Пластик-патруль. Как в Могилеве люди на досках озеро чистили - и достали страшную находку
Восемь мешков мусора за неполный час выловили из Печерского озера могилевчане. Вечером 20 сентября они шокировали гуляющих по лесопарку горожан. Еще бы: вот плывет по центру озера «флотилия» сапсерферов, а вот они уже дружно шебуршат по прибрежным кустам, собирая мусор.
|
Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь, это бесплатно! |
— В прошлом году мы ходили по реке Басе в Чаусском районе на байдарках, тоже собирали мусор. Так что это мероприятие — продолжение этого цикла. В следующем году, думаю, тоже повторим, — говорит председатель координационного совета Могилевского экологического общественного объединения «ЭНДО» («экология — наука для общества») Андрей Пахоменко.
Это он собрал небезразличных людей, чтобы не просто попробовать сапсерфинг, но и сделать полезное дело. Взял в аренду доски у предпринимателя из Минска, «вооружил» новоиспеченных сапсерферов мешками для мусора и специальными захватами — и вперед, на воду.
Сапсерфинг, или сапбординг — водный вид спорта, разновидность серфинга, в котором серфер, стоя на доске, перемещается по воде посредством гребли веслом. Доску, на которой стоит спортсмен, называют сапсерф или сапборд.
— Проект называется «Сохраним воду для нас и потомков». Финансируется он коалицией «Чистая Балтика», в которую входят несколько организаций. Так что попробуем сохранить наше Печерское водохранилище и другие водные объекты, — пояснил Андрей Пахоменко.
Основная идея проекта — убрать пластиковый мусор. В отличие от стекла и, конечно, органики, пластик начинает разлагаться и через какое-то время становится доступным для живых организмов — рачков, мелких рыб. Так пластик попадает в цепь питания и достигает человеческого организма. При этом он накапливает различные химические вещества и становится токсичным.
А пластика в воде у берегов Печерского озера много: бутылки, пакеты, обертки. Особенно на «диком» берегу — том, который напротив пляжа и асфальтированных дорожек. Мусор могилевчане достают руками, «палками-хваталками». Рыбаки сначала намекают, что «гринписовцы» мешают улову, а потом сматывают удочки и начинают задушевный разговор о том, что люди не умеют ценить природу, мусорят.
— Вам тут пару месяцев подряд нужно плавать, чтобы все убрать, — усмехается один из рыбаков. — Может, грабли дать? Я принесу — тут недалеко живу.
Идея дойти до истоков озера и собрать там мусор проваливается: быстро темнеет, сапборды уже перегружены мешками со стеклом и пластиком. Но еще одна жуткая находка: со дна поднимают холщовую сумку со щенками — их утопили.
— Хорошо, что не на пляже, — чертыхаются активисты и выносят сумку на берег.
— Почему такая странная привязка к этим особенным средствам передвижения? — кивает в сторону сапбордов Пахоменко. — В мире есть целое движение, которое называется «Пластик патруль». С одной стороны, это туризм, отдых, развлечение. С другой — бережное отношение к природным ресурсам, которыми мы пользуемся.