Реконструкцию минского гребного канала должны завершить к осени
Успехи белорусских гребцов на международной арене хорошо известны, а вот баз для тренировок и проведения соревнований в стране явно не хватает. О реконструкции базы Республиканского центра олимпийской подготовки по гребным видам спорта в Заславле и о работах, которые проводятся там в настоящий момент рассказал «Спортивной панораме» директор РЦОП Владимир Гуслистов.
- 31 августа 2008 года актом Госкомиссии на баланс центра передана гидротехническая часть. Она включает в себя основной канал шириной 168 м - максимальной по международным требованиям, длиной 2200 м и минимальной глубиной 3,5 м. В ходе его реконструкции важно было решить главную задачу - обеспечить постоянный уровень воды, который бы не зависел от Минского моря. С этой целью была построена плотина с паводковым водосбросом и четыре шлюза, которые обеспечивают перемещение воды, не позволяя ей застаиваться. Закрывая их во время соревнований, мы ограждаем спортсменов от ветра. Сданы также обе дамбы. В ходе этих работ перемещено около 1,7 млн. м. куб. земли, 0,7 из которых заложены в плотину и дамбы. Площадь водной глади составляет порядка 80 га, а земли, которая сейчас находится в стадии строительства, - около 60 га.
Что очень важно, комплект оборудования и разметка дистанции позволяют проводить весь комплекс соревнований, как в академической, так и в гребле на байдарках и каноэ. Построены четыре стартовых домика, необходимое количество плотов. Сейчас ведется строительство судейской вышки.
- Первоначальный проект вышки, насколько я знаю, не соответствовал стандартам?
- Да. Тот вариант, возможно, был оригинальным и красивым, но не отвечал техническим требованиям. Главное условие - вышка должна обеспечить работу судейского персонала и абсолютную видимость всей дистанции. На ней же располагается и необходимое оборудование по фиксированию прохождения дистанции участниками. С учетом этих требований был подготовлен другой проект. Это будет четырехэтажное здание, отвечающее всем международным стандартам. Оно по-своему уникально, потому что все коммуникации в зоне финиша будут заводить под водой с помощью специальной техники и с использованием современных технологий. Выполнят эти работы водолазы. До наступления осенних холодов важно также закрыть здание по контуру, чтобы строители могли продолжить работы по его внутренней отделке и наполнению.
Располагающееся напротив полноцветное электронное табло тоже уникально. Система спроектирована таким образом, что позволяет транслировать соревнования в режиме онлайн, включая как собственно прохождение дистанций с фиксацией результатов на отрезках, так и отдельные фрагменты других событий, происходящих на канале. Причем трансляцию можно будет увидеть в любой точке комплекса - в гостинице, в пунктах питания.
- Со временем любой водоем начинает зарастать…
- Есть такая проблема. По мнению специалистов института рыбного хозяйства, лучше всего ее решать путем разведения рыбы - белого амура и толстолобика. Пока у нас нет средств на их закупку. Но обязательно будем искать для этого источник финансирования.
- Если сам канал полностью готов, то инфраструктура еще только создается?
- В прошлом году было сдано трехэтажное административное здание центра, в которое и переехали все технические службы, руководство, бухгалтерия. Сейчас идет реконструкция общежития на 72 места. На первом этаже оборудуются гребной бассейн и два тренажерных зала - один для специальной, а второй для общефизической подготовки.
Здесь же будет пищеблок. Первоначально проектом предусматривалась лишь доготовочная столовая. Но нас она не устраивала. Во-первых, это вторичное приготовление, во-вторых, оно не могло обеспечить спортсменов разного уровня необходимым ассортиментом. Несмотря на массу сложностей, нас поддержало руководство Минспорта. И сейчас завершается разработка проекта столовой с полным циклом приготовления. Прежде всего, она нужна для филиала училища и для тех групп, которые проводят у нас сборы. На крупных же регатах будет другая система организации питания участников - в местах их проживания, не исключая использование и нашего пищеблока. Он, кстати, позволит нам во время соревнований зарабатывать какие-то средства. К реконструкции четырех старых эллингов еще не приступали: по нашей просьбе строители выбрали такую тактику работ, чтобы мы могли продолжать их эксплуатировать.
- Медико-восстановительный центр уже готовится к сдаче?
- Да. Он включает четыре парилки с сухим паром и на дровах, мини-бассейн, душевые, массажные кабинеты и комнату отдыха. Пропускная мощность центра - порядка 24 человек. Ввод его в эксплуатацию запланирован на конец мая, а общежития, тренажерных залов, столовой и котельной - на третий квартал.
- Из этих объектов ключевым, можно сказать, является последняя. Ведь без нее ни горячей воды не будет, ни отопления. Не станет ли она камнем преткновения?
- Надеюсь, нет. Хотя ее реконструкция и началась с некоторой задержкой. Дело в том, что в связи с изменившимися требованиями к газовым котельным ее проект пришлось отправлять на повторную экспертизу, в ходе которой возник вопрос, касающийся применения импортных котлов. Сейчас на это требуется серьезное обоснование. Оно было сделано. И в настоящий момент уже ведутся работы по полной перепланировке котельной, замене и утеплению крыши, готовятся места для установки котлов… К отопительному сезону она будет сдана, думаю, даже раньше.
В 2011-м году должны заасфальтировать дороги вокруг основного и обводного каналов, благоустроить территорию, сделать ограждение, установить сигнализацию и видеонаблюдение, завершить строительство финишной вышки. На следующем этапе планируется возведение учебного корпуса, чтобы спортсмены могли тренироваться, жить, питаться и получать образование в одном месте. Здесь, кстати, был филиал РУОР. Его воспитанники учились на базе средней школы в Заславле. Тогда у нас появились Катя Ходотович-Карстен, Виктор Ренейский, другие сильные гребцы. Не исключено, мы вновь, пока не построим свой корпус, воспользуемся вариантом учебы в местной школе, расположенной в трех-четырех минутах езды на автобусе, имеющей опыт работы со спортсменами и отличающейся довольно высоким уровнем преподавания. Далее предусмотрено строительство многофункционального комплекса в виде подковы с гостиницей на 150 мест, рестораном-кафе, плавательным бассейном (благодаря чему решим и проблему Заславля), местами для работы научно-исследовательского института, центра спортивной медицины, кафедры БГУФК… В следующем году хотим начать проектирование двух этих объектов.
А еще в более далекой перспективе в центре планируется возведение нескольких многоквартирных коттеджей для специалистов, небольшого торгового центра, стоянки и гольф-клуба. В зоне отдыха должны появиться различные площадки и летний эллинг для размещения лодок. Проектанты предлагают также проложить здесь детскую железную дорогу, которая протянется до «Юности». Есть еще одна задумка, не претендующая на осуществление за счет бюджетных средств, - построить рядом плавучую гостиницу на 60 мест как источник дополнительного финансирования. От нас ведь всего 15 минут до Минска.
- Знаю, что тренеры ставили вопрос о выходе на большую воду…
- Частично постараемся решить эту проблему уже в этом году, а окончательно - в следующем, когда появится летнее здание для хранения лодок и выхода на воду.
- Раньше в центре занимались и производством лодок…
- Поскольку производство для этих мест с точки зрения экологии не совсем приемлемо, а также в связи с реконструкцией РЦОП оставлять его здесь не представлялось возможным. Президент поддержал инициативу Минспорта о перенесении его на два предприятия - Осиповичский завод автомобильных агрегатов и на «Полоцкстекловолокно». На обоих уже изготовлены достаточно качественные образцы. Причем в Осиповичах увеличивают производственные мощности, совершенствуют технологии производства, в том числе и за счет поставки оборудования из Германии. Ввиду того что их собственное производство связано с пластмассовыми изделиями, у них имеются и наработки, и кадровый потенциал. В этом году мы собираемся приобрести у них каноэ и академические лодки.
- С переездом из Минска за город в кадрах не потеряли?
- Добираться на работу стало действительно сложнее. И наладить организованную доставку специальным автобусом, пока не ведем никакой хозяйственной деятельности, не можем. Но, думаю, с вводом всего объекта в эксплуатацию снимем эту проблему. В общем-то, коллектив с пониманием относится ко всем трудностям, за что я ему очень благодарен. Хотя не могу сказать, что никто не уволился. На такой шаг вынужденно пошли некоторые из работников, жившие на другом конце Минска, и женщины с маленькими детьми. Тренеров среди них нет.
- А какие проблемы больше всего осложняют стройку?
- Главная из них заключается в объемах финансирования. При выделении средств очень важно выбрать правильную тактику строительства. Не всегда, скажем, интересы строителей совпадают с нашими. Нам бы хотелось поскорее получить корпус с общежитием, а они настаивали на первостепенном завершении строительства финишной вышки. Пытаемся находить компромиссы. Сегодня в целом дефицит финансирования составляет порядка 10,5 миллиарда, при том что стоимость проектно-сметной документации оценивается почти в 23 миллиарда. Но мы не делаем из этого трагедии, потому что строительство, пусть с некоторыми задержками, но идет.
- Приходилось слышать, что байдарочники с «академией» не уживаются…
- Мне не нравится сам этот глагол, имеющий личностный оттенок. Проводить учебно-тренировочный процесс сразу в обоих видах на одной акватории действительно довольно сложно. В академической гребле мощные и скоростные экипажи, спортсмены перемещаются спиной вперед, в байдарке - своя специфика. Поэтому рассматривается возможность развести национальные команды: если одни находятся в Бресте, то другие в это время - в Заславле, и наоборот. Такая смена важна и для психологической разгрузки. Но вполне реально и на одной акватории наладить совместный тренировочный процесс. Он регулируется графиком тренировок и схемой перемещения по гребному каналу. В зависимости от содержания занятий, этапа подготовки и экипажей у нас может одновременно готовиться порядка 70 - 80 человек.
- Судя по тому, что на канале вовсю тренируются гребцы, они находятся на сборе? А где они размещаются?
- В Крыжовке - в корпусе Республиканского центра по конному спорту и коневодству, за что очень благодарны его директору Виктору Михадюку. Раньше это здание эксплуатировалось для оздоровления детей из Чернобыльской зоны. В силу обстоятельств оно потеряло актуальность и было передано на баланс РЦОП по конному спорту и коневодству. Там сделан капитальный ремонт. Спортсмены живут в двух- и трехместных номерах. В холле есть место для работы на концептах в зимний период, помещение для занятий общефизической подготовкой. В перспективе будут оборудованы несколько процедурных кабинетов для восстановления. Питание в столовой на 90 мест тоже устраивает как по качеству, так и по цене. И весь обслуживающий персонал очень доброжелательный. Мы с ними заключаем договор фактически на год, благодаря чему получаем гарантированное место для проведения всех своих сборов и помогаем им решать проблему загрузки. Мы, кстати, рассматриваем эту базу как постоянную для эксплуатации и после того, как начнет функционировать наше общежитие.
- В соревновательном режиме свой канал после реконструкции опробовали?
- В прошлом году провели больше десятка регат, в основном городского, областного уровня, профсоюзные, по адаптивной гребле и несколько стартов организовали для рыбаков, в том числе масштаба СНГ. Они, кстати, с помощью эхолотов и другого оборудования помогли нам еще раз убедиться в том, что канал действительно имеет глубину не меньше 3,5 метра, а также подсказали, что идет пока не видимое его зарастание на уровне метра. Поэтому запускать рыбу в канал нужно обязательно.
- А когда Заславль примет первую международную регату?
- Подавалась заявка на проведение первого юниорского чемпионата Европы по академической гребле 2011 года. Пока она не принята. Уверен, какой-то крупный турнир если не в указанном, так в следующем году мы наверняка получим. Рассматривается, в частности, вариант проведения здесь этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ в 2013 году. Так что мы непременно увидим гребную элиту. Ждать осталось недолго.
Р.S. На днях ход строительства гребного канала в Заславле был рассмотрен на совещании с участием министра спорта и туризма Олега Качана, председателя федерации академической гребли и председателя правления Национального банка Петра Прокоповича. Строительным организациям дано поручение завершить реконструкцию возводимых объектов к 1 сентября 2010 года.