Орден моего деда
Накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны я получил бесценный подарок. На сайте банка данных «Мемориал» появились новые архивные материалы, из которых узнал, что мой дед — рядовой 955-го стрелкового полка 309-й Пирятинской стрелковой дивизии Дмитрий Данилович Мельник был награжден орденом Красной Звезды.
С волнением я несколько раз перечитал лаконичные строки наградного листа, напечатанные на штабной машинке 17 ноября 1943-го. Привожу документ без какой-либо правки, с сохранением изначальной стилистики и орфографии.
«Товарищ Мельник показал себя, как стойкий, мужественный и отважный боец, в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. При форсировании реки Днепр он переправлялся в числе первых на правый берег и принимал активное участие в овладении поселка Монастырек и высоты 175,4. При взятии высоты 175,4 товарищ Мельник уничтожил из своего автомата одного офицера и девять солдат. Товарищ Мельник принимал участие в отражении пяти немецких атак, он хлоднокровно подпускал на близкое расстояние гитлеровцев и в упор растреливал их».
Под представлением к государственной награде — подпись командира полка Героя Советского Союза подполковника Давыдова.
Спустя пять дней появился приказ командира дивизии, который от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество наградил группу офицеров и красноармейцев орденом Красной Звезды. В списке под номером 13 фамилия моего деда.
А еще через месяц, 22 декабря 1943-го, рядовой Мельник окажется в другом списке — донесении о безвозвратных потерях…
Как погиб Дмитрий Данилович — до сих пор неизвестно. В архивном документе только одно слово: убит. Было ему тогда сорок три, а его дочери — моей маме — исполнилось только шесть лет.
…В 2012 году вместе с дочкой побывали под Киевом в мемориальном комплексе, воздвигнутом на высоком правом берегу Днепра в честь погибших там воинов, в том числеи пехотинца рядового Мельника. У гранитной плиты с высеченной на ней фамилией нашего деда и прадеда преклонили колени, в задумчивости возложив на нее живые гвоздики памяти.
Подполковник запаса Григорий Солонец