Дело "Мотовело". Муравьев: Инициатива о покупке завода исходила от Администрации президента
3 ноября в процессе по делу «Мотовело» начался допрос главного обвиняемого, крупного бизнесмена, в 2007 году ставшего владельцем минского мотовелозавода, Александра Муравьева. Он рассказал о себе, своих коммерческих и социальных проектах. В частности, раскрыл, кто предложил ему купить «Мотовело».
Александру Муравьеву 50 лет. Разведен, отец трех дочерей. До задержания 1 июня 2015 года жил и работал в Австрии, зарегистрирован в Минске. Является директором австрийской компании ATEC Investment GmbH.
В 1984 году закончил школу-интернат олимпийского резерва и поступил в институт физической культуры. В течение 14 лет профессионально занимался плаванием, а потом десятиборьем. Институт закончил с дипломом тренера-преподавателя по легкой атлетике.
— Иных дипломов нет. И, в общем-то мне кажется, мое образование вполне хорошее, — заметил Муравьев.
В 1998 году он пополнил ряды бизнесменов, организовав производство одежды. В 1994 году поучаствовал в торговом бизнесе в агросекторе. В конце 1997 года переехал в Москву, где участвовал в разных торговых и производственных проектах. В 2001 году в связи с деловыми интересами переехал жить и работать в Австрию. Был назначен сначала директором ATEC Handels, затем — директором ATEC Holding. Возглавлял разные предприятия в Австрии.
В 2002 году ATEC Holding приобрела 65% акций стеклозавода «Елизово» у канадской компании Consumers Glass Company.
— Прошу обратить внимание, не у государства. То есть, эта сделка не имела ничего общего со словом «приватизация», — сказал обвиняемый.
Муравьев руководил реконструкцией стеклозавода. При участии «Беларусбанка» было реализовано около семи проектов на общую сумму более 40 миллионов долларов.
— При моих усилиях был создан современнейший производственный комплекс численностью около 1000 работающих. Производство увеличилось более чем в 10 раз, в денежном обороте — более чем в 20 раз. Производительность труда на одного человека увеличилась в 35−50 раз.
В 2007 году ATEC Holding приобрела 99,8% акций ОАО «Мотовело». В тому моменту под акционерным управлением австрийской компании уже было более 20 предприятий разного профиля в семи странах Европы. Общая численность сотрудников превышала 4000 человек.
— Масштаб производственной и торговой деятельности — если охватить 2002−2015 годы — превысил миллиард долларов, — сказал бизнесмен.
В 2007−2012 годах ATEC Holding инвестировала в ОАО «Мотовело» — с учетом платежей государству за акции и исполнения обязательств по долгам предприятия — более 30 млн долларов.
— Как положительный социально-экономический эффект, государство также перестало нести убытки, которые в предыдущие 5 лет составляли примерно 5−8 миллионов долларов в год, — заметил Муравьев. — «Мотовело» являлся добропорядочным налогоплательщиком. Объем уплаченных налогов превысил 10 миллионов долларов. Была сохранена специализация «Мотовело», торговые марки «Аист» и «Минск».
Также Муравьев рассказал предысторию покупки акций «Мотовело».
— Инициатива по продаже поступила со стороны Администрации президента. ATEC Holding не искал этой сделки, что подтверждается письмом главы Администрации президента на имя премьер-министра. В нем написано, что Александр Муравьев на встрече с президентом Республики Беларусь от президента получил такое предложение. Рассмотреть вопрос об участии в конкурсе.
В 2006 году Александр Муравьев президентским указом получил медаль «За трудовые заслуги».
Сегодня на суде было зачитано прошение из прихода храма Владимирской иконы Божией матери. В нем говорится, что Муравьев «имел много попечения о нуждающихся и обездоленных, принимал участие в церковном строительстве и общегосударственной программе спортивного и патриотического воспитания молодежи». В документе содержится просьба к суду «за его милосердие проявить к нему доброе отношение».
Обвиняемый вспомнил про это прошение, рассказал о своих социальных проектах. Он помогал не только церкви, но и нескольким школам-интернатам. Муравьев сказал, что оказывал и «всю жизнь» будет оказывать поддержку белорусской школе десятиборцев. Также он не обходил спонсорской помощью футбол и велоспорт. В 2007—2013 года Муравьев на общественных началах возглавлял Белорусскую федерацию велосипедного спорта.
— Я понимаю, что раз есть уголовное дело, надо обсуждать <…>, но объем спонсорской поддержки, о которой я говорил, это миллионы долларов. А уголовное дело — это погрешность. Но закон…, — вздохнул обвиняемый.
Муравьева задержали 1 июня 2015 года. 12 августа 2016 года ему предъявили окончательное обвинение в совершении преступлений по пяти эпизодам. В частности, в том, что он завладел 31,4 миллиона акций «Мотовело», принадлежащих государству.
-… на несуществующую стоимость 97 миллионов рублей. Подчеркиваю — несуществующую! Завладел тем, чего нет.
Также Муравьева обвинили в том, что он дважды организовывал хищение денег «Мотовело» на суммы 82,8 тысячи рублей и 332,3 тысячи рублей. Кроме того, обвинение утверждает, что он организовал уклонение «Мотовело» от уплаты налогов на сумму 69,8 тысячи рублей, а также — пособничество в уклонении от уплаты налогов СЗАО «РосинтехГрупп» на 649 тысяч рублей.
— Еще до возбуждения уголовного дела были арестованы не имеющие ко мне никакого отношения 99,8% акций «Мотовело», которые принадлежат юрлицам Беларуси и Австрии. В последующем было арестовано имущество белорусских юридических лиц, гражданина РФ как якобы мое имущество на общую сумму примерно 200 миллионов евро, — обратил внимание Муравьев. — В действительности оно не имеет ко мне никакого отношения.
Бизнесмен во второй раз заявил о незаконности и необоснованности предъявленного обвинения.
— Вину я не признаю полностью, потому что никаких преступлений не совершал, — сказал он. — Теперь мне предстоит сделать самое сложное в моей жизни — пояснить очевидное, дать комментарии к событиям, которые не происходили, а также бессмысленным и абсурдным выводам обвинения.
В конце бизнесмен процитировал знаменитого немецкого писателя Иоганна Гете — на немецком же.
— Сейчас прошу вашего внимания. Задолго до сегодняшнего заседания суда великий литератор Гете сказал что-то важное. «Мы привыкли к тому, что люди издеваются над тем, чего они не понимают», — перевел на русский Муравьев.
Напомним, суд начал рассматривать уголовное дело в отношении Александра Муравьева 21 октября. Вместе с Муравьевым на скамье обвиняемых еще двое коллег: экс-директор «Мотовело» Казимир Мороз и экс-замдиректора по недвижимости предприятия Татьяна Луковец.
Александр Муравьев и Казимир Мороз свою вину не признали в полном объеме. Татьяна Луковец, обвиняемая в пособничестве хищению, в полном объеме признала.