Наш журналист сутки развозил продукты. Почитайте, каково это
Можно подумать, что доставлять товары по нужному адресу — не самая хитрая работа. А что — бери да вези пакеты по навигатору. Мы решили проверить, так ли проста, как кажется, работа экспедитора доставки и узнали, что такое пройти двадцать этажей пешком с сумками наперевес, и почему не стоит устраивать доставщикам разнос за подтаявшее мороженое. Для этого мы переодели журналиста в фирменный оранжевый жилет и отправили на стажировку в e-dostavka.by.
8.30. Берем машину
Рабочий день начинается рано утром со стоянки в Уручье: здесь экспедитор получает машину на смену. Сегодня она у нас начнется в 9.00 и продлится семь часов. Из Уручья едем на склад в Валерьяново, где узнаем другие детали о своем рабочем дне и получаем укомплектованные продукты.
9.00. Начинаем смену с «лотереи»
Склад величиной с самый большой гипермаркет сети. Помещение целиком отведено под хранение продуктов. Даже для хранения «бонстиков» понадобилось два больших ящика. Между стеллажами очень легко заблудиться. Но кажется, что во всем складе невозможно найти места, где ты будешь один. Всюду — люди в оранжевой спецовке. Они расскажут пару анекдотов, затравят какую-нибудь доставочную байку и укажут правильную дорогу.
Выдали теплую оранжевую куртку, бейджик «Стажер» и наставление: «Клиент всегда прав, даже если совсем не прав». Мне предстоит ездить по городу в компании нового старшего и опытного коллеги Андрея Тисецкого, разносить сумки с едой (и не только) и общаться с огромным количеством людей, не забывая улыбаться им. Примерно через полчаса мне предстоит отправиться в мой первый рейс. Андрей проводит мне контрольный инструктаж.
Последовательность действий следующая: сначала берем кассовый аппарат и 70 рублей на сдачу. Такая сумма — стандарт компании: минимальный заказ составляет 25 рублей, средний — около 50, поэтому денег рассчитаться всегда хватит.
После регистрируемся и получаем свой «рейс», то есть бумажку с адресами на смену. Она попадает в руки прямо из принтера.
Для экспедитора лучше, чтобы суммы на бумажке были трехзначными: с каждого заказа экспедитор получает 3−3,5%. Процент разнится в зависимости от опыта и количества обработанных адресов за прошлый месяц. Если точек больше 500 — получаешь 3,5%. Это «максималка». Какие заказы выпадут на смене, не знает никто. Этот процесс всегда как лотерея.
— Иногда может попасться сразу 20 сумок с недешевой едой для байдарочного клуба, а иногда приходится ехать через весь город, чтобы отдать кому-то пакет мороженого за минимальную стоимость доставки, — предупреждает Андрей. — И ведь спорить не с чем: важно, чтобы сервис был удобен и приятен для покупателей.
9.40. Собираемся в рейс и знакомимся со «специальным» человеком
Как только мы получили заказы, смотрим номер нашего «ролла» (так называется большая телега): на нем уже стоят сумки именно с нашими продуктами. Задача — перетаскать все сумки в машину и расставить их так, чтобы потом можно было легко и быстро ориентироваться.
В работе экспедитора важна оперативность.
— Если клиенту что-то не понравится, он имеет право не принять заказ, — объясняет Андрей. — В этом случае нужно отвезти сумку обратно на склад и отдать упаковщикам — а значит, потерять время. Так что лучше с клиентами находить общий язык и не косячить — это в наших же интересах.
Возвращаемся на склад за еще одним «роллом» и спрашиваем, часто ли вообще возникают такие спорные моменты между клиентами и экспедиторами и как их разрешают — важно подготовиться к предстоящей смене.
— Для таких ситуаций у нас есть специальный человек — претензиолог. Его тоже, кстати, Андрей зовут, — смеется собеседник. — Каждое раздавленное мороженое или помятый виноград — это его головная боль. Андрей очень позитивный, так что чаще всего у него получается мирно утрясти все проблемы с покупателями, но и на уровне экспедитора важно избегать конфликтов, не «подогревать» ситуацию.
Как ни крути, по в любой работе, где в основе — общение с людьми, важно быть немного психологом.
— К каждому можно и нужно найти правильный подход. Кому-то улыбнуться, с кем-то пошутить - люди это ценят. В экспедиторы тоже лишь бы кого не берут. Пусть для этой работы не нужно специального образования, среди экспедиторов есть и хирурги, и историки, и инженеры. А все вот почему!
Андрей указывает пальцем на стену, где висит топ-10 зарплат экспедиторов за прошлый месяц. Рядом с фамилией самого продуктивного — число 1894. По словам экспедитора, каждый рубль действительно заработан.
— У нас можно хорошо получать, но это не халява — придется пахать, — убежден Андрей.
Вместе мы катим последний «ролл» ближе к машине. Именно в ней мы проведем ближайшие несколько часов, катаясь по точкам и обзванивая клиентов.
11.00. Едем на первый заказ
Оказалось, на этой работе есть свои приметы. Андрей радуется, что первый адрес находится в частном секторе. «Это хорошо — там люди всегда приветливые и дружелюбные», — уверен экспедитор.
— А есть какие-то нелюбимые адреса?
— Да — абсолютно никто не хочет ехать на Зыбицкую. Там практически невозможно проехать, редко поднимают шлагбаум, — поясняет Андрей. — Есть еще парочка просто неудобных переулков, где проехать и припарковаться невозможно.
Пока едем на первый заказ Андрей предупреждает: главное — выработать привычку всегда давать клиентам документы на подпись. Сервис требует неукоснительной документальной дисциплины, есть даже служба ревизоров, которая проверяет нарушения со стороны экспедиторов.
— Это сразу дисциплинирует, — уверен мой «учитель».
Уже через пару заказов наши действия стали автоматическими: мы относили заказ, Андрей вбивал в навигатор новый адрес, пока я набирал на рабочем телефоне новый номер клиента. Далее он произносил один и тот же, уже идеально выученный, монолог.
— Здравствуйте! Это «Е-доставка», меня зовут экспедитор Андрей, наш разговор записывается. Через пару минут уже буду под вашим домом.
13.10. Мой первый «косяк» за смену
Примерно после пятого-седьмого заказа начинаешь чувствовать мышцы на спине, о существовании которых раньше даже не догадывался. Кажется — да что там, продукты пронести! Но когда в одной руке у тебя сумка с двумя пятилитровыми бутылями воды, а в другой — несколько килограммов сахара, хочется забрать свои слова назад.
— Нам с тобой сегодня везет в плане лифтов, — подбадривает Андрей. — Один раз мне пришлось тащить сумки на двадцатый этаж, когда лифт не работал. Но что поделать — если нужно, то заказ доставишь.
В среднем на один заказ уходит 5−7 минут. Все благодаря удачной логистике. Адреса для одного рейса стараются подбирать в одном районе. Несколько раз даже бывало, что для следующего заказа нам не приходилось никуда ехать — нужно было просто перейти улицу.
Конечно, экспедитор ограничен по времени: ведь нужно спешить по следующему адресу, и часто ты мысленно уже там. В один из моментов меня эта спешка чуть не подвела. Отдав очередной покупательнице заказ, я со спокойной душой распрощался и уже собрался уходить, как получил в бок тычок локтем от коллеги. Ах да, точно — я же деньги забрать забыл!
Радует только то, что это был мой первый и последний косяк за день.
16.00. Конец смены
К концу рабочего дня, относив на себе тяжелые сумки, пропитываешься уважением к труду курьеров и грузчиков. Руки и ноги отваливаются, но ты тащишь последний заказ уже, кажется, на 42-ом по счету дыхании. И вот, когда последний клиент обслужен и подпись поставлена, ты в блаженстве буквально стекаешь по стене подъезда с громким выдохом облегчения.
За день мы с Андреем объехали около 30 адресов. И, по признанию моего напарника, это еще далеко не рекорд. Некоторые экспедиторы-передовики умудряются обслужить больше 50 точек за сутки. Мне кажется, это железные люди.
По словам Андрея, в конце смены он чувствует удовлетворение от проделанной работы.
— И, как ребенок после прогулки в детском саду — хочу есть и спать. Отвожу машину на стоянку, отчитываюсь за повреждения, если они есть, сдаю ключи. После проверки бухгалтерами сметы за день и подтверждения, что все сошлось, наступает настоящее облегчение. Ну, и когда зарплату выдают, естественно, — шутит экспедитор.
— Ваша работа хорошо обеспечивает?
— У меня маленький ребенок, ему еще годика нет. И большая съемная квартира. В целом, нам хватает на все, и даже остается сверху. Плюс у меня есть бесплатный абонемент от компании в спортзал, и я успеваю заниматься любимым хобби — играю по выходным в футбол за корпоративную команду.
При этом Андрей отмечает: чтобы действительно много зарабатывать, надо, как ни банально это звучит, и много работать.
— Нужно не забывать и о времени на семью: хочется ведь быть рядом, когда твой ребенок скажет первое слово, пойдет. Сейчас вот пытаюсь найти какой-то правильный баланс, чтобы успевать и там, и там. А тебе-то как? Понравилось у нас работать?
Я снял уже породнившуюся со мной оранжевую куртку и задумчиво почесал затылок. Честно — работа непростая. Но я видел, как здесь можно зарабатывать, если иметь на то желание. Слабым в моральном отношении людям здесь, конечно, делать нечего.
Партнер материала:
Стань частью дружной команды - приходи работать в онлайн-гипермаркет e-dostavka.by!