Не только Немига. Три водоема Минска, которые можно вернуть из коллекторов наружу
В столице часто говорят о размещенной в коллекторе реке Немиге, но не всегда упоминают, что это далеко не единственный подобный водоем. Координатор кампании по защите зеленых насаждений Минска Игорь Корзун рассказал о других спрятанных в трубы реках и ручьях, а также сообщил о том, как с ними поступают за рубежом.
Советские градостроители планировали создать вдоль Свислочи систему парков: весь город должен был пересекать водно-зеленый диаметр. Задумка с большего удалась, но многие реки и ручьи оказались спрятанными в трубы.
Игорь Корзун выступил на первой лекции экспертного клуба «Город дорог» и выделил наиболее значимые из столичных водоемов, о восстановлении которых необходимо говорить с минскими властями. Ими оказались Немига, Переспа, а также Немижский и Серебрянский ручьи. Часть территории, по которой проходили их русла до сих пор находится незадействованной. По его словам, это облегчает задачу — водные артерии можно вернуть наружу и сделать парковые зоны.
Специалист назвал еще одну проблему. Дренажные трубы, которые ранее выходили к Свислочи пришли в негодность.
— Город со временем становился тяжелее — вся эта система расплющилась. Сейчас в Свислочь ничего не течет: вода разливается по городу.
Переспа
В качестве примера он привел территории в районе бывшей реки Переспа, где берега сочатся водой. Также по этой причине случаются провалы в набережной, промоины.
— Мало того, что мы заперли наши реки и ручьи под землю — мы даже не следим как обстоят дела с дренажной системой. Реки, не имея выхода наружу, растекаются по почве.
Исток реки Переспа находился на территории нынешнего Парка Дружбы народов. Сейчас она представлена 150-метровым водостоком, который располагается между спорткомплексом «Динамо» и проспектом Машерова. На месте впадения в Свислочь она идет по трубам. Именно на этом месте по легенде богатырь Менеск основал наш город. Тем не менее даже никакой информационной таблички об этом здесь не установлено.
Переспа была спрятана в коллектор в 1975 году. Периодически в него попадают люди. Один из побывавших в коллекторе описал его изнутри: «На одну треть он загрязнен илом. Вязли ноги, да и высота неудобная. На стенах иногда попадались грибы. В районе бульвара Шевченко увидели следы чистки. Интересно, что при чистке рабочие перекрывают часть трубы плотиной, сделанной из мешков с песком. Боковых ответвлений в этом коллекторе мало. Большая часть люков на территории фарфорового завода и других организаций закрыта. Люки, как правило, располагались в местах небольшого поворота всех трех параллельных труб. В бетонных комнатах по три люка сразу. Постепенно идти становилось все труднее. Толщина вязкого ила увеличивалась, прижимая нас к потолку. Лишь местами были заметны следы чистки разного периода времени».
Немижский ручей
На пересечении улицы Мельникайте и проспекта Победителей проходит Немижский ручей.
— В 1960-е годы он еще существовал, сейчас его большая часть спрятана в трубы. Я ходил вдоль этого ручья в детстве — тогда это была вонючая клоака, куда стекала канализация, куда люди сбрасывали отходы. Тек он мимо улицы Замковой.
Сейчас на поверхность выходит лишь незначительная часть ручья.
Напротив Троицкого предместья, возле моста по улице Богдановича, в Свислочь выходит коллектор.
— Многие считают, что через него в Свислочь впадает Немига, но это не так — там выбрасывается вода, которая откачивается из метрополитена.
Серебрянский ручей
А вот что можно было не закапывать под землю вовсе, так это Серебрянский ручей, отмечает Корзун.
— За него по-настоящему больно. В 1970-е годы его длина была около 2,5 километра. Начинался он в районе аэропорта «Минск — 1». К 1980-х годах его закопали в трубу. Сегодня можно увидеть лишь его маленький участок, на месте впадения в Свислочь.
Мировой опыт
Корзун обратил внимание на то, что во всех перечисленных случаях реки и ручьи можно вернуть наружу хотя бы частично — территорий достаточно для создания зон для отдыха. И эта идея уже не единожды поднималась на примере Немиги.
Специалист привел в качестве сравнения зарубежный опыт. Во многих крупных городах мира реки и ручьи также прятались в коллекторы, но есть примеры, когда их вернули.
На фотографиях ниже изображены одинаковые места в Нью-Йорке и Сеуле. На архивных снимках воды нет. На современных ее вернули, а окружающую территорию облагородили.
— Мне бы хотелось, чтобы на карту Минска были нанесены наши утраченные реки и ручьи — мы же живем в 21 веке.