Без суперкомбайна, но с Афанасьевой. Как заводской район Сельмаш отмечает свой профессиональный праздник
«Людиии! Не грустите!» — машет с футбольного поля притихшим трибунам нарядная Инна Афанасьева. Повод для грусти все-таки имеется — внезапно зарядил дождь. Впрочем, никто не расходится — День машиностроителя всего раз в году, можно и потерпеть.
К своему профессиональному празднику работники «Гомсельмаша» относятся трепетно. Несмотря на то, что из года в год программа мероприятий остается неизменной — это выставка комбайнов, спортивные соревнования и концерт — исправно приходят на сельмашевский стадион. На коллег посмотреть, себя показать, поздороваться с начальством — ну когда его еще так близко увидишь, завод-то вон какой огромный!
Руководство уже на сцене — хвалит коллектив и уверяет, что все будет хорошо. Недавно на предприятии был президент, обещал — не бросит.
Возле припаркованных прямо на перекрытой проезжей части комбайнов — аншлаг. Ребятня атаковала технику, которую до этого видела только по телевизору. Здесь и первые модели, выпущенные еще в Советском Союзе и самые новые машины.
— А где же ваш суперкомбайн? — интересуемся у людей в галстуках.
— На испытаниях, — хитро улыбаются они и тут же просят отметить, что «Гомсельмашу» и без него есть чем гордиться. Вот, к примеру, самый продаваемый — КЗС 12−18 или вот этот — самый мощный, производительностью 16 кг/сек. А еще на заводе выпустили первый в мире комбайн на газомоторном топливе. Специалисты говорят, что он экономичнее обычного дизельного в три раза.
— Прежде всего, этот комбайн будет востребован на российском рынке. Сейчас также проходят его испытания в Татарстане, и местные аграрии очень им довольны. Не исключаем, что в ближайшее время на уровне правительства появится программа закупки этих комбайнов. Недавно мы также вернулись из Узбекистана, поскольку 80% автотранспорта в этой стране работает на газу, то заинтересовались нашим комбайном и там, — рассказывает первый заместитель директора департамента региональных продаж ОАО «Гомсельмаш» Игорь Короткевич.
Сегодня на заводе трудится 14 тысяч человек, а это значит едва не в каждой семье, проживающей в микрорайоне Сельмаш есть свой сельмашевец.
Слесарю Сергею Савенку сегодня вручили благодарность. На заводе он уже 38 лет. Место работы «Гомсельмаш» — его единственная запись в трудовой.
Такой же стаж у наладчика Николая. На завод приехал в самом начале 80-х из Брянска.
— Сегодня это звучит как фантастика, но тогда давали не только работу с хорошей зарплатой, но и жилье. Сначала нас здесь поселили в общежитии, но уже через полтора года мы въехали в новую «двушку». Некоторые сейчас говорят, мол, а что мне дал этот завод. Думаю, завод дал главное — старт в этой жизни.
Конечно, так легко и просто было не всегда. В 90-е завод был на грани. Анатолий Комков вспоминает — в то время работал специалистом рекламного отдела и его зарплата составляла 14 долларов. Да и то, если повезет получить.
— Как-то меня мужики так зажали в дверном проеме кассы, что сместилось ребро. Но это мне еще повезло. Бывали в день зарплаты даже драки. Потому что все хотели получить деньги, а денег на всех не хватало, — рассказывает пенсионер.
А вот Зинаида Петровна пришла на Гомсельмаш как раз в 90-е. Вернулась на родину с семьей из Костромы. Квартир уже не давали. Устроилась токарем, проработала до пенсии и, говорит, ни разу о своем решении не пожалела.
Теперь на заводе трудится и ее сын Леонид. А невестка Марина успела сделать карьеру — от ученика контролера до ведущего инженера. Говорит, что не против проработать на заводе и до пенсии.
— Сколько помню, Сельмаш ругают, пугают, что Сельмаш закроют, с Сельмаша уходят, но потом все равно все сюда возвращаются. Потому что здесь ты чувствуешь здесь себя защищенным. А что трудно… так, а где сегодня легко?