Рады бы в рай, да грехи не велят?
Рады бы в рай, да грехи не велят?
Травма Тимофея Калачева — это шок. Все, кто наблюдал за матчем «Ростов» — «Алания» на российских спутниковых каналах, с этим согласятся. Эпизод смотрелся не просто драматически, а трагически. Да и диагноз, поставленный хавбеку «Ростова» и одному из потенциальных лидеров белорусской сборной в уже скором отборочном цикле ЕВРО-2012, не утешает. Перелом ноги, проблемы со связками, расплывчатый срок на восстановление. От двух до шести месяцев, и все еще должно совпасть. Разумеется, мы верим в звезду Тимофея, желая ему как можно более оперативно вылечиться и вернуться в строй. Однако уже сейчас наставнику нашей команды Бернду Штанге надо ломать голову, как компенсировать потерю Калачева. Причем не только в спаррингах, запланированных на конец мая и начало июня, но и непосредственно в стартовых матчах отборочного цикла континентального форума.
ЧТО ТАКОЕ НЕ ВЕЗЕТ?
В вопросе, вынесенном в подзаголовок, конечно, еще актуальнее его «скрытое» продолжение: «Как с этим бороться?» «СП» и раньше поднимала тему какого-то плохо объясняющегося с позиций логики и здравого смысла белорусского нефарта. Но ситуация с тех пор не то что не улучшилась — ухудшилась. Тяжелейшая травма Калачева стала еще одним звеном в этой цепочке, заставляющей проникнуться «метафизическими кошмарами» и инициирующей желание поставить свечку за физическое и моральное благополучие ведущих футболистов страны, на которых надеются руководители федерации, тренеры, болельщики. Возможно, Геннадию Невыгласу, да и тому же Штанге, и надо это сделать. По крайней мере, хуже не будет.
Но при этом, конечно, необходимо понимать: такие травмы, как у Тимофея, — это рок, от которого в большом спорте никто не застрахован, а вот факт непопадания многих отечественных легионеров в основные составы своих клубов — совсем другое дело. И ссылаться в этом случае на происки «темных сил» непозволительно, ибо такое отношение к проблемам — удел слабых духом, и слабых вообще. К слову, необходимо отметить, как прореагировал на очередное фиаско «Сибири» в российской премьер-лиге (дома от ЦСКА — 1:4) главный тренер новосибирцев белорусский специалист Игорь Криушенко: «Рады бы в рай, да грехи не велят». Расшифровка была показательно самокритичной: дескать, допуская такие ошибки, рассчитывать на какой-то позитивный итог просто нереально. За такой сознательный подход Криушенко, безусловно, достоин уважения. Нам всем надо бы помнить, что прежде, чем ссылаться на прессинг высших сил, разумно проанализировать собственные «грехи», приведшие к той либо иной плачевной ситуации.
ЖЕВНОВ В ПРОСТОЕ
Взять хотя бы нового капитана сборной и ее основного вратаря в прошлом сезоне Юрия Жевнова. Уж лето близится, а Юрий никак не может пробиться в основу питерского «Зенита», куда белорусский голкипер рискнул перейти после развала и расформирования «Москвы». При этом, зная, насколько ответственно Жевнов относится к своим профессиональным обязанностям, как он выкладывается на тренировках и тщательно соблюдает спортивный режим, нет никаких сомнений: даже в конкуренции с таким признанным мастером, как российский вратарь питерцев Малафеев, белорус заслуживает права на шанс, на «равноправную» конкуренцию. Но если этого нет — а ведь этого нет, не так ли? — то сие означает одно: с новым адресом клубной прописки Жевнов ошибся. К нашему, да и, видимо, своему прискорбию. Сейчас уже фактически становится прозрачным следующее положение: вывести Юрия на орбиту основного состава «Зенита» может или сверхнеубедительная игра Малафеева в серии поединков, или травма Вячеслава. Желать как того, так и другого Юрию не с руки. Дилемма, действительно, как прокрустово ложе: поражения своего клуба либо несчастье коллеги по профессиональному цеху. Поэтому мысли подобного толка не посещают голову Жевнова, в чем можно ручаться, искренне веря в человеческую порядочность Юрия. Но и удовлетвориться шаблонными советами — надо продолжать упорно работать, — которые в аналогичных ситуациях раздаются направо и налево, слишком убого и бесперспективно. В конце концов, может быть, задуматься о каком-то арендном варианте, позволяющем вернуть полноценную игровую практику.
А она (практика) нужна не только самому Жевнову, но и национальной команде, чей наставник попал в капкан, установленный собственноручно. Напомним, что Штанге, объясняя причины удовлетворения просьбы Алекса Глеба по освобождению его от капитанских обязанностей, говорил о том, что обладатель пресловутой повязки, вожак команды, должен постоянно выходить на поле. Кроме того, немецкий специалист принципиально грозился не вызывать в сборную игроков, прозябающих на скамейках запасных своих клубов. Исходя из всего этого, получается парадокс: капитан национальной дружины не вправе рассчитывать на приглашение от Штанге. Но согласитесь, что это глупость. Напротив, веря в Жевнова, необходимо поддержать голкипера, дать почувствовать, как он востребован страной.
Тут самое обидное заключается в том, что немецкий специалист обстоятельно ушел в тень. Согласитесь, пускай сейчас в жизни национальных команд имеет место быть «мертвый сезон», но вопросы по будущему — ближайшему и перспективному — возникают постоянно. Хотя бы в ситуации Жевнова в «Зените». Однако Штанге, сказав «А», сейчас не говорит ни «Б», ни «В», ни других букв алфавита, не стремясь к публичному пояснению, как его предыдущие громкие заявления стыкуются с современной реальностью. Да и общественность — та же пресса, включая «СП», — не теребит наставника, словно не видя для этого причин. Безусловно, это камень и в собственный огород, признание, что и у нас есть «грехи», не пускающие в «рай».
Однако и у этого есть свои корни. А именно: при той позиции, которую ныне заняла федерация, сделавшая ставку на Штанге, проявлять инициативу нет особого расположения. Люди взяли на себя ответственность, определились с кадровыми и стратегическими приоритетами, абстрагировались от противоположных мнений — и, значит, флаг в руки. Но все-таки в ситуациях, когда речь идет о престиже страны, об интересах национальной команды в виде спорта номер один, роль стороннего наблюдателя, мягко говоря, неуместна. Всем надо исправляться!
А Жевнова, безусловно, необходимо приглашать на сбор, перестав будоражить игроков и болельщиков, казалось бы, правильными, но неуместными в конкретной белорусской ситуации заявлениями. Беларусь по-прежнему не столь богата на таланты и зрелых мастеров, чтобы разбрасываться ими направо и налево, декларируя жесткую привязку к клубным карьерам. Причем есть полная уверенность в том, что и сам Штанге это прекрасно понимает, и никаких сомнений в вопросе вызова Юрия у него и близко нет. Но тогда зачем сотрясать воздух? Впрочем, о любви герра Бернда к «разговорному жанру», за которым частенько ничего не стоит, мы уже знаем давно, и в таком возрасте человек не меняется.
Впрочем, возможно, все это трудности перевода, и, оглашая свои тезисы/лозунги, немец оставлял за скобками опытных игроков, стараясь подстегнуть молодежь. Но, согласитесь, это уже журналистские домыслы, хотя в своих выступлениях Штанге как раз-таки «проходился» по молодежным фамилиям. Вспоминал наставник белорусской сборной, например, о голкипере Амельченко. Однако сейчас развитие карьеры Антона в «Ростове» — один из редких позитивных моментов из бытия белорусских легионеров. Еще один экс-вратарь «Москвы» прошел через испытание скамейкой запасных в новом клубе, но сумел убедить в своем профессионализме наставника Олега Протасова, завоевав его доверие и имея весьма хорошую прессу. Но опять-таки любопытно понять, насколько поднялись шансы Амельченко в национальной команде. Видит ли его Штанге в основном составе, или суть ранее выдвигавшихся к Антону претензий по дефициту все той же игровой практики кроется в тренерских взглядах немца. Это ведь нормально, когда наставник, обладая правом выбора, исходит из своих соображений и виденья футбола, отдавая предпочтение тому или иному исполнителю. Ненормально, когда достоверные объяснения отсутствуют как таковые, а за белое выдается черное. Последнее все запутывает, а путать божий дар с яичницей никому негоже.
ГОНДУРАС — В СЕРДЦЕ КАЖДОГО ИЗ НАС
Фактически сегодня мы ничего не знаем о белорусской сборной. Речь, разумеется, идет о таких моментах, как стратегия и тактика. По сути дела, в спаррингах, назначенных на май и июнь, нам предстоит новое знакомство с командой, которую увидел и создает Штанге. Как будут расставлены стратегические приоритеты между атакой и обороной, какие тактические схемы войдут в белорусский арсенал, особенно с учетом травм и прочих неприятностей калибра «отсутствия игровой практики» (на нее опять обеднел в «Штутгарте» Алекс Глеб), — не ясно. Можно только предполагать, что Штанге, приехавший в Беларусь с идеей игры с одним опорным хавбеком, что немец и культивировал до осени-2009, сейчас станет использовать варианты с тандемом «волнорезов». Хотя и здесь — туман. Достаточно вспомнить, как после матча в Загребе все, включая специалистов и игроков, принимавших участие в поединке с хорватами, говорили о дуэте «опорников», но сам немец пошел в отказ: дескать, нет и еще раз нет. Потом эта тема замалчивалась наставником, но из-за этого слова из песни все равно не выкидывались.
Однако Штанге принципиально не желал раньше обсуждать такие нюансы публично и, вероятно, не изменил своему подходу и ныне. Немец любит рассуждать на отвлеченные темы, говорить о настрое с мотивацией, но его творческая лаборатория — за семью печатями. Другое дело, что эффект новизны в познавании ее сути давно испарился. Штанге так много раз удивлял локальными сюрпризами при глобальном догматизме (на схему с двумя «опорниками» он пошел из-под палки), что даже на крики «волки, волки!» мало кто прореагирует. А тут ведь и не кричит никто.
Мы согласились начать познавание белорусской сборной нового образца с уже скорых спаррингов, и теперь уж ждать осталось недолго. Скоро, совсем скоро Штанге опять выйдет на первые полосы газет, о сборной начнут вспоминать и говорить. Тем более что в соперниках — участники финальной стадии мундиаля-2010 в ЮАР. Тот же Гондурас, который, как уверял всех запевший Аркадий Арканов, «в сердце каждого из нас». Но, поверьте, до тех пор, пока интерес к делам сборной со стороны тех же болельщиков, а точнее говоря, в первую очередь болельщиков, будет не перманентным, а дискретным во времени — никакого прорыва у нас не будет. С таким «грехом» в «рай» не пускают.
Руслан ВАСИЛЬЕВ