"Съесть гематоген - вспомнить родину". Как в Беларуси делают знакомое с детства лакомство
Побывать на «Экзоне» человеку, рожденному в СССР, — все равно что отправить современного ребенка на завод шоколадных батончиков. Идешь по производству: справа в изолированном помещении складывают в ящики гематоген, слева — фасуют ровные белые таблетки аскорбиновой кислоты. Поставьте здесь автомат с газировкой, ларек с эскимо и тарелку сахарных леденцов с белочкой, медведем, рыбкой — таких золотисто-желтых, на спичках — и все, здесь можно жить. Как говорится, не все поймут, но многие вспомнят.
Гематоген — свидетель целой эпохи, на нем выросло не одно поколение. Для многих он остался едва ли не единственным напоминанием о том золотом времени, когда трава была зеленее, а небо — голубее. На смену волку с яйцами пришли портативные игровые консоли, дисковым телефонам — смартфоны, видики и вовсе кремировали и рассыпали их прах над могильником кассет... А гематоген каким был, таким и остался. Он как лучший друг детства: видишь — и столько воспоминаний о прошлом без батончиков мюсли, желейных мишек, чипсов и чупа-чупсов, но с квадратныеми ирисками, сухим киселем в брикетах и гематогеном.
— Я бы не сказала, что сейчас гематоген меньше стали покупать, — говорит Наталья Рудая, начальник управления обеспечения и контроля качества ОАО «Экзон» — единственного в Беларуси завода, где выпускается гематоген. — Просто больше стали покупать сникерсы и батончики мюсли.
— Раньше этого не было, — подключается к беседе начальник ПТО Елена Максимчук. — Гематоген был единственным сладким и полезным лакомством. И недорого было в то время.
— И дефицитно… — добавляет начальник цеха Андрей Сатишур.
— И дефицитно, — соглашается Елена Ивановна, — Его немного было. Сейчас смотрите, даже одного гематогена большая линейка. Даже только у нас ассортимент большой. А раньше был просто один-единственный гематоген… Простой, классический. И в нашем детстве он был как лакомство.
Рожденный из крови
Гематоген стал первым продуктом, который начинали выпускать на ОАО «Экзон» в Дрогичине в 1995 году. Постепенно объемы производства полезного лакомства выросли до 110 тонн в месяц, а вот рецепт остался неизменным с советских времен.
Основную ценность гематогена составляет альбумин. Он производится из крови крупного рогатого скота, которая предварительно проверяется по показателям безопасности и высушивается. В итоге получается безопасный порошок.
Процесс производства гематогена предельно прост. В первую очередь готовится ирисная масса, которая состоит из сахара, сгущенного молока и патоки. Ингредиенты загружаются в варочный аппарат в соответствии с рецептурой. Там ирисная масса готовится при температуре 120ºС. Затем основа по трубопроводам попадает в смеситель. На этом этапе в ирисную массу добавляются остальные ингредиенты в зависимости от рецептуры: наполнители и альбумин. Здесь все смешивается, выгружается в приемные емкости и в таре поступает в следующее помещение, где масса формируется, раскатывается и нарезается. Получаются большие квадратные пласты. Плитки укладывают на противни, которые предварительно смазывают растительным маслом, чтобы свежий продукт не прилипал.
— Сама структура гематогенной массы такова, что она пристает к любому металлу, — пояснил Андрей Андреевич.
Противни отправляют на 72 часа в помещение для сушки. Затем — на упаковку. Когда гематоген готов и расфасован, коробки отправляют на 5 дней в карантин.
Видео: МINSK TV
«У людей просто ностальгия вкуса»
Помимо Беларуси, дрогичинский гематоген продается в 10 странах: Молдове, Грузии, Украине, Казахстане, Узбекистане, России, Литве, Латвии, Германии, США. Экспорт — примерно 10−15% от объема производства. В Европе и США основной потребитель гематогена — имигранты из стран бывшего Советского Союза.
— У людей просто ностальгия вкуса: съесть гематоген — вспомнить Родину. По рынку Беларуси мы практически закрываем потребность. Даже еще есть запас мощности, — объясняет главный инженер Валерий Васкевич.
Белорусский натурпродукт
Белорусский гематоген готовится из натуральных компонентов. Это — вопрос принципиальный. «Химичить» же с продуктом можно, заменив натуральный альбумин синтезированным. Это влечет за собой непременное использование красителя, чтобы придать гематогену традиционный темно-коричневый цвет. В естественных условиях в этом нет необходимости.
— Натуральный альбумин сам придает такой цвет, — объясняет Наталья Рудая.
В свое время на предприятие обращались различные компании с предложениями сотрудничества. Основным требованием было снизить себестоимость продукта за счет отказа от использования натуральных компонентов. От таких предложений отказывались.
— Мы на это не идем. В России, в Украине продукция из Беларуси славится в первую очередь качеством. Это дорогого стоит. Можно получить какую-то сиюминутную выгоду, но проиграть в долгосрочной перспективе, подорвать свою репутацию, — уверен Валерий Васкевич.
Напомним, гематоген является биологически активной добавкой и противопоказан при анемии, не связанной с недостатком железа в организме; избыточной массе тела; сахарном диабете, аллергии на любой его компонент. Возможны побочные эффекты.