Вперёд по рельсам судьбы:75 лет «тридцатке»
В июле грозного 1941 года в городе Мичуринске Тамбовской области начала свою историю 30 ожбр. Уже 14 июля ее управление и части соединения приступили к выполнению задач по заграждению и эвакуации участков Октябрьской и Калининской железных дорог, их техническому прикрытию в целях обеспечения боевых действий армии, доставке различных грузов для нужд фронта и тыла.
После войны железнодорожники в погонах приступили к восстановлению разрушенного в годы страшного лихолетья и возведению новых объектов народного хозяйства страны. Где только не приходилось им трудиться: Украина, Казахстан, Алтай, Урал, Сибирь…
Воины-железнодорожники своим доблестным трудом внесли весомый вклад и в развитие нашей Беларуси. Среди трудовых достижений военнослужащих бригады такие стройки, как железнодорожный обход вокруг Минска, строительство трамвайных путей в столице, прокладка путей Гомель — Жлобин — Осиповичи, Калинковичи — Овруч, Гомель — Тереховка, Лунинец — Ракитное, реконструкция крупнейших железнодорожных станций Минск-Товарный, Гомель-Центральный, Витебск-Сортировочный, Брест-Северный, Бобруйск, Осиповичи, Калинковичи, Жлобин, Степянка…
В 1986 году специалисты бригады принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции в непосредственной близости от четвертого энергоблока, подводя к нему железнодорожные пути.
Помнят о боевых заслугах бригады и в других странах. В 1995 году на станции Псков была установлена мемориальная доска в честь военнослужащих 30 ождбр.
За годы существования независимого белорусского государства личным составом бригады были введены в эксплуатацию ряд объектов социально-культурного назначения, жилые дома в Жодино, Витебске, Минске. Военнослужащие принимали активное участие в реконструкции мемориального комплекса «Курган Славы», создании историко-культурного комплекса «Линия Сталина», уникального мемориального комплекса в столице на Острове Мужества и Скорби, в строительстве Национальной библиотеки.
В 2000 году личный состав соединения участвовал в возведении и сдаче в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала в белорусской столице. Затем в рекордно короткие сроки — с июня по сентябрь 2004‑го — был построен спортивный комплекс «Заячья поляна» в Логойске, качество работ при его сдаче в строй высоко оценил Президент нашей страны.
24 ноября 2005 года бригаде были торжественно вручены новое Боевое Знамя и грамота от имени Президента Республики Беларусь.
Сегодня личный состав 30‑й Краснознаменной отдельной железнодорожной бригады под командованием полковника Алексея Якунина с честью служит Отечеству, пополняя арсенал значимых свершений своей ратной службой, ответственно выполняя поставленные задачи в интересах повышения обороноспособности государства и процветания родной Беларуси.
Всего в период наступательных операций советских войск Северо-Западного, Прибалтийского, Ленинградского фронтов воинами-железнодорожниками было восстановлено 1.225 километров железнодорожных путей, около 200 мостов, построено около 230 километров новых дорог, более 270 искусственных сооружений.
За боевые и трудовые заслуги перед Родиной 1.120 военнослужащих бригады были награждены орденами и медалями, а сержанту Виктору Мирошниченко, который погиб, взорвав железнодорожный мост и тем самым преградив силам вермахта путь на восток, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 2005 году специалистами бригады были введены в строй автомобильный мост длиной 256 метров через реку Западная Двина, соединивший между собой Верхнедвинский и Миорский районы, пешеходный мост протяженностью 87 метров через реку Мошна в городе Лиозно. Построены две лыжероллерные трассы на спортивной базе «Заячья поляна» в Логойске протяженностью 1.320 и 460 метров.
Всего воинами-железнодорожниками бригады введено в строй в Республике Беларусь более 200 километров новых, 400 километров вторых и 500 километров подъездных железнодорожных путей, уложено около 1.000 комплектов стрелочных переводов, выполнено более шести миллионов кубических метров земляных работ.
Подготовил майор
Денис Писаренко, «Ваяр»