В Россонском районе живут волки-кинозвезды
Потенциал «зеленого» туризма в Беларуси используется пока максимум на треть, заявил замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Игорь Качановский. Мы решили поближе познакомиться с теми, кто изучает природу в лесу, и отправились в глушь — в Россонский район, на границу с Россией. Биолог Дмитрий Шамович много лет держит здесь прирученных волков. В окрестностях также проводят исследования орнитологи. «СБ Беларусь Сегодня» удалось узнать много нового о зубастых охотниках и крылатых помощниках сельчан.
Детский сад
Дорога из Минска неблизкая, мы заночевали прямо у ученых. Дом стоит на самом краю деревни Сосновый Бор, в ста метрах — река Нища. Ночью открываешь окно и слышишь протяжный волчий вой. Наутро хозяин успокоил нас — это подавала голос собака.
Идем к хищникам. Старший Тэр в отдельном вольере, парочка трехмесячных волчат — в соседнем. При виде людей малышня оживляется — ждут кормежку.
— Эти ребята до года всех любят, их можно даже погладить, — комментирует жена Дмитрия Анастасия Кузьменкова. Выпускница биофака БГУ сейчас учится в аспирантуре, она орнитолог.
Хозяина волк не трогает, но реакция на детей и женщин может быть непредсказуемой. Стоит Дмитрию подойти и особым образом позвать десятилетнего «артиста», тот поднимается и воет — так и беседуют.
У детей, приехавших с нами, особый интерес к волчатам. Хозяин выпускает их на волю, но резвые щенки ни секунды не сидят на месте. Не исключено, что это будущие кинозвезды. Волки Дмитрия Шамовича засветились во многих фильмах и фотосессиях профессиональных мастеров камеры — с этой целью их содержат и дрессируют.
— Не убегают, если выпустить в лесу?
— Обычно возвращаются на свист, который означает, что им дадут мясо, — поясняет Настя.
Когда волчата только оказались на попечении Дмитрия, их пришлось выкармливать из бутылочки сухим сучьим молоком, фактически как щенков собаки. Сейчас обходятся куском мяса раз в сутки. Потихоньку начинают показывать характер, ведь оба — самцы. А вот самку обучить и приучить к «работе» куда сложнее.
Кинозвезда и дрессировка
Поддается ли зубастый хищник дрессировке? Дмитрий Шамович говорит, что тот ведет себя как член стаи:
— Команда «сидеть» или «лежать» с волком не пройдет. Но если у тебя в кармане есть кусок мяса и зверь голодный, то можно заставить его сделать простейшие вещи. Например, перепрыгнуть через бревно. Или завыть, пройтись.
Во время фотосессий животных выводят днем или даже ночью на болото, в лес. Раз в полтора-два года они участвуют в съемках серьезных документальных или художественных фильмов. К примеру, на «Беларусьфильме» в 2009 году сняли картину «Волки». Это история заключенного, который бежал из лагерей. В конце фильма спасенный от людей-хищников герой наталкивается на стаю волков, и здесь уже некому прийти к нему на помощь. Как раз роль этих убийц и сыграли серые питомцы Дмитрия.
— А вас кусали?
— Не без этого, но звери эти вполне адекватные. У них есть свои правила поведения, поэтому просто так подойти и укусить человека — такого не бывает. Поскольку волки живут в группе, у них очень развит язык тела. По нему видно настроение. Когда они делят мясо, не нужно его отбирать или лезть руками.
— А как вы относитесь к случаям, когда их собратья воруют телят?
— Это хищник, и он питается мясом, поэтому это естественно. Волк — охотничий вид, сезон на него открыт практически круглый год. Если ты официально находишься в охотугодьях, то можешь его добывать. Этого зверя не очень любят охотхозяйства, которые специализируются на копытных. В то же время выйти на серого — это самая серьезная охота. Не так уж много мест у нас в стране, где это запрещено: Березинский биосферный заповедник и Полесский радиационно-экологический заповедник. Во втором в этом году впервые официально разрешили отстрел, однако лимит, насколько я знаю, невелик — около десяти особей.
Из Великобритании — за дятлами
Дмитрий круглый год встречается с любителями природы, среди них много иностранцев. В основном это наблюдатели за птицами и фотографы.
В каждом сезоне есть свои события, интересующие профи. В основном, по наблюдениям природоведа, зарубежных гостей интересуют два направления. Первое — увидеть редкие виды птиц, млекопитающих и насекомых, тех же стрекоз, которых нет у них в стране. К примеру, британцы «охотятся» за редкими видами дятлов, характерными для нетронутого бора.
А как насчет медведя?
— К дикому зверю в условиях нашей страны подобраться довольно сложно, особенно если с тобой группа из 10−15 человек, — смеется Дмитрий. — В одиночку косолапого я встречал. В основном на Витебщине он концентрируется в Городокском районе и Березинском биосферном заповеднике.
Орнитологи активно занимаются в окрестностях усадьбы научными исследованиями при поддержке фонда «Красный бор». Пока мы знакомились с волками, Анастасия успела проверить десяток ловушек. Попавшихся пичуг принесла на крыльцо для измерения и кольцевания.
— Несколько лет назад нашли в этих местах пеночку-зарничку — новый вид для Беларуси, — поясняет орнитолог Семен Левый. — Обычный ареал ее обитания — за Уралом.
Анастасия Кузьменкова специализируется на птицах агроландшафтов, то есть тех, что живут на сельскохозяйственных полях. В частности, это пернатые с особым охранным статусом — не только входящие в нашу Красную книгу, но и в международные защитные списки. В основном это кулики, например, чибисы. Гнездятся они на земле, яйца откладывают в ямки.
Когда сельскохозяйственная техника все вспахивает, вносит удобрения, обрабатывает, естественно, многие гибнут. Этой весной Настя отметила несколько таких гнезд, но позже их не нашла… Пернатым приходится делать повторные кладки. В них обычно меньше яиц — к примеру, два вместо четырех. А значит, ряды редеют.
— В Европе в последние 20 лет наметилось огромное снижение численности всех птиц, в том числе обыкновенных видов: полевых жаворонков и воробьев, чибисов. Возможно, у нас проводится недостаточный мониторинг, чтобы заметить подобное снижение. По чибису, вероятно, и у нас происходит нечто подобное, — предполагает орнитолог. Но, к счастью для крылатых, у нас не настолько интенсивное сельское хозяйство, как на Западе.
Настя ловко извлекает из полотняного мешочка очередную птаху. Предлагает угадать, как ее зовут. У невзрачного «воробушка» тонкий клювик. Все попытки тщетны, между тем вид совершенно обыкновенный. Завирушка лесная обзаводится кольцом на лапке и вспархивает к яблоне. Счастливая: эти дикие леса — ее дом, а нам пора возвращаться в город.