Когда солдат службе рад
К вопросу о мотивации солдат и сержантов на прохождение срочной военной службы
Недавно в ходе совместного заседания Консультативного совета при министре обороны Республики Беларусь и Координационного совета Офицерских собраний Вооружённых Сил министр обороны генерал-лейтенант Андрей Равков обратил серьёзное внимание на вопросы мотивации военнослужащих на прохождение срочной военной службы. Здесь проблема не столько в денежном довольствии, подчеркнул он.
Это совершенствование военной формы одежды, которой должны непременно гордиться военнослужащие. Разработка новых знаков отличия, которые также стали бы предметом гордости за белорусскую армию…
Повышение престижности воинского труда солдата и сержанта — актуальная задача.
В Законе «О статусе военнослужащих» говорится о том, что «социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и осуществляется посредством практической реализации закрепленных в законодательных актах их прав и свобод, обязанностей и ответственности (в том числе предоставления им социальных льгот и гарантий органами военного управления и иными государственными органами), а также других мер, направленных на обеспечение благоприятных условий их жизни и деятельности, соответствующих особому характеру военной службы». Среди основных направлений строительства военной организации государства на современном этапе в принятой недавно новой редакции Военной доктрины Республики Беларусь названо «повышение престижа воинской службы, подготовка к ней граждан» (статья 39, пункт 12).
Постановка этих вопросов в повестку дня столь представительного совместного заседания говорит о заботе офицерской общественности о подчиненных. Ведь еще известный военный теоретик Михаил Драгомиров подчеркивал: «Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, своим мундиром, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью».
В военном ведомстве в нынешнем году была создана рабочая группа, которая провела мониторинг имеющейся правовой базы, а также мирового опыта по данной проблематике. Были определены наиболее перспективные направления для проработки мотивационных аспектов. Также были собраны и проанализированы предложения от органов военного управления и из войск. Изучили и мнения на сей счет военнослужащих срочной службы.
По результатам этой работы был составлен рейтинг эффективности предложенных мер, среди которых:
1) оказание помощи при трудоустройстве после увольнения в запас;
2) при прохождении срочной военной службы предоставление возможности получить профессию, которая пригодится после увольнения в запас;
3) предоставление преимущества при поступлении на государственную службу;
4) предоставление преимущества при поступлении в вуз;
5) увеличение размера денежного довольствия до уровня стипендии студентов;
6) увеличение продолжительности отпуска до 30 суток;
7) предоставление дополнительного отпуска (на время сессии) при обучении заочно в вузе;
8) предоставление преимуществ выпускникам вузов, прошедшим срочную военную службу, при распределении, дальнейшем обучении;
9) предоставление возможности осуществлять подготовку к сдаче централизованного тестирования;
10) выплата единовременного пособия по прежнему месту работы (учебы) в размере половины месячного оклада или одной стипендии при призыве на срочную военную службу;
11) частичная денежная компенсация при обучении в вузе на платной основе после прохождения срочной службы.
* * *
Членами рабочей группы был изучен зарубежный опыт по вопросам повышения престижа срочной военной службы и мотивированности военнослужащих. При этом просматривается четкая тенденция на принятие мер по стимулированию службы практически во всех странах, где сохранена срочная военная служба, — даже зачастую не имеющих сильных позиций в экономике.
Например, в Турции повышению престижа военной службы способствует развитая система социального обеспечения. Ее основу составляют высокое денежное содержание, гарантированное обеспечение жильем, помощь в трудоустройстве после окончания срока службы. За счет государственного субсидирования армейских магазинов цены на продаваемые в них товары снижены на 10–15 %. Система социальной защиты военнослужащих, увольняющихся из рядов вооруженных сил, предусматривает оказание им содействия в адаптации к гражданской жизни путем их трудоустройства в различные секторы экономики и органы государственного управления с учетом опыта и специфики прежней службы. Как правило, им предоставляется возможность работать в организациях, занимающихся обеспечением воинских частей, в армейских внебюджетных фондах, компаниях ВПК. Граждане, отслужившие срочную службу, имеют право на восстановление в должности, занимаемой до призыва, если они работали в госучреждениях.
В Израиле отношение к срочной службе еще более трепетное. Так, у человека, не служившего в армии, практически нет шансов устроиться на работу на государственное предприятие. Естественно, для него закрыта полиция. Его, скорее всего, не возьмут на работу и во многие полугосударственные структуры, например больничные кассы, фирмы, занимающиеся охраной. Помимо высоких ежегодных финансовых выплат от государства, местные власти предоставляют солдатам, находящимся на срочной военной службе, определенные скидки при уплате муниципальных налогов при проезде по междугородным маршрутам в автобусах, в музеях и других культурных учреждениях.
Интересно, что израильские банки соревнуются друг с другом в предоставлении военнослужащим различных подарков. Все банки освобождают солдат и призывников от комиссионных за ведение счета и выдают чековые книжки бесплатно. Большинство банков не требуют платы за отсрочку платежей и за выполнение валютных операций.
Особенную заинтересованность банкиры проявляют к армейскому депозиту («пикадону») — целевому вкладу, который получают израильские военнослужащие после завершения срочной армейской службы. В зависимости от того, в каких частях (боевых или вспомогательных) и на каких должностях служил солдат, сумма «пикадона» колеблется в эквиваленте от трех до десяти тысяч долларов США. Эти средства, согласно законодательному акту, разрешено потратить только на следующие цели: образование, свадьбу или открытие собственного бизнеса.
В Российской Федерации солдатам, служащим в армии по призыву, государство предоставляет следующую социальную защиту:
1) рабочее место, где гражданин работал до призыва, сохраняется в течение трех месяцев после окончания службы;
2) каждый день службы приравнивается к двум рабочим. Общее время засчитывается в трудовой стаж;
3) есть возможность получить образование в вузе, в котором парень учился до армии. А имеющие высшее образование без очереди зачисляются на курсы повышения квалификации и программы дополнительного образования. Рассматривается предложение об освобождении от оплаты за учебу в вузе, который военнослужащий запаса выбирает среди учреждений платного образования.
* * *
В ходе совместного заседания Консультативного совета при министре обороны Республики Беларусь и Координационного совета Офицерских собраний Вооруженных Сил были озвучены предложения, требующие согласования с другими министерствами и ведомствами. Они касаются таких сфер, как предоставление льгот при поступлении и получении образования, льгот, связанных с трудоустройством и пенсионным обеспечением, повышение денежного довольствия и других.
При этом многие предложения, высказанные на этом совместном заседании, были достаточно интересными и важными. В частности, предлагалось внести в статью 342 Трудового кодекса дополнение, предусматривающее сохранение в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, за гражданами, работавшими до призыва на военную службу, права поступления на работу к тому же нанимателю, вне зависимости от формы собственности, на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу (в настоящее время такая гарантия предоставляется только военнослужащим, которые до призыва работали в государственных организациях).
Кроме того, был поднят вопрос о внесении изменения в статью 44 Трудового кодекса — в части дополнения ее новым основанием для увольнения работника: в связи с добровольным поступлением на военную службу (в настоящее время такое основание есть только при призыве на срочную службу).
В целом вышеуказанные предложения Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь были поддержаны.
Важной мерой с целью повышения престижа воинской службы стало бы внесение в законодательство Республики Беларусь предложения о запрете на занятие должностей государственных служащих гражданами, не служившими в Вооруженных Силах, не имея на то законных оснований. Оно в настоящее время готовится к обсуждению.
Поэтому военные юристы намерены при очередной доработке в установленном порядке подать предложение о дополнении проекта Закона нормой, предусматривающей дополнение ограничений для отказа в приеме на государственную службу гражданам, которые не проходили военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также последовательно настаивать на сохранении гарантии о зачете периодов срочной военной службы в стаж государственной службы.
О результатах масштабной работы по дополнительной мотивации военнослужащих на прохождение срочной военной службы мы намерены регулярно информировать читателей.
Полковник
Игорь Кандраль, «Ваяр»