Не стреляйте в журналиста
Не стреляйте в журналиста
Ровно через две недели — аккурат в пятницу 2 июля — на планете будет отмечаться Международный день спортивного журналиста. Конечно, для многих это не ахти какой праздник, но для нас, живущих СПОРТОМ, такое внимание дорогого стоит. Остается добавить, что начало этому дню было положено по инициативе Международной ассоциации спортивной прессы еще в 1995 году. Дата для профессионального праздника была выбрана неслучайно: в 1924 году в Париже была образована Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС), которая ныне объединяет около полутораста национальных союзов журналистов. Произошло это именно 2 июля, и этот день и стал датой для международного праздника.
УМРИТЕ ВСЕ! ЧИНОВНИКИ ТРАПЕЗНИЧАЮТ…
Но хватит о приятном. Что-то в последнее время на информационном спортивном пространстве складывается не так. Журналистов, добывающих и тиражирующих информацию, некоторые нерадивые чиновники пытаются обвинить во всех смертных грехах, включая свои собственные. Бойкоты прессы нынче в моде. Причем по поводу и без оного. Отказывались общаться с журналистами российские футболисты и хоккеисты… Теперь к ним присоединились и боксеры, причем сразу всей командой. Это произошло на недавнем чемпионате Европы в Москве. Видите ли, общение с прессой их отвлекает и расхолаживает.
Конечно, это их личное дело, но очень жаль. В первую очередь — болельщиков, которые вынуждены черпать информацию не из первых рук.
Как ни странно, в авангарде этой антижурналистской кампании стоят некоторые спортивные чиновники европейского и мирового ранга, почему-то уверенные, что поймали Бога за бороду.
К примеру, в первые дни вышеупомянутого московского чемпионата Европы бокс отошел на второй план. На первом оказались неприятные сюрпризы и скандалы. Главным скандалистом стал исполнительный директор АИБА (Международной ассоциации любительского бокса) господин Хо Ким. Организаторы чемпионата Европы учли при подготовке к турниру все, что можно. За исключением аппетита вышеназванного господина.
Аппетита — в прямом смысле. Особенно пострадали от этого телевизионщики, транслирующие чемпионат в прямом эфире. В один из дней турнира в нарушение заранее утвержденной программы господин Хо Ким дал команду прервать турнир на обед для членов жюри на 45 минут (фактически он продолжался более часа), в другой день — на 15 минут (по факту — полчаса). Болельщикам пришлось терпеливо ждать, когда Хо Ким и компания закончат трапезу, а телевизионщикам — в экстренном порядке менять сетку вещания. В это время в Минске у телевизора, подключенного к телевизионной тарелке, журналисты «СП» никак не могли понять, что же происходит в Москве. Оказывается, чиновники попросту трапезничали. Такое поведение в народе зовется элементарным и ничем не прикрытым чванством. Причем не только у русских и белорусов, но, скорее всего, и у корейцев. На этом фоне другие художества господина Хо Кима — увеличение количества боев в субботу и воскресенье, в результате чего график турнира сместился на 2 часа 15 минут и 3,5 часа соответственно, — выглядят детской шалостью.
Возникает закономерный вопрос: если спорт предназначен для людей, тогда по какой причине все мы вынуждены мириться с самоуправством каких-то «хокимов»?
ДВОЕ ИЗ ДВУХ МИЛЛИОНОВ
Впрочем, обидеть журналиста, задеть его за живое может каждый. К примеру, коллеги по «СП» очень уважительно относятся ко всем общественным организациям, работающим на благо белорусского спорта. По этой причине, получив предложение поучаствовать в городском конкурсе «Лучший спортивный журналист столицы», работа которого наилучшим образом отражала бы ход подготовки и участия столичных спортсменов в XXI зимних Олимпийских играх в канадском Ванкувере, мы сразу же направили в жюри материалы нашего номинанта Руслана Васильева. Руслан был в Ванкувере во время Олимпиады и во многом благодаря его кропотливой работе «СП» заняла первое место и стала лауреатом Республиканского конкурса Национального олимпийского комитета Беларуси на лучшее освещение в СМИ подготовки и участия белорусских спортсменов на той зимней Олимпиаде.
Но вернемся к городскому конкурсу. В Положении о его проведении были установлены сроки. Когда они вышли, мы немного подождали, а затем попытались прояснить судьбу вынесенного жюри решения. Оказалось, свои публикации на конкурс прислали всего лишь два пишущих журналиста (согласитесь, для столицы не густо!), и организаторы принялись даже поговаривать о нецелесообразности подведения итогов. Но так, понятное дело, среди серьезных и ответственных людей не принято поступать. Мы стали вежливо настаивать на обнародовании результата, тогда победителем объявили нашего визави.
От всей души поздравляем коллегу (мы умышленно не хотим упоминать его славные имя и фамилию) с завоеванной победой и желаем ему новых творческих успехов. Но мир спортивных журналистов страны невелик, и каждый из нас имеет реальное представление о том, кто на что способен. Поэтому, никого не обвиняя, хотим заявить: в подобных сомнительных конкурсах больше принимать участие журналисты «СП» не намерены. Пусть организаторов в дальнейшем пиарят те, кто, согласно их решению, самый крутой пишущий журналист двухмиллионного мегаполиса.
И еще. Безо всяких намеков, исключительно для общей эрудиции и в помощь недальновидным оценщикам. Когда участников конкурса, увы, лишь двое, дабы сохранить привлекательным лицо организаторов, победа либо никому не присуждается, либо делится между двумя победителями. В результате подобных действий организаторов хорошая мина при плохой игре сохраняется, имидж слишком заметно не падает и, самое главное, недовольных нет. По нашим данным, именно так и поступают в некоторых европейских странах. Неужели все это так трудно уразуметь?
ПОПУЛЯРНАЯ ПАМЯТКА
Журналистика — профессия опасная, а призыв «Не стреляйте в журналиста!» с каждым годом становится все актуальнее. Мы навели справки: за прошлый год при исполнении своих профессиональных обязанностей погибло около двух сотен наших коллег по всему миру. Даже сегодня, исполняя свой долг в далеком ЮАР на чемпионате мира по футболу, спортивные журналисты подвергаются опасности.
К сожалению, своего собственного корреспондента на ЧМ-2010 у «СП» нет, но наши коллеги сообщили, что каждому, кто приехал в ЮАР, выдали памятку — что лучше не носить с собой и чего лучше не делать, находясь там.
Попробуем ее пересказать.
Если вы не хотите быть ограбленными или даже убитыми, то не носите часы. Не говорите по мобильному телефону на улице и не показывайте, что он у вас есть. Фотоаппарат, ноутбук — это стопроцентная гарантия того, что у вас отберут дорогостоящую технику. Места, где журналисту теоретически можно вздохнуть свободно, — отель, стадион, пресс-центр. Но охрана не спасает от грабителей, которые появляются так же внезапно, как исчезают.
Не рекомендуется посещать даже платные туалеты в одиночку, садиться в такси без компании и... разговаривать с местным населением.
Теперь понятно, почему организаторы честно предупреждали, что появляться в районах Soweto, Alexandra и Sebokeng опасно...
Напротив, в памятке говорится, что лучшие друзья не только журналиста, но и любого
приезжего в ЮАР, — полицейские. Если с ними договориться, они могут даже провести
экскурсию или, на худой конец, сопроводить вечером в магазин. В качестве благодарности подойдет любой сувенир, хотя от денег они тоже не отказываются…
Мы не стараемся сгущать краски. В ЮАР действительно очень опасно, о чем говорят
практически ежедневные сообщения о нападениях на представителей СМИ. Сколько болельщиков обратились в полицию, даже не говорится. Зачем? Чемпионат мира уже никто не отменит, и организаторам иногда проще молчать и делать вид, что все идет по плану. Хорошо, что пока обходится без крови.
Почему-то именно об этом подумалось в преддверии дня спортивного журналиста…
Евгений ВИКТОРОВ