"7 из 10": как мы тестировали новый инфоцентр для туристов
В пятницу, 5 февраля, на железнодорожном вокзале в Минске открылся информационно-туристский центр. TUT.BY узнал, чем инфоцентр будет полезен иностранцам, и протестировал его работу вместе с индийцем Караном.
В пятницу главный городской вокзал жил в своем обычном ритме: пассажиры с багажом поднимались и спускались на перроны, поезда приходили и уходили. О запланированном торжественном открытии можно было догадаться только по небольшой группе людей, негромкой музыке и воздушных шарам в углу главного зала.
Когда появился ведущий с микрофоном, публика заметно оживилась и стала подходить поближе. Церемония получилась динамичной: официальные лица рассказывали о том, для чего нужен инфоцентр и почему он появился именно на вокзале, а талисман хоккейного клуба «Динамо» зубр Волат танцевал и фотографировался со всеми желающими.
После торжественной части должна была пройти лотерея, победители которой могли отправиться на бесплатную экскурсию по городу на красном двухэтажном автобусе.
Нацагентство по туризму: «Хотим открыть инфоцентр возле Ратуши, но нужно желание владельцев зданий в центре»
Информационно-туристский центр на вокзале второй по счету инфоцентр, созданный в Минске Национальным агентством по туризму. Еще один инфоцентр работает в гостинице «Юбилейная» на проспекте Победителей, но из-за своего расположения может помочь лишь небольшому количеству человек.
Идея открытия второго информационно-туристского центра возникла в конце 2014 года, рассказала и.о. директора агентства Галина Кобяк. В марте 2015 года с подачи замминистра спорта и туризма Михаила Портнова Нацагентство обратилось с ней к руководству белорусской железной дороги.
Место было выбрано исходя из большой проходимости железнодорожного вокзала: ежедневно с него уезжают 35 тысяч пассажиров, в том числе — две тысячи на поездах международного сообщения. По словам начальника станции Минск-Пассажирский Александра Дрожжи, в год это более четырех миллионов человек, каждый из которых может воспользоваться услугами инфоцентра.
Инфоцентр представляет собой небольшой стеклянный киоск. Здесь есть карты Минска и Беларуси, туристические брошюры и буклеты на семи языках, рекламные материалы туристических компаний, гостиниц, ресторанов и кафе, и, конечно, сувениры. Вся литература будет бесплатной для туристов.
На вопросы туристов отвечают Инна и Кристина — девушки владеют английским и немецким языками.
— При создании центра мы учитывали опыт европейских стран, но соединили его с национальным колоритом, с нашим белорусским менталитетом, — добавила Галина Кобяк. Она подчеркнула, что информационно-туристский центр не продает туристические услуги, а только консультирует людей.
Ближайшие две недели информационный центр будет работать по будням с 9.00 до 17.00, но затем его режим работы изменится: открываться центр будет в 6 или 8 утра и закрываться в 22.00 или 23.00. Точное время поможет определить мониторинг пассажиропотока.
— Мы планируем открытие новых центров и рассмотрим все предложения, с которыми к нам обратятся владельцы недвижимости в Минске и его окрестностях. Конечно, в первую очередь хотелось бы разместиться в Верхнем городе, но пока конкретных договоренностей нет, — отметила Галина Кобяк.
«Вы говорите на еще каком-нибудь языке?»
После того, как официальные лица и гости церемонии разошлись, а победители лотереи отправились ожидать начала экскурсии, мы попросили индийца Карана протестировать работу центра.
Каран родом из Индии, но женат на белоруске и уже около года живет в Минске. Он приезжал в Беларусь и раньше, побывал в Гродно, Несвиже и Мире.
Парень заготовил впоросы, которые могут возникнуть у любого, только что приехавшего в страну туриста: попросить совет по ночлегу, узнать, где купить сим-карту, в каких местах поесть и развлечься, на чем передвигаться по городу.
Первое, что отметил Каран, — это отсутствие заметной вывески, указывающей на наличие инфоцентра. «Наверное, мне было бы тяжело понять, что он вообще тут есть, я не вижу никого указателя на английском».
По мнению нашего собеседника, более заметен простой инфокиоск сбоку от входа (он обозначен табличкой на двух языках. — Прим. TUT.BY). Но и там иностранца, скорее всего, постигнет разочарование: найти кнопку переключения на английский на экране Каран не смог.
Молодой человек направляется к информационному центру, а мы наблюдаем за беседой со стороны.
Каран начинает с вопроса о том, где лучше остановиться - в отеле или снять квартиру. Его воображаемый бюджет равен 100 долларам в день. Девушки советуют несколько вариантов — «Беларусь», «Спутник», «Вояж», «Гарни» — и на карте показывают, где находится один из отелей.
Следующий вопрос вызывает затруднения.
— Где мне купить сим-карту? — спрашивает молодой человек, но сотрудницы центра не готовы ответить.
— Есть специальные центры, которые их продают, но зависит от того, какую карту вы хотите купить, — нерешительно отвечают они. Каран был согласен на любого оператора, но точных указаний все равно не получил. Сначала ему предложили доехать на метро до Немиги, потом было найдено другое решение: девушки написали на карте названия мобильных операторов и предложили поискать вывески с этими названиями во время прогулки.
Сложности возникли и с информацией о том, где узнать расписание общественного транспорта. Парню сказали, что по центру можно спокойно передвигаться пешком. Каран пошел на импровизацию и решил узнать, как ему доехать к друзьям, которые живут на улице Горецкого:
— Могу я найти номера автобусов в интернете? Где?
— Да, есть много хороших мобильных приложений, я напишу вам название того, которым пользуюсь сама.
— А как мне вызвать такси? Я смогу заказать такси по-английски? — стал искать альтернативы общественному транспорту Каран.
Девушки снова написали номера на бумажке, но в наличии полиглотов среди операторов колл-центров уверены не были и пообещали узнать.
С ресторанами белорусской кухни оказалось проще — ему указали на «Васильки» на проспекте Независимости.
После ужина Каран намеревался развлечься — ему порекомендовали несколько клубов и баров в центре: Dozari, Next, Prime Hall, Mojito. Отметим, что сотрудницы инфоцентра старались, но было заметно, что им нелегко отвечать на казалось бы предсказуемые вопросы.
Видимо, в этот момент волнение девушек достигло передела.
— Вы говорите на еще каком-нибудь языке? — поинтересовались они. — Может, хоть немного по-русски?
Каран ответил, что не говорит, но это пока, а вообще хочет завести здесь друзей и может даже девушку. Сотрудницы инфоцентра улыбаются.
— Куда посоветуете съездить за пределами Минска, ведь я хочу узнать больше и о Беларуси? Я собираюсь в Гродно и еще в два замка…
Иностранец получает две карты на английском — Гродненской и Минской областей — с описаниями достопримечательностей. Отлично, можно планировать поездку, но тут снова встает вопрос: на чем ехать в Гродно?
— Вы можете поехать на автобусе или на поезде. В Гродно лучше на поезде, будет дешевле, — отвечают Карану. Расписание предлагают узнать в интернете, в инфокиоске или в кассах здесь же, на вокзале.
Последнее, что он хочет спросить, — это где купить сувениры. Тут уже, кажется, сдался Каран.
— Я могу купить их тут у вас, да? — не пытается получить больше информации Каран.
На прощание ему вручают еще один буклет про Беларусь. Каран благодарит девушек.
Итог: «Я бы поставил 7 из 10»
В целом, говорит Каран, девушки помогли: он получил информацию, которую хотел.
— Может быть, эта девушка не из Минска? Я не знаю. Базовую информацию турист узнает, но если начнет задавать более конкретные вопросы, то с этим уже сложнее. Было полезно. Я бы поставил семь из десяти: понятно, что центр только открылся и есть, что улучшать.
В первую очередь, по словам молодого человека, нужно отвечать точнее, хотя бы на вопросы про Минск: про рестораны, магазины, расписание. Информацию нужно знать наизусть, добавляет Каран, а не полагаться на буклеты.
— Если центр открылся, значит, они готовы. Надеюсь, со временем, они исправят недостатки.