Когда реки скованы льдом. Чем живет белорусский порт на Припяти в несезон
В затоне реки Припять, где расположен Мозырский речной порт, все еще стоит лед. «Да у него толщина под 30 сантиметров!» — уверяют речники. Все суда скованы льдом — ходить по реке они начнут, если позволит погода, только в начале апреля. TUT. BY посмотрел, чем живет белорусский речной порт в несезон.
Мозырский порт — самый большой в Беларуси, его территория — 16 гектаров, что сравнимо более чем с 20 средними футбольными полями. Всего в порту работает 95 человек, но зимой трудится значительно меньше: в межсезонье большинство членов экипажа на несколько месяцев уходят в отпуск.
Официально порт был создан в 1963 году, но эту дату «рождения» речники сразу же оспаривают:
— В 60-е порт был оборудован, появились краны — он приобрел, скажем так, современный вид. Но пристань на месте порта существовала еще с 1914 года!
Мозырский — один из восьми портов страны, которые входят в состав Белорусского речного пароходства: еще есть в Гомеле, Речице, Бресте, Пинске, Микашевичах, Могилеве и Бобруйске. Все они, как здесь говорят, принадлежат Верхнеднепровскому бассейну: стоят на реках — притоках Днепра.
Зима — время ремонта и продаж
Теплоходы и баржи выстроены ровным рядом вдоль берега — в порту сегодня стоят 10 единиц грузового флота единиц и 26 несамоходных судов. Межсезонье — это время плановых ремонтных работ. Речники, которые летом ходят в плавание, зимой должны отремонтировать свои суда.
Также зимой, когда флот «отдыхает», активно работают погрузочные краны.
— Сейчас мы реализуем то, что заготовили за сезон навигации (обычно он начинается в апреле и длится до ноября. — TUT.BY): песок, щебень, отсев. Песок добываем сами тут же, на Припяти. Отсев и щебень возим из Микашевичей, — рассказывает начальник речного порта Сергей Казак. Путь до Микашевичей по воде, рассказывает начальник, при благоприятных погодных условиях занимает 56 часов.
По территории порта проложена железная дорога. Грузы, поступившие водным путем, в порту перегружаются в железнодорожные вагоны — и дальше по рельсам идут к заказчику. Существует и обратный путь: например, нефтепродукты в порту из железнодорожных цистерн перегружаются в нефтеналивное судно, которое затем идет в Украину.
«Надежда» умирает последней
В самом углу затона стоит теплоход «Надежда» — пожалуй, самый масштабный проект отечественного судостроения: единственное белорусское судно, способное выходить в открытое море. «Надежда» строилась в начале 2000-х на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе для того, чтобы довозить наши калийные удобрения до Черного моря. Но проект оказался нерентабельным: грузоподъемность теплохода — всего 750 тонн, когда на одну обычную баржу можно погрузить свыше 1000 т груза.
Совершив всего три рейса, теплоход 10 лет стоял на приколе. В 2013 году «Надежду» подняли на берег и модернизировали — чтобы возить грузы в Украину. Но в прошлом году из-за обмеления рек «Надежда» в перевозке грузов не участвовала.
С 2002 по 2005 год Мозырский порт активно занимался перевозкой калийных удобрений: из Солигорска их доставляли сюда вагонами, в порту перегружали на рудовозы и отправляли в Николаевский морской порт. В порту вспоминают: «Наши удобрения доходили аж до Индии!». Потом перевозка на Николаев прекратилась: поняли, что возить выгоднее другим путем.
Сотрудники-старожилы с ностальгией вспоминают, что лучшее время для речников было в 80-х — и оно, к сожалению, уже прошло.
— В середине 80-х флот ходил один за одним. В то время также существовали пассажирские перевозки: например, ходили теплоходы на Киев. Но после аварии на ЧАЭС они прекратились.
Жара — главный враг пароходства
За прошлый сезон мозырские речники перевезли 84,5 тысячи тонн груза, а в 2014 году — на 30% больше. Из-за прошлогодней засухи Припять обмелела так сильно, что в некоторых местах реку можно было без труда вброд перейти.
— Падение уровня воды до критических отметок на внутренних водных путях из-за водного дисбаланса привело к прекращению перевозок грузов на реке Припять с мая до ноября 2015 года, так как работа при таких отметках стала невозможной, — подтверждают на предприятии «Белорусское речное пароходство».
Но речники не отчаиваются. Говорят, что и с новыми климатическими условиями можно справиться — правда, на это нужно время.
— Реки — живой организм. Над ними надо работать: их надо углублять. Иначе у нас не будет работы.