удинезе». По задумке Бьельсы усилия этого игрока вкупе с умением грызть землю Кармоны должны были нейтрализовать мощный бразильский кулак в середине поля. Не получилось… Как не вышло и найти оптимальный вариант атакующей линии, в которой полностью провалился на левом фланге Гонсалес. Однако и остальные чилийские звездочки выглядели угнетенными и обескровленными. Тот же Санчес разухарился лишь в самой концовке поединка, уже при безнадежном для «красных» результате 0:3.
Дунга ничего не стал придумывать и менять в тактическом отношении. Травмы оставили вне состава Фелипе Мело и Элано, однако наставник пентакампеонов, использовав Рамиреса и Алвеса, не отказался от ромба в центре поля. В итоге бразильцы недолго мучились под прессингом чилийцев, разбив его уже на 5-й минуте, благо для нынешней сборной «желто-синих» провалить на себя оппонентов — коронный прием. Рамирес вырезал классную диагональ Луису Фабиано, а нахальному форварду не хватило лишь самой малости для поражения дальнего от Браво «низа». С этого момента для чилийцев, по сути дела, и начался ретроспективный показ самого страшного для них «кинофильма».
Используя преимущество в росте, бразильцы обложили корнерами штрафную площадь Браво, заставляя оппонентов отбиваться на нерве приступов паники. Кроссы пентакампеоны сочетали с дальними ударами Жилберто Силвы и Рамиреса, и именно в эти минуты стало окончательно понятно, что Дунга не запретил подопечным владеть мячом. На сей раз бразильцы не просто ждали чужих ошибок для «отстрела» своей пружины, но и позволили роскошь что-то создавать самим. В ответ Бьельса перешел фактически на ручное управление, постоянно подсказывая, какие зоны нуждаются в перекрытии и страховке, но гол в ворота Браво стал лишь вопросом времени. И случился он классическим для нынешнего футбольного собрания пентакампеонов: Майкон подал угловой в направлении традиционной южноамериканской «кучи», великаны Жилберто Силва и Лусио оттерли от фронта боевых действий чилийских лилипутов, а Жуан, высоко выпрыгнув, пробил головой. Удар был из разряда берущихся, но Браво был чрезмерно взвинчен, чтобы отразить угрозу.
В принципе, на этом можно было бы опустить занавес. Ибо бразильцы тут же отдали оппонентам территорию, поймав их на атакующем авантюризме в режиме «мгновенно». После чилийской обрезки мяч оказался доставлен на левый фланг Робиньо, который умненько перевел его в центр, где Кака в касание вывел Луиса Фабиано один на один с голкипером. Браво был обыгран на обманном финте, чтобы лишь наблюдать, как мяч закатывается в оставленную им «рамку».
К чести Бьельсы и чилийцев, они и на сей раз не собирались сдаваться. Аргентинский тренер произвел в перерыве две замены. Перебросил Видаля на правую бровку, тогда как левый край отошел в полное распоряжение Босежура, по-прежнему ориентированного на атаку. Хара перебазировался в центр в тандем к Фуэнтесу. Но, в отличие от баталии с испанцами, требуемый эффект от ротации состава и перестановок достигнут не был. Более того, на 59-й минуте Рамирес в очередной раз подкараулил в центре поля обрез чилийцев, после чего пронесся с мячом по центру, в нужный момент отдав передачу Робиньо. Нападающий «Сантоса» пробил с ходу, напомнив о себе как бомбардире.
И только после этого оковы оставили подопечных Бьельсы, и тот же Санчес стал похож сам на себя. Да и остальные «красные» раскрепостились, но гола престижа так и не сообразили. В обмене уколами никто не «умер» и даже не был «ранен». Впрочем, это уже мало кого волновало, и больший интерес вызывало кадровое наполнение бразильской атакующей линии, где роль инсайдов выполняли фланговые беки — Алвес и Жилберто. Универсалы эти пентакампеоны, видит Бог, универсалы…
Руслан ВАСИЛЬЕВ