Почему в Беларуси сажают банкиров и бизнесменов?
В такой бизнес-климат никогда не пойдет крупный уважаемый бизнес – с важными технологиями, с долгосрочной стратегией: вложив деньги, он не имеет гарантий на их возврат.
Последний месяц отпускную тишину нарушают только громкие аресты: задержан гендиректор «Трайпла» Юрий Чиж, заканчивается суд над его заместителем Владимиром Япринцевым; скоро начнутся суды над бывшим владельцем мотовелозавода и стеклозавода «Елизово» Александром Муравьевым, основным владельцем группы мебельных компаний «ЗОВ» Олегом Зуховицким. За последнее время арестованы председатель правления Беларусбанка Геннадий Господарик, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 430 (получение взятки), следом задержан гендиректора Банковского процессингового центра (БПЦ) Геннадий Зубарев, минимум два топ-менеджера крупнейшего банка страны - Беларусбанка, один из них - исполнительный директор Беларусбанка Анатолий Боговик.
Последний факт - задержание председателя правления IBA Group, гендиректора IBA Minsk Сергея Левтеева (сам Левтеев утверждает, что находится в отпуске, посещает спортивные занятия в ФОК компании), и члена правления, первого зампреда правления IBA Group, директора по разработке ПО, гендиректора IBA IT Park Сергея Акулича.
Руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин рассказал БДГ о том, что происходит с белорусским бизнесом.
– Логика событий вокруг Беларусбанка довольно проста: это государственный бизнес, а за всеми представителями государственного бизнеса идет пристальное наблюдение и контроль. Когда управленцы начинают превышать свои служебные полномочия, занимаются коррупцией, растратами, в определенный момент наверху либо отдают команду брать, либо не отдают. А когда крупный управленец начинает давать признательные показания, и очень часто, дабы облегчить свою участь, идет на сотрудничество с правоохранительными органами. Соответственно, органы начинают копать под частный бизнес, который имел господряды, контракты с госпредприятием, возможно, участвовал в госзакупках – эта сфера является коррумпированной не только в Беларуси, но и в любой другой стране мира. Где крутятся большие бюджетные деньги, там всегда существует соблазн из большого потока денег отвести себе небольшой ручеек.
Мне кажется, здесь нет охоты на ведьм, попыток доить частный бизнес – речь идет о госпредприятиях, госбанках и о тех коммерческих компаниях, которые участвовали в госзакупках, в поставках товаров или услуг, и, вполне возможно, делали это не совсем честно. Когда высокопоставленный чиновник дает признательные показания, клубочек потихоньку начинает распутываться.
– Почему всплеск арестов произошел именно сейчас?
– Сложно сказать, почему именно сейчас. Я уверен, что по каждому конкретному случаю идет отдельный разговор: решение посадить руководство Беларусбанка явно принималось на самом высоком уровне – на уровне руководства администрации президента, Следственного комитета или КГБ. А очень часто такие решения принимает персонально Лукашенко. Существует официально установленный список лиц, в отношении которых можно предпринимать уголовно-процессуальные действия только с разрешения президента; все, кто включен в кадровый реест президента, без отмашки главы государства являются неприкасаемыми.
По неким причинам (мы их не знаем, поскольку не вхожи в высокие кабинеты) принимается решение, дается отмашка брать конкретного человека. Повторюсь: я бы не стал связывать происходящее с макроэкономическими показателями, финансовой ситуацией в стране, с экономическим кризисом, попыткой выжать из бизнеса что-то в бюджет. Скорее, речь идет о внутренних разборках элит, о которых до общества доходят только отголоски: посадки, аресты, суды.
– Кто следующий окажется под ударом? Можно ли делать прогнозы на основании известной информации?
– Непонятная ситуация складывается вокруг IBA Group: точно не известно, за что задержали ряд руководителей. Одного точно задержали, второй говорит, что находится на свободе…
IBA Group – один из самых крупных подрядчиков в разных IT-госпрограммах, является системным интегратором очень многих решений. Понятное дело, что кампания участвует в тендерах, получает государственные деньги и осваивает. Если Следственный комитет захочет детально изучить последние 20 лет деятельности IBA Group в сфере госзакупок, госзаказов и распределении госсредств, поставки IT-продукта, компьютеров, серверов, станций, - клуюочек может распутываться практически по всей стране. Компания работала и с Белорусской железной дорогой, очень плотно работает с банками, долгое время занималась автоматизацией и модернизацией госпредприятий – можно потянуть за ниточку и распутать огромный клубок. Пойдут ли на это власти – пока не понятно.
– Как скажутся все события на бизнес-климате в Беларуси?
– Бизнес-климат в Беларуси похож на страны Ближнего Востока. Для крупного бизнеса персональные гарантии высшего руководства и лично президента - это единственное, что может защитить от экспроприации (на правовое поле надежд нет). А мелкий и средний бизнес просто выживает. Если посмотреть на официальную статистику, сейчас ускоренными темпами идет сокращение количества индивидуальных предпринимателей, потому что ужесточились правила ведения бизнеса.
В такой бизнес-климат никогда не пойдет крупный уважаемый бизнес – с важными технологиями, с долгосрочной стратегией: вложив деньги, он не имеет гарантий на их возврат. А заниматься личными договоренностями с руководством страны уважаемый крупный бизнес вряд ли станет. Сюда, скорее, пойдут люди авантюрного склада, которые готовы вложиться, но при этом четко понимают: они могут получить как сверхприбыль, так и проиграть. Это значит, что любители максимально увеличить свой капитал, заработать на неблагоприятной бизнес-среде, скорее всего, и дальше будут успешны в Беларуси.
А бизнес-климат в Беларуси как был крайне недружелюбен для бизнеса, так и остается. А дополнительные посадки сильно не ухудшат бизнес-климат, который и так находится в крайне плохом состоянии.