Наперекор судьбе
Сегодня председателю первичной организации Белорусского союза офицеров ВВС и войск ПВО заслуженному военному лётчику СССР генерал-майору авиации в отставке Камилю Ахмедовичу Махмудову исполняется 75 лет. Рождённый в 1941 году, он быстро мужал в годы послевоенной разрухи. А когда пришло время, пошёл учиться на военного лётчика. Такими были тогда настроения у молодёжи — во что бы то ни стало быть защитниками Родины, равняться на фронтовиков, отвоевавших Отчизну у вероломного врага. Так главными в его жизни стали небо и самолёты…
— Камиль Ахмедович, выбор профессии и тогда, в пору вашей юности, и сегодня является важным моментом в жизни человека. В свое время вы выбрали военную авиацию, а как бы поступили сегодня?
— Конечно, времена меняются. Сегодня, на мой взгляд, мотивация юношей при выборе профессии совершенно иная. Вижу, что на первый план выдвигаются другие цели, больше связанные с материальными благами. У молодежи нашей поры это было на втором плане. Мы выбирали профессию, с которой хотели связать свою жизнь, к чему рвалась душа. К примеру, я видел перед собой только два пути. Первый должен был связать меня со спортом, поскольку я играл за юношескую сборную города по футболу, выступал и за школьную команду по баскетболу, занимался гимнастикой, фехтованием. Поэтому я и предполагал поступать в физкультурный вуз… Но все же это был запасной вариант. Моей главной, заветной мечтой было стать военным летчиком! У меня замирало сердце, когда я видел в небе пролетающий самолет! И сегодня мой выбор, уверен, был бы таким же.
— Легко ли было поступить в училище летчиков? Как вам удалось реализовать свою мечту?
— Довольно сложно. Послевоенное время, примеры героев Великой Отечественной войны буквально манили многих юношей в военные училища. А в летных конкурс был десять и более человек на место! У меня путь был довольно тернистый. После окончания средней школы сразу поступить в военное училище мне не удалось из-за недостатка веса — так отразились на мне голодные военные и непростые послевоенные времена. И я поехал в Махачкалу работать на завод учеником токаря, потом и сам стал токарем. Одновременно поступил в аэроклуб на курсы пилотов, а позже — и на курсы парашютистов. Жил у знакомых. Приходилось вставать затемно и ехать на аэродром, после полетов — на завод. Очень выручал велосипед, с которым я не расставался. Два-три раза в неделю посещал молодежную спортивную школу. Заметьте, обучение в аэроклубе, занятия в спортшколе были бесплатными, а в аэроклубе еще давали талон на завтрак в столовой.