Реформа образования: когда белорусская школа закончит сталинскую десятилетку?
Система среднего образования Беларуси нуждается в изменениях, которые не могут быть косметическими. А к серьезным реформам не готовы ни власть, ни общество, констатируют эксперты.
По данным исследования Национального института образования, по сравнению с 2014/2015 учебным годом количество учеников, которые пользуются услугами репетиторов, сокращается.
Анкетирование показало, что занятия с репетиторами посещают 30% десятиклассников — это на 12% меньше, чем в предыдущем году.
Впрочем, нельзя исключить, что причина кроется не в улучшении подготовки в школе, а в экономическом кризисе, который не позволяет многим семьям найти деньги на дополнительное обучение детей.
Низкое качество в школе исправляют репетиторы
Эксперт в сфере образования Владимир Дунаев считает, что репетиторы делают за школу работу над ошибками. И особенно активно это происходит с тех пор, как в результате «реформы» 2008 года в Беларуси отменили профильное образование.
На престижные специальности без репетиторов поступают единицы, большинству абитуриентов подготовки в школе недостаточно.
— Выходит, что получить качественное высшее образование можно, если заплатишь за среднее, — констатирует эксперт. — И это подрывает конституционные основы.
Особенно цинично, по мнению Владимира Дунаева, выглядят платные кружки в школе по подготовке к централизованному тестированию.
— Фактически получается, что учителю не выгодно готовить ученика на уроках, а выгодно, чтобы он пришел к нему платно после них, — говорит эксперт. — К тому же, создаются условия социального неравенства: кто-то может позволить себе такую подготовку более качественно, другие — менее качественно, а третьи вообще не в состоянии заплатить репетитору.
Власти чувствуют дискомфорт и пытаются преодолеть его разговорами о том, что массовое репетиторство — временное явление, и с ним справятся, вернув профильное образование.
— В Беларуси открыто больше тысячи профильных классов, — сказала заместитель премьер-министра Беларуси Наталья Кочанова в эфире программы «Картина мира» на телеканале «РТР-Беларусь». — Это позволит изучать предметы на более высоком уровне и, может быть, каким-то образом решит проблему репетиторства в стране.
По словам вице-премьера, в Беларуси очень хороший уровень образования и репетиторы ни в коем случае не выступают заменой учителю. Они, отмечает Наталья Кочанова, в большей степени учат детей сдавать тесты, нежели расширяют их кругозор.
Профили с местной пропиской
С нового учебного года в белорусских школах начнут расширять профильное образование. Оно, по словам вице-премьера, будет нацелено прежде всего на то, чтобы за 9 классов дать базовое законченное образование, а поступление в 10 и 11 классы происходило исходя из желания и возможностей ученика.
Заместитель председателя Таварыства беларускай школы Тамара Мацкевич считает, что со времени, когда профильное обучение было отменено, в Беларуси потеряли многое — учителей, способных вести преподавание в таких классах, методические материалы и учебники.
Профилизация является общемировой тенденцией, но в Беларуси, по мнению министра образования Михаила Журавкова, высказанному в эфире телеканала «Беларусь 1», этот процесс должен быть постепенным.
Сейчас профильным обучением охвачены ученики 37% классов белорусских школ.
Тамара Мацкевич обращает внимание на то, что в Беларуси небольшой спектр профилей: гуманитарный, математический, биологический.
— А в Швеции изучают потребности рынка труда и соответственно этому создают профили. Например, в определенных регионах школьников ориентируют на востребованные перспективные направления экономики — туризм и кулинарию. Это нужно для того, чтобы жители не покидали регион, а развивали его, — говорит эксперт. — В Беларуси нет ни одной структуры, которая могла бы самостоятельно принимать подобные решения, поэтому трудно представить, чтобы в разных регионах профили отличались.
В стране есть только один профиль по принципу профессионального — педагогический. И сейчас, как сообщил Михаил Журавков, обсуждается возможность предоставления льгот при поступлении на педагогические специальности выпускникам профильных педагогических классов.
Белорусскую школу спасет PISA-шок?
Ни власть, ни общество в Беларуси до конца не осознали необходимости улучшения качества образования, считает Владимир Дунаев.
— Современную программу средней школы нельзя изучить за 11 лет (в 2008 году отменили 12-летнее образование). А общество вообще живет сталинской десятилеткой. Однако это было другое время, другие требования к подготовке и другой объем информации, которую дети усваивали. Люди идеализируют систему образования, так как им хочется казаться самим себе умнее и лучше, чем они есть.
И чиновников, и отдельных граждан могут отрезвить результаты испытаний в рамках международной системы оценки качества образования PISA, к которой Беларусь планирует присоединиться в 2018 году.
— PISA-шок, возможно, позволит усомниться в том, что уровень качества подготовки школьников в Беларуси высокий, — говорит Владимир Дунаев.
Тамара Мацкевич также полагает, что PISA-шок может пойти на пользу, если подойти к результатам обдуманно.
— В тех странах, где проходило исследование, сделали выводы и откорректировали программы образования, — подчеркивает она.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) — тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Во многом выводы касаются практического использования знаний.
Учителя: в недостатке знаний виноваты родители
Отсутствие у белорусских школьников необходимых в жизни навыков косвенно подтвердил республиканский мониторинг уровня обученности учащихся в 2014/2015 учебном году. В числе прочего изучалось качество образования по учебному предмету «Математика». Предметом оценки стали знания и умения, усвоенные учащимися в пятом классе. В мониторинге принимали участие 975 учащихся шестых классов.
Выяснилось, что школьники испытывают затруднения при выполнении заданий с графическим представлением информации (схемы, диаграммы), не умеют применить математические знания для решения практических жизненных задач.
Например, только 0,7% учащихся правильно решили такую задачу: «Семья из трех человек из Минска решила летом отдохнуть в Анапе. Посоветуйте им, как будет дешевле доехать до Анапы: поездом или на машине. Для расчетов воспользуйтесь информацией: расстояние от Минска до Анапы равно 2100 километров, расход бензина на 100 километров равен 8 литрам, стоимость 1 литра бензина равна 10 000 рублей, стоимость одного билета для проезда в скором поезде Минск-Анапа равна 1300 тыс. руб.»
Только каждый десятый учащийся правильно выполнил задание, в котором необходимо было указать длину и ширину прямоугольника и найти значение числовых выражений (периметр и площадь прямоугольника).
Интересно, что учителя математики видят причины затруднений учащихся прежде всего во внешних факторах: недостаточно сформированных читательских умениях, недостаточном контроле родителей за подготовкой учащихся к учебным занятиям, недостатке учебных пособий по учебному предмету.
Однако при оценке знаний значительного числа детей можно вести речь о неспособности школы готовить учеников на должном уровне.
Эксперт: Белорусы страшатся реформ больше, чем ущербного образования
Система среднего образования Беларуси нуждается в изменениях, которые не могут быть косметическими.
— А мы по-прежнему слышим противоречащие утверждения по поводу оценки образования, — отмечает Владимир Дунаев.
Например, слова главы государства о том, что в сфере образования все хорошо и не стоит ничего менять, противоречат его словам о том, что сфера образования «должна соответствовать требованиям современности».
— Власти не будут стремиться к переменам, пока их не подтолкнут к этому. Жители Беларуси страшатся реформ больше, чем ущербного образования. Таким образом, не власть, а общество является главным виновником консервации системы образования и того, что не проводятся реформы. Их не будут проводить, если можно этого не делать, — заключает Владимир Дунаев.