"Сейчас она может прыгать с парашютом". Как белорусские медики спасали беременную с аневризмой
Юлии Киселевой 31 год. 30 апреля она вместе с мужем приехала на выписку из РНПЦ «Мать и дитя» своего третьего ребенка — сына Даниила. Мальчик родился абсолютно здоровым и доношенным. При этом за три недели до родов медики спасли беременную Юлию и сделали ей уникальную операцию при аневризме сосудов головного мозга.

У женщины обнаружили артериальную аневризму внутренней сонной артерии. Юлия говорит, если бы не помощь врачей, все могло бы закончиться очень печально. Когда у беременной рвется аневризма, то может погибнуть и сама мама, и малыш.
Молодая мама: «У меня заболела голова и не открывался правый глаз»
Юлия и Владимир Киселевы — военнослужащие. Живут в деревне Заслоново Лепельского района. Вместе воспитывают троих детей, старшей девочке 9 лет, мальчику 7 лет и самому маленькому Даниилу — почти месяц.
Юлия Киселева считает, ей повезло, что вовремя сделали операцию.
— Даже подозрений не было, что со мной такое может произойти. Все, что угодно, но не такое. И что настолько это будет серьезно., — говорит она.

В марте у беременной вдруг заболела голова и начал плохо открываться правый глаз. Она не могла спать по ночам: спала по 15−20 минут, когда головная боль уменьшалась. В Лепеле ее положили на сохранение, а в тот день, когда выписали, Юлия пришла на прием к акушеру-гинекологу, у которой состояла на учете, и сказала, что головная боль до сих пор не прошла.
Девушка не устает благодарить своего акушера-гинеколога Марину Печковскую и заведующую гинекологическим отделением Лепельской районной больницы Татьяну Петроченко, которые вовремя вызвали коллегу из Витебска, чтобы он осмотрел Юлию.
— Если бы не эти врачи, то все могло бы закончиться плачевно, — говорит Юлия.
Врач осмотрел Юлию, и ее отвезли в больницу в Витебск, где на МРТ головного мозга увидели аневризму и экстренно направили в Минск в РНПЦ неврологии и нейрохирургии, чтобы прооперировать. Был высокий риск, что аневризма разорвется.
Ведущий научный сотрудник нейрохирургического отдела РНПЦ неврологии и нейрохирургии Сергей Капацевич, который оперировал Юлию Киселеву, рассказывает, что аневризма была среднего размером — 8 мм. При этом у нее была неправильная форма с дополнительным выпячиванием стенки мешка — это говорит о высоком риске ее разрыва. Более того, аневризма начала себя проявлять: увеличиваться и давить на черепно-мозговые нервы, которые отвечают за движение глаза.

Именно эти проявления болезни и помогли найти причину до того, как аневризма разорвется. При кровоизлиянии от разрыва погибает до 40% пациентов.
Аневризма — это шаровидное образование на стенке кровеносного сосуда. Если в него поступает кровь, то есть риск, что аневризма может разорваться. По статистике аневризмы сосудов головного мозга могут встречаться у 3−5% населения, а это для Беларуси 290−480 тысяч человек. Не всех их нужно оперировать, каждый случай индивидуален и для каждого есть своя тактика лечения.
Однозначного ответа на вопрос, почему возникает аневризма, — нет. Есть много теорий. По одной из них, это происходит из-за слабых стенок сосудов, по другой — из-за гемодинамической нагрузки на стенки сосудов из-за повышения артериального давления. Повышенный риск образования аневризм есть у женщин, гипертоников, курящих людей и имеющих наследственную предрасположенность. В 15% случаев аневризма может быть генетически обусловленной, то есть появиться, если она была у прямых родственников, или если у них были инсульты и инфаркты.
Чаще всего аневризма возникает на развилках сосудов, так как это наиболее слабое место.
«Сейчас эта пациентка — абсолютно здоровая женщина. Она может прыгать с парашютом»
В год в РНПЦ неврологии и нейрохирургии делают около 300 операций по поводу аневризм сосудов головного мозга, в 1−2 случаях — беременным женщинам. Операция по клипированию аневризмы в Беларуси была первой во всем СССР. Ее выполнил в 1969 году профессор Эфраим Исаакович Злотник. К нам даже приезжали из Москвы и всего Советского Союза перенимать опыт.
Тогда это была не малоинвазивная операция, она предполагала трепанацию черепа. Сейчас подобные операции делают на высокотехнологичном уровне. В 50% случаев это эндоваскулярные операции, которые делают через прокол, проходя по кровеносным сосудам. И такие операции у нас проводят с 2008 года.
Юлии Киселевой делали именно малоинвазивную операцию. С учетом наркоза она длилась около двух часов. Кроме врачей из РНПЦ неврологии и нейрохирургии возле женщины дежурила бригада медиков из РНПЦ «Мать и дитя». Ведь пациентка была на 35 неделе беременности.
— Операция требовала антикоагулянтной поддержки. Это значит, что во время нее немного разжижается кровь, и может возникнуть риск кровотечения из-за отслойки плаценты. В результате наркоза может быть гипоксия плода. В таких ситуациях требуется экстренное родоразрешение путем кесарева сечения, — объясняет необходимость работы дополнительной бригады врачей во время операции заведующая отделением патологии беременности РНПЦ «Мать и дитя» Ольга Панкратова.
Во время операции Юлии иголочкой сделали прокол в области бедренной складки, в сосуд поставили специальную расширяющую трубочку. Через нее завели катетеры и дошли до аневризмы на головном мозге. В саму аневризму вошли тонкими микрокатетерами и уже через них провели специальные микроспирали толщиной в доли миллиметра, которыми и заполнили ее полость. По сути, самое важное в этой ситуации — не дать крови проходить через аневризму, поэтому ее и заполнили микроспиралями. Это можно сравнить с тем, как стоматолог пломбирует зуб.
Со временем стенки сосуда выравниваются, и человек выздоравливает.
— Сейчас эта пациентка — абсолютно здоровая женщина. Она может прыгать с парашютом, летать на самолете, нырять с аквалангом, — рассказывает Сергей Капацевич.
Сама Юлия рассказывает, что, настраиваясь на операцию, старалась думать о хорошем. Медики ее успокаивали и просили не волноваться.
— Я старалась плохие мысли от себя отгонять, думать только о хорошем, — говорит она.
«До 30% кровоизлияний у беременных возникают из-за разрыва аневризмы»
Примерно через неделю после операции женщину перевели в РНПЦ «Мать и дитя».
— Юлия находилась у нас около трех недель, сначала лежала в отделении реанимации, а затем в отделении патологии беременности, — рассказывает Ольга Панкратова. — Нейрохирурги сделали ей сложную операцию на высоком уровне, у пациентки не осталось ни шрамов, ни рубцов. В свою очередь, акушеры-гинекологи помогли сохранить беременность до доношенного срока.
Мальчик родился при помощи кесарева сечения. Его назвали Даниилом.
— Малыш родился здоровым, доношенным, не подвел ни маму, ни врачей, которые приложили все силы для его рождения, — заметила Ольга Панкратова.
Сергей Капацевич приводит статистику: до 30% кровоизлияний у беременных возникают из-за разрыва аневризмы. Женщины могут столкнуться с этой проблемой на разном сроке беременности. Так как чаще всего рожают в молодом возрасте, не предполагается, что у пациенток могут быть аневризмы. По статистике, в возрасте 20−30 лет таких случаев — от 3 до 7 на 100 тысяч населения. Чем старше человек, тем выше риск. К 50 годам это уже до 38 случаев на 100 тысяч населения.
Медик советует всем, у кого в роду были случаи аневризмы, инсультов или инфарктов еще в молодом возрасте обследовать сосуды головного мозга. Лучше всего это сделать с помощью МРТ. Пройти такое обследование особенно важно, если девушка планирует беременность. Именно до нее нужно исключить факторы риска.