Так начиналась война с джихадистами
Прошло уже 36 лет со дня ввода советских войск на территорию Афганистана «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу»
Многие и не представляли, чем это закончится. Даже мы, старшие офицеры, которым было уже по сорок и более лет. А что касается молодых воинов, то большинство из них с огромным воодушевлением и добровольно пожелали оказаться там, в горах Афганистана, испытать себя в экстремальных условиях.
Каждый стремился быть похожим на героев Великой Отечественной, и многие сами стали героями, невзирая на свой юношеский возраст. Уходили в Афганистан ради идеи, ради сохранения мира на Земле и в первую очередь безопасности Родины.
После обращения правительства Демократической Республики Афганистан к правительству Советского Союза с просьбой оказать военную помощь Политбюро ЦК КПСС на протяжении многих месяцев 1979 года решало этот вопрос. Вопрос жизни и смерти наших солдат.
Советское правительство не желало потерять страну, в развитие которой уже вложило более трех миллиардов долларов: возведение учебных центров, лечебных заведений, электростанций, шоссейной дороги Термез — Кабул, прокладка сотен километров линий электропередачи, телефонной связи. Советское государство построило и оснастило новейшей медицинской техникой госпиталь, троллейбусную линию в Кабуле, заложило первый в стране политехнический институт, полностью обеспечило армию военной техникой и вооружением. В советских военных учебных заведениях было подготовлено более 40 % военных специалистов афганской армии. Поэтому Советское государство согласилось ввести войска, чтобы все это сохранить для афганского народа. Учитывался и тот факт, что вооруженные силы ДРА находились в стадии реформирования, войсковая разведка была очень слабой, агентурная — полностью отсутствовала. К тому же в армии шла внутрипартийная борьба, принижалась роль офицеров, окончивших военные учебные заведения в СССР.
После долгих колебаний правительство СССР приняло решение о вводе войск на территорию ДРА. Планировалось, что их присутствие там продлится четыре — шесть месяцев. Но военно-политическая обстановка внесла свои коррективы, и присутствие растянулось почти на десять лет.
В декабре 1979 года войска Туркестанского военного округа привели в полную боевую готовность. Воинские части доукомплектовывались военнослужащими из числа граждан среднеазиатских республик, находящихся в запасе. Цель призыва была под строгим секретом, но вскоре сведения о вводе войск на территорию ДРА дошли до самых непосвященных в политику людей.
Шла напряженная работа в военных комиссариатах. С большим трудом обеспечивалась явка резервистов. Работники комиссариатов не скрывали цель призыва от своих близких. Многие уклонялись от призыва под видом командировок, болезней. При доукомплектовании частей сказывалась нехватка специалистов для органов управления: связистов, разведчиков, геодезистов…
После доукомплектования 25 декабря 1979 года советские войска двумя колоннами двинулись в сторону государственной границы ДРА. Одна колонна шла через узбекский город Термез, другая — через туркменскую Кушку. Одновременно с ними взлетали самолеты с десантниками 103‑й воздушно-десантной дивизии, дислоцируемой в Витебске. Отправлено более 10 тысяч солдат из Белорусского военного округа. В последующем их количество составило более 30 тысяч.
Некоторым частям предстояло совершить марш через всю территорию Афганистана до границы с Пакистаном. Маршруты движения до места расположения воинских частей были сложными: дороги с крутыми спусками и подъемами. Трудно было преодолевать серпантины на подъем, а еще труднее спускаться вниз. Боевая техника, снятая с хранения, с трудом выдерживала нагрузки.
Благодаря тому, что большинство населения Афганистана было настроено дружески, прибыли на места дислокации будущих военных городков благополучно и в срок. Вместе с советскими войсками утром 27 декабря в Кабул прибыл Бабрак Кармаль. Он возглавил правительство ДРА и выражал интересы фракции «Парчам» Народно-демократической партии Афганистана, на которую ориентировались в Москве. Считалось, что при наличии советских войск в ДРА он выведет страну из состояния экономической отсталости.
Воинские части, за исключением некоторых, прибывали на голое место — без единого деревца, без воды. Офицеры и солдаты, отдыхая несколько часов в сутки, не снимая оружия и обмундирования, обустраивали территории военных городков.
Размещение воинских частей начиналось с выставления часовых, постов наблюдения. Отведенная территория огораживалась колючей проволокой, в некоторых местах выкапывался ров либо траншея, препятствующая продвижению на объект транспортных средств.
Во вторую очередь оборудовались места для размещения учебных классов, штабов, помещений для приготовления и приема пищи, мест для отдыха личного состава, мастерских и складских помещений.
Время на устройство было ограничено, никто не знал, когда начнутся боевые действия и в каких масштабах. В Министерстве обороны СССР рассчитывали на выполнение боевыми частями и соединениями только функций поддержания порядка в городах и больших населенных пунктах и охраны активистов народной власти, установленной после революции.
Однако вскоре после ввода войск начались провокации со стороны душманов, и с каждым днем их число увеличивалось. Военные городки подвергались обстрелам из гранатометов и минометов. Появились случаи похищения советских солдат на точках охраны, убийства воинов снайперами из хорошо оборудованных укрытий. На что со стороны командования и самих военнослужащих были приняты ответные меры.
Министерство обороны приняло решение на ведение боевых действий против исламистов, которые оказались результативными и снизили активность бандитов. К сожалению, это затишье продолжалось недолго. Со стороны Пакистана тысячи хорошо обученных наемников спешили на помощь местным боевикам…
Хочется отметить, что, невзирая на огромную помощь душманам из многих стран, советские солдаты победили. Они вели себя сдержанно, уважали традиции афганского народа, бережно относились к мирному населению, оказывали гуманитарную помощь, налаживали дружеские отношения с военнослужащими, оказывали помощь в ремонте техники.
После ухода советских войск из ДРА частям афганской армии было оставлено безвозмездно большое количество благоустроенных военных городков, скважин для забора воды, боевой техники и вооружения.
Простой афганский народ высоко оценивал действия и поступки советских воинов. Об этом говорил на открытии в прошлом году в городе Крупки Аллеи мужества — в память павших воинов‑интернационалистов Минской области — лидер афганской общины в Беларуси бывший полковник афганской армии Обайдулло Лангар. Он выразил соболезнование родным и близким погибших в Афганистане. И заявил, что сегодня даже те, кто воевал против шурави, относятся к ним с большим уважением, как достойному противнику. Он отметил, что только солдат Советского Союза народ Афганистана встречал и провожал с цветами, хлебом и солью.
Конечно, то, что происходит в Афганистане сейчас под эгидой войск США, несравнимо с тем, что было во время пребывания советских воинов. Вряд ли американский солдат будет защищать афганских крестьян, помогать простым афганцам…
Полковник в отставке
Владимир Белоусов,
участник
боевых действий в Афганистане
в 1980–1982 гг.