"Дело 17-ти". Обвиняемый в организации крупной наркосети попытался через суд связаться с КГБ
Перед началом прений по «делу 17-ти» главный фигурант Константин Вилюга попытался через суд связаться с сотрудниками КГБ. Он заявил, что имеет особо важную информацию для органов, но достучаться к ним через письменные запросы не получается.
Процесс по «делу 17-ти» о крупнейшей наркосети Беларуси близится к концу. 10 октября в Минском городском суде начнутся прения, где прокурор озвучит свои просьбы по назначению наказания для каждого из семнадцати фигурантов. А обвиняемые выступят с последним словом.
Ожидается, что на это уйдет не меньше недели — некоторые адвокаты только под одно свое выступление просили отвести целый день. А защитников в этом деле больше самих обвиняемых. После прений суд вынесет приговор. Пока же стороны решают последние вопросы, связанные с ходатайствами и изучением дополнительных документов.
Во время одной из таких пауз слово взял Константин Вилюга, который, по мнению следствия, создал наркосеть и руководил ею. Он заявил, что 10 дней назад отправил в КГБ запрос, но не получил даже уведомления о получении письма второй стороной (на что предусмотрен срок в 3 дня).
- Полагаю, что мои заявления продолжают не выпускать из СИЗО № 1 (…). Учитывая, что в зале находятся представители СМИ, я бы хотел использовать эту возможность и обратиться через них с этим заявлением в Комитет госбезопасности, — заявил Вилюга.
- Вообще вы должны обращаться только к суду в судебном заседании, — сделал замечание судья Сергей Хрипач.
— Хорошо, я обращаюсь к суду с заявлением. Прошу сотрудников КГБ Республики Беларусь посетить меня в СИЗО № 1 по г. Минску в связи с необходимостью срочно передать информацию особой важности для 2-го отдела 1-го Управления 3-го Главного управления КГБ Беларуси. Информация не имеет отношения к уголовному делу № 14121020826.
— К нашему делу не имеет отношения? — уточнил судья.
— Нет.
- А зачем тогда вы это озвучиваете?
— Ну, извините, — с улыбкой ответил Константин Вилюга.
- Вы, так сказать, проигнорировав принятое судом решение…
— Ни в коем случае! Вы сказали обращаться к вам, я обратился.
— Но вы же обратились не с ходатайством, чтобы суд что-то решил… — продолжал судья.
— Больше не буду, — продолжал, перебивая, Вилюга. — Вы понимаете, Высокий суд, просто невозможно! Извините, пожалуйста, меня 2 года как лишили всяких прав, прописанных Конституцией, всяческих прав — не только меня, но всех обвиняемых, находящихся здесь. Которые не понимают, почему они здесь и за что! Вот мы и не понимаем, что это за дело…
— Вот мы и рассматриваем дело, и вы поймете. Но так делать нельзя, это не трибуна.
— Повторяю, информация, имеющая особое значение для органов безопасности… — снова начал перебивать Константин Вилюга.
- Остановитесь пожалуйста, — повторял судья.
— … Использовать возможность обратиться к органам…
— У вас есть защитник, который может передать [письменно] такое обращение, в чем — проблема?
— Хорошо, — опустился на судебную скамью главный обвиняемый по делу.
До начала прений прокурор Олег Буйленков попросил суд приобщить к делу приговоры по трем уголовным делам, связанным с оборотом наркотиков. В том числе по делу о «группе Зайцева», где обвиняемыми проходили 11 человек. Миноблсуд в марте 2016 года приговорил фигурантов к различным срокам от 8 до 19 лет.
Однако защитники по «делу 17-ти» выступили против. По их мнению, приговоры «не имеют никакого доказательного значения» и не относятся к нынешнему делу, а лишь нужны чтобы «заполнить дело стопкой приговоров».
Хотя во время опроса адвокатов была упомянута некая переписка между главой Следственного Комитета (на тот момент) Валентина Шаева и министра МВД Игоря Шуневича. Якобы глава МВД со ссылкой на данные своего подразделения, ГУБОПиК, сообщал, что «дело 17-ти» и дело о «группе Зайцева» могут быть связаны между собой. И, вероятно, речь идет о целом международном синдикате. Однако Следственный комитет не увидел оснований для объединения всех этих материалов в одно уголовное дело.
Судья Сергей Хрипач все же удовлетворил ходатайство и приобщил приговоры по другим уголовным делам о наркотиках. Хотя напомнил, что позже суд еще даст свою оценку этим материалам.
Прокурор также попросил суд о возможности повторно допросить одного из свидетелей по делу Александра Громыко. Оказалось, что уже приняты «меры о его доставке в зал суда».
Напомним, изначально Громыко (по кличке Волк) был обвиняемым по «делу 17-ти», но позже перешел в статус свидетеля по ст. 20 Уголовного Кодекса — как способствующий изобличению преступной группы. К нему применяются особые меры безопасности, поэтому допрос проводят через видеосвязь. Хотя свидетель и отбывает срок за некое преступление (какое именно — неизвестно).
Напомним, 29 февраля в Минском городском суде начался процесс по делу об обороте наркотиков, где обвиняемыми проходят сразу 17 человек. Из них двое — бывшие сотрудники КГБ и МВД, а также предполагаемый создатель нашумевшего интернет-магазина спайсов LegalMinsk минчанин Константин Вилюга. На стадии предварительного расследования 40 уголовных дел были объединены в одно производство.
В общей сложности фигурантам предъявлены обвинения по некоторым из следующих статей Уголовного кодекса Беларуси: ч.1, 2, 3 ст. 285 (Создание преступной организации либо участие в ней), ч.1, 3, 4 ст. 328 (Незаконный оборот наркотических, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов) и ч.1 ст.328−1 (Незаконное перемещение через границу наркотических, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов), ч.3 ст. 233 (Незаконная предпринимательская деятельность), ч.3 ст. 424 (Злоупотребление властью или служебными полномочиями), ч.3 ст. 455 (Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти), ч.2 ст. 209 (Мошенничество), ч.2 ст. 295 (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).
Читайте также:
«Платил силовикам, чтобы сдерживали конкурентов». В Минске возобновили суд о крупнейшей наркосети
«Дело 17-ти». Что говорит ключевой свидетель, сдавший крупнейшую наркосеть Беларуси
Суд по делу о крупнейшей наркосети: перед продажей вещества шли на экспертизу сотрудникам КГБ и МВД