Первый десант Великой Отечественной
13 июля 1941 года советская авиаразведка обнаружила вблизи города Горки около 300 вражеских танков и другой военной техники. Вся она скопились в ржаном поле, ожидая ремонта и заправки горючим. Упустить возможность одним ударом уничтожить такое количество обездвиженной бронетехники было бы непростительной ошибкой. Главнокомандующий войсками Западного направления Маршал Советского Союза Семён Тимошенко в этот же день приказал выбросить в районе города Горки тактический воздушный десант и уничтожить максимально возможное количество обездвиженной вражеской бронетехники. Выполнить эту задачу поручалось личному составу 4-го воздушно-десантного корпуса.
Это соединение было сформировано в апреле 1941 года и дислоцировалось в Марьиной Горке. Командовал корпусом генерал Алексей Жадов. В его состав вошли три воздушно-десантные бригады и артиллерийский полк. Война застала соединение в завершающей стадии формирования.
Все бригады и корпусные подразделения были укомплектованы хорошо подготовленными воинами, качественной матчастью и достойным вооружением. Можно с уверенностью сказать, что это было одно из лучших соединений Западного особого военного округа.
Боевое крещение десантники прошли 29 июня на реке Березине, заняв оборону у населенного пункта Свислочь. Стрелковые части в пешем строю на протяжении трех суток сдерживали натиск 24-го мотокорпуса немцев, несшего значительные потери в живой силе и технике. С начала июля 7-я и 8-я воздушно-десантные бригады корпуса вели упорные бои в предполье Днепра и в районе Могилева.
Позже, 5 июля, на реке Друть в районе Белыничей десантники отразили несколько атак 2-й танковой группы Гудериана, уничтожили 38 вражеских танков. При этом следует учесть, что в составе двух бригад было всего 2.100 бойцов и 30 орудий разного калибра. По всей видимости, в этих боях на Березине и Друти танки Гудериана сожгли все запасы горючего.
Задача по уничтожению вражеской колонны с воздуха была поручена командиру 10-й роты старшему лейтенанту Романенко. Он отобрал 64 добровольца из состава бригады. Десантирование было назначено на час ночи 14 июля с четырех самолетов ТБ‑3. Каждый такой бомбардировщик, помимо бомбовой нагрузки, нес на борту шестнадцать парашютистов. Из-за затянувшейся подготовки самолетов к вылету и подвешивания бомб операция началась с рассветом. Эффект неожиданности не состоялся…
Обнаружив советские бомбардировщики, немцы открыли ураганный огонь по самолетам и плотной завесой из зенитных орудий и пулеметов защитили место заправки топливом.
Ошибка была допущена и здесь… Вместо того чтобы выбросить десант, а потом бомбить позиции немцев, авиаторы сделали наоборот — занялись бомбежкой. Десантники несли серьезные потери. Часть из них была убита и ранена в самолетах, другая — во время десантирования.
Приземлившись, бойцы пытались пробиться к танкам, но попали под плотный пулеметный огонь. Именно тогда они применили бутылки с горючей смесью, от которых поле ржи вспыхнуло как факел. Пламя быстро поглотило сосредоточенную вражескую технику. Большая часть танков и бронемашин сгорела. Называются разные цифры потерь: от нескольких десятков до сотен единиц бронетехники.