Новые горизонты беспилотной авиации
На базе 927‑го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (БАК) прошел научно-практический семинар на тему «Применение беспилотной авиации. Проблемные вопросы и пути их решения» под руководством начальника управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил полковника Игоря Завидняка.
Участие в семинаре приняли представители структурных подразделений Генерального штаба Вооруженных Сил, командования ВВС и войск ПВО, сил специальных операций Вооруженных Сил, Военной академии Республики Беларусь, НИИ Вооруженных Сил, военного факультета в Белорусской государственной академии авиации, Государственного военно-промышленного комитета, заинтересованных министерств и ведомств, отечественных и зарубежных предприятий (организаций) — разработчиков беспилотных авиационных комплексов.
Основные цели этого мероприятия — обсуждение современного состояния и перспектив развития беспилотной авиации в Вооруженных Силах Республики Беларусь, проблемных вопросов организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и выработка предложений по эксплуатации и применению БАК различного уровня в интересах республиканских органов государственного управления.
Во время семинара его участники заслушали доклады о состоянии беспилотной авиации в Республике Беларусь, применении многофункциональных БАК в интересах органов государственного управления, опыте их использования в интересах топогеодезического и навигационного обеспечения Вооруженных Сил, подготовке специалистов по их эксплуатации.
По словам полковника Игоря Завидняка, Вооруженные Силы заинтересованы в том, чтобы беспилотники, которые поставляются на вооружение, не только отвечали требованиям наших Вооруженных Сил, но и не уступали по своим характеристикам БЛА, состоящим на вооружении в соседних государствах.
— Развитие беспилотной авиации в Республике Беларусь в последние годы набирает обороты, запланировано оснащение Вооруженных Сил БАК различного уровня, — отметил офицер. — На совместном оперативном учении «Щит Союза — 2015» при выполнении задач с подразделениями Российской Федерации на полигонах Кирилловский и Струги Красные состоящие у нас на вооружении беспилотники «Беркут‑2» зарекомендовали себя с наилучшей стороны. К современным БАК предъявляются требования по улучшению не только аэродинамических свойств и летных характеристик, но и технического оснащения. До присутствующих на семинаре представителей отечественных и зарубежных предприятий (организаций) — разработчиков беспилотных авиационных комплексов эти требования доведены.
На сегодняшний день на вооружении наших подразделений состоят БАК «Беркут‑1», «Беркут‑2», «Москит», «Бусел‑10» и подвижной навигационно-топографический комплекс с БЛА «Формула». Все они многофункциональны и выполняют различные задачи. Принципиально важным критерием при выборе БАК остается соотношение цены к качеству. Как отметил полковник Игорь Завидняк, на семинаре присутствовали отечественные разработчики и производители, способные изготавливать БАК с заявленными требованиями, соответствующими мировым стандартам.
После теоретической части семинара на аэродроме прошла наземная демонстрация образцов БАК отечественного производства и предприятий Российской Федерации. Особый интерес у участников семинара вызвал комплекс 558‑го авиационного ремонтного завода «Шершень» отечественного производства и принципиально новый комплекс «Бекард».
По итогам семинара производителям были поставлены задачи, относящиеся к развитию БАК, до них довели дополнения и изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующие порядок эксплуатации и применения БАК государственной, гражданской и экспериментальной авиацией. Конструктивный диалог, состоявшийся между представителями Вооруженных Сил, заинтересованных министерств и ведомств, предприятий — разработчиков беспилотных авиационных комплексов подтверждает, что перед беспилотной авиацией в Республике Беларусь открываются новые горизонты.
Капитан Вадим Опарин, «Ваяр», фото автора