Запрограммированы на программирование. Отличники ЦТ выбирают самую доходную профессию
В этом году увеличилось количество абитуриентов, сдавших на 100 (высший балл) математику и физику. И хотя таких отличников по стране все еще немного (263 из примерно 100 тысяч выпускников средней школы), тем интереснее их опыт.
Как достигается столь высокий результат? Что в нем заложено школьным образованием, а чего абитуриенты добились благодаря репетиторам?
И еще показательно: многие «стобалльники» идут в программисты. Это отрасль с самыми высокими доходами в Беларуси: средняя зарплата в ней превышает 1600 долларов США при средней по стране в 360 долларов.
«Даже не знаю, как получилось написать физику на 100»
Валерий Шатиленя будет поступать в Белорусский государственный университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР), хочет стать программистом. Все шансы для этого есть — у него 359 баллов из 400 возможных. По физике высший балл — 100. Белорусский язык сдал на 87 баллов, математику - на 83.
«Я окончил школу №20 Минска с русским языком обучения. Белорусский выбрал, потому что думал, что его сдавать проще, — рассказал Валерий. — Школа у нас обычная, профильного обучения не было. Однако физику преподавали на высоком уровне. У нас очень строгая учительница, которая просто так оценок не ставила. Один мальчик даже «2» по физике получил за год».
У репетитора по физике и математике занимался в течение всего последнего учебного года. Но и сам удивлен результатом: «Я даже не знаю, как получилось написать физику на 100 баллов, ведь готовился больше к ЦТ по математике. Мне кажется, что теперь я знаю математику так же, как физику».
Фортепиано отставлено
Чуть-чуть не дотянула до высшего показателя по физике золотая медалистка лицея БНТУ Александра Кузнецова, набрав 96 баллов. Зато русский язык Александра сдала на 100. По математике у девушки 89 баллов. «Весь год, — рассказывает Александра, — я ходила в репетиторский центр «100 баллов» на курсы по русскому и математике, пару месяцев на физику. Занятия проходили в группах».
До поступления в лицей девушка училась в гимназии №30, где упор был на английский язык. А еще раньше — в гимназии-колледже при Академии музыки: «Играла на фортепьяно. Это было продолжением семейной традиции: у меня и бабушка, и дедушка — преподаватели музыки. Фортепиано есть дома, но сейчас я играю на нем крайне редко».
Александра из тех детей, которые всегда хорошо учились. Теперь она надеется, что традиция продолжится на факультете радиофизики и компьютерных технологий: «Запас по баллам у меня очень хороший, если судить по проходным баллам прошлого года, — все-таки набрала 382 балла. Думаю, мне не о чем волноваться. В будущем планирую работать в сфере программирования. Мне это интересно».
Программистом планирует стать и Евгений Качановский, выпускник гимназии №13, о котором его репетитор по физике и математике Евгений Ливянт говорит, что он «уникальный парень».
Папа - программист, да и физика с математикой нравятся больше других наук, отвечает Евгений Качановский на вопрос, почему выбрал эту специальность в БГУИР. Юноша набрал 384 балла: 94 — по русскому языку, 96 — по физике, 98 — по математике. Плюс 96 баллов — аттестат.
«Не знаю, почему не дотянул до 100. Могу решить любую задачу из курса школьной программы. Возможно, где-то не так оформил, волнение также сказывалось... Вообще я доволен результатом, родители тоже. В принципе, я сдавал репетиционное тестирование, где набирал примерно такие баллы, которые получил и на ЦТ», — сказал Евгений Качановский.
Большинство его одноклассников из гимназии тоже сдали ЦТ хорошо: «Учат там качественно, но, скорее, новый материал дают, — отметил абитуриент. — Поэтому для подготовки к поступлению репетитор все равно был нужен — для систематизации и повторения».
Почти максимум
Выпускница гимназии №8 Анастасия Жданок сдала на 100 баллов и русский язык, и обществоведение, а французский язык - на 89. У девушки золотая медаль по окончании школы (аттестат 100 баллов). С набранными 389 баллами она планирует поступать в БГУ на факультет международных отношений, хочет стать юристом-международником. Готовилась к поступлению в течение года у репетиторов по русскому языку и обществоведению. Французский подтягивала самостоятельно. Изучала английский, но, как признает сама, знает его хуже французского.
О будущей работе говорит так: «Мне очень важно, чтобы работа нравилась, это важнее денег. Я выбрала престижный вуз и думаю, что моя работа в будущем будет связана с Францией. Теперь связи между этой страной и Беларусью активно развиваются».
Репетиторы: чему учат в школе?
Анастасию готовила по русскому языку репетитор Анжелика Салонович, четыре ученика которой в этом году набрали 100 баллов: «Я в восторге. Конечно, когда работаешь с детьми, не ставишь цель кого-то выбрать и дотянуть до 100 баллов. Учишь всех одинаково, подача материла одинаковая, в группах особенно. Для того, чтобы получить 100 баллов, нужна сила характера, толика везения и хорошая система подготовки».
Однако дети, сдающие ЦТ на высокие баллы, во многом делают это вопреки, а не благодаря подготовке в средней школе. Анжелика Салонович удивляется тому, как там учат детей: «Если по точным предметам есть какая-то профилизация, то по русскому подготовка очень слабая, причем как в школах, так и гимназиях».
К профилизации репетитор по физике и математике Алексей Иванов относится скептично — говорит, что нет для организации качественного профильного обучения соответствующей литературы, в том числе методических материалов. Иванов подготовил в этом году двух абитуриентов, которые получили по физике высший балл. Один из них — герой нашего материала Валерий Шатиленя.
«Такие результаты воспринимаются с восторгом, — говорит репетитор. — Это победа, везение, праздник».
Все баллы выше 90 —результат не только усердия, но и удача, считает Иванов. В целом же, по его мнению, все результаты выше 90 — блестящие, а 100 — вообще исключительные.
По физике невозможно «натаскать» ученика: «Нужно не просто знать формулы, но и понимать физические процессы, чтобы продемонстрировать высочайший результат».
Алексей Иванов рассказал: его ученики отмечали, что в тестах в этом году присутствовали по-хорошему стандартные задачи, а не те, которые даются на олимпиадах. Этим и объясняется, что высший балл на ЦТ по данному предмету получили 34 абитуриента против 7 в 2015 году.
Физика является предметом, уровень подготовки по которому в средней школе вызывает серьезные вопросы, а результаты сдачи ЦТ год из года неутешительны. Меж тем знания по физике - основа для подготовки специалистов по ряду специальностей для реального сектора экономики.
Алексей Иванов считает физику одним из самых интересных школьных предметов, однако считает, что в школе детей физике учат плохо: «Можно говорить о катастрофической необученности физике. Когда я начинал работать репетитором в конце 90-х годов, мои ученики не нуждались в том, чтобы им объясняли базовые вещи. Теперь с большинством учеников мы начинаем изучать физику с того, что вспоминаем, как переводить метры в сантиметры, км/час в м/с и наоборот. На мой взгляд, причина — плохое качество школьных учебников. Проблема также в том, что учебники часто меняются. Но лучше ведь исправить ошибки уже в существующем учебнике, чем писать новый… Еще одна причина — сокращение часов изучения физики без сокращения программы. Есть темы, которые лучше изучать в университете, а не в школе. Все вышесказанное можно отнести и к математике».
Репетитор считает, что более важно организовать качественное обучение детей в младшей школе, а не заниматься бесконечным реформированием старшей школы.
Елена СПАСЮК