"Враг будет разбит". Стене с уникальными надписями защитников Гомеля 1941 года грозит снос
Все уже в Гомеле становятся тротуары, все меньше остается деревьев в центре города, на месте былых деревянных усадеб с затейливой резьбой прокладывают автомобильные магистрали. А на улице Плеханова вместе с жилым домом может быть уничтожено редкое свидетельство времен Великой Отечественной войны…
Жилье на месте княжеской конюшни
Эта улица, названная в честь первого учителя и непримиримого противника Владимира Ленина, находится в историческом центре города. Раньше она называлась Луговой и относилась к «Спасовой слободе», основанной в Гомеле беглыми старообрядцами. На улице Луговой имел свой дом и известный гомельский архитектор дореволюционного и советского времени Станислав Шабуневский. Староверы были люди зажиточные, дома ставили крепкие, да еще и любили украшать их богатым деревянным декором — резными и ярко выкрашенными наличниками, ставнями, карнизами. Поэтому район этот был весьма живописным, что и зафиксировано в географическо-статистическом описании Гомеля 1910 года.
В таком типичном стиле был построен и этот дом по улице Плеханова. Впоследствии его бревенчатые стены обложили красным кирпичом. По легенде местных жителей это здание было частью конюшен князя Паскевича. Содержал ли здесь князь, охочий до охоты, собак и крестьянских девушек, своих скакунов — науке точно неизвестно. Но при осмотре внутренних конструкций дома видно — часть из них сделана из плотной древесины наподобие дуба, гвозди при этом применялись старинные, кованные. Еще недавно здесь проживало несколько семей. Но сегодня почти все жильцы отселены, а в отношении дома принято решение о его сносе как аварийного строения.
В здании осталась жилой только одна квартира. Ее хозяйка Ирина считает, что нет оснований для уничтожения этого строения, и что старый дом вполне подлежит ремонту. Но когда Ирина ведет нас по полузаброшенному дому, довелось пережить легкий испуг за женщину — в темноте под ней сломалась половица, и она одной ногой оказалась в подполье. После того, как администрация отказала Ирине в просьбе оставить ее проживать в своем доме, женщина обратилась в суд. А совсем недавно решила ходатайствовать о присвоении старинному дому статуса историко-культурной ценности.
«Умру, но не сдамся…»
Но помимо прорезных наличников и бревен, предположительно, еще помнящих аргамаков Паскевича, здесь есть еще один артефакт — фрагмент стены из красного кирпича. Ее кладка примыкает прямо к дому. В ней, казалось бы, нет ничего примечательного — кроме двух вещей. Во-первых, это остаток брадмауэра — противопожарного ограждения. Страшные пожары буквально опустошали деревянный Гомель на протяжении всей его истории. И во 2-й половине 19 века городская Дума строила такие стены, что бы предотвратить распространение огня от дома к дому. А во-вторых — на стене есть надписи, датированные августом 1941 года…
«Враг будет разбит», «Умру, но не сдамся», «II/09.1941» — это выцарапано на кирпичной кладке. Конечно, о стопроцентной аутентичности этих граффити пока говорить сложно. Но известно, что в июле-августе 1941 года в этом районе Гомеля, на подступах к переправе через Сож, было сконцентрировано немало подразделений Красной Армии. В 2000-х годах, при подводке коммуникаций к клубу «Немо» в районе «Спасовой слободы» были обнаружены фрагменты станины легкого орудия, гильзы от трехлинейной винтовки 1940 года выпуска, предметы снаряжения — очевидно, тут были позиции зенитной батареи. Автор, в то время — старший научный сотрудник Гомельского областного краеведческого музея, вместе с археологами выходил тогда на это место.
В 1941—1943 годах на улице Плеханова находились немецкие спецслужбы — в каменном здании, где впоследствии был размещен отдел образования Центрального района. И тут же на Плеханова, под боком у нацистов, находилась конспиративная квартира гомельского подполья. На этом здании установлена мемориальная доска. Кстати говоря, во время очередной дорожной реконструкции этому дому тоже грозил снос, памятную доску даже снимали и передавали на временное хранение в Гомельский областной музей военной славы. Но потом — вернули на место.
Сегодня, вместе с деревянным домом, может быть разрушен и остаток брандмауэра с уникальными надписями защитников Гомеля.
— Скорректировать планы строителей, коль скоро на этом месте намечены какие-то работы, а сооружения — аварийные, крайне сложно. Но мы просто обязаны бережно хранить память о героях минувшей войны, даже крупицы о ней заслуживают увековечивания. Мне думается, что часть стены, на которой имеются данные надписи, можно перенести в экспозицию Гомельского областного музея военной славы. Технически этот вопрос можно проработать, — считает заместитель директора областного военного музея Константин Мищенко.
Заместитель декана факультета ПГС БИИЖТА, кандидат искусствоведческих наук Евгений Маликов сообщил корреспонденту ТUТ.BY следующее:
— Для того, что бы придать зданию статус историко-культурного памятника, инициатор должен собрать определенный пакет документов, включая историческую справку, составить обоснование и передать все эти бумаги в Министерство культуры. Там будет приниматься соответствующее решение.
Маликов считает, что часть брандмауэра с надписями заслуживает сохранения.
— Во-первых, в Гомеле очень мало памятников городской культуры и идентичности. Особенно мало свидетельств Великой Отечественной войны. Во-вторых, у нас очень часто слова расходятся с делами. Ходим на 9 мая, а простые, не парадные человеческие свидетельства о войне зачастую уничтожаются. Такая же ситуация сложилась с Лещинским лесом, где по многочисленным воспоминаниям старожилов, нацистские оккупанты расстреливали наших мирных граждан. Но как только на горизонте появляются бизнес-интересы, многие красивые слова забываются, — говорит Маликов.
В 2007 году, во время возведения корпуса БелНИПИНефти на улице Книжной, по словам местных жителей, строители выкопали большее количество человеческих костей. В 1941—1943 годах в это районе размещался немецкий концентрационный лагерь «Дулаг-121». Однако строительные работы остановлены не были. А в Гомельском горисполкоме на письменное обращение общественности был дан официальный ответ, что захоронения советских граждан в этом месте неизвестны. При этом на соседней площади Восстания установлен памятник погибшим здесь заключенным. Согласно данным справочника, изданного в 2004 году Национальным архивом Беларуси, улица Книжная находилась в границах лагеря «Дулаг-121». По данным Акта специальной следственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов от 1945 года, на этом месте было уничтожено около 100 тысяч советских военнопленных.
Недавно Калинковичским райисполкомом было принято решение об организации песчаного карьера на месте исторической реконструкции партизанской стоянки — данный объект никакой официальной регистрацией не обладает.
Поскольку стена на улице Плеханова с надписями защитников Гомеля не имеет никакого официального статуса, то и она может подлежать сносу в любой момент.