Детские тренеры в ответ вице-премьеру: "Мы должны думать о детях, а не о том, как прокормить себя"
«Молодые тренеры должны адекватно воспринимать зарплату в 1,3 миллиона рублей», — сказала вице-премьер Наталья Кочанова на коллегии Минспорта и туризма 3 февраля. Это касалось работы молодых специалистов в детско-юношеских спортивных школах. TUT.BY узнал у тренеров с разным стажем, что они думают о словах вице-премьера.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1454751871797842.jpg)
Молодой тренер: «В государственные учреждения после выпуска идут скорее от безысходности»
Молодой специалист, тренер по велоспорту Владимир отрабатывает распределение в государственном учреждении в Минске. Его зарплата сейчас — около 3−3,5 миллионов рублей.
— Сумма, конечно, недостаточная и поэтому нужно работать дополнительно. Летом еще можно что-то по профессии найти: частные тренировки, например. А зимой подработка не по специальности, — говорит Владимир.
Но ему, утверждает собеседник, еще повезло, потому что живет с родителями в Минске, а значит — не нужно самому оплачивать съемное жилье:
— А если одному в Минске жить на такие деньги, то очень все печально вообще выглядит.
Ульяна четыре года работает детским тренером по плаванию в частной школе.
— В институте я училась на бесплатном, но была спортсменкой, получала зарплату. Так что у меня распределения не было и я могла устраиваться куда душе угодно. Я отправила резюме в частную школу — и мне повезло.
Ульяна говорит, что в частной школе четыре года назад зарплата молодого тренера была совсем приличной — около 700 долларов по старому курсу. Сегодня ее зарплата — примерно 350 долларов по новому.
— Насчет государственных учреждений могу сказать, что туда после выпуска тренеры идут скорее от безысходности. В основном — если что-то не получилось с работой, которую они планировали.
Слова Натальи Кочановой о том, что молодые тренеры должны «адекватно воспринимать период с зарплатой в 1, 3 миллиона», Ульяна категорически не поддерживает.
— Некоторые молодые специалисты сами до этого уже по 15−20 лет тренировались. Получается, опытные спортсмены, когда переходят в тренеры — должны получать с радостью такую минимальную зарплату? Я считаю, что такая сумма абсолютно неадекватна.
Тренер детской команды гандбольного клуба «СКА-Минск» Андрей Таран окончил вуз в 2011 году. После армии пошел по профессии — в тренеры. Это сейчас к зарплате прибавились надбавки за победы команды на соревнованиях, а в первые годы денег с основной работы хватало на талончики, проездной и немного перекусить.
— У нас хороший клуб, руководство старается идти навстречу, чтобы была возможность учиться дальше, и по деньгам не бросает. Но что касается молодых специалистов среди тренеров — им приходится непросто. Особенно если кто-то, как я, с периферии приехал. Она говорит про 1,3 миллиона? Пусть попробуют простейшее — за такие деньги хотя бы комнату снять в Минске, — рассуждает Андрей.
Собеседник уверен: прожить на одну зарплату молодому тренеру невозможно.
— Сам подрабатывал на стройке разнорабочим — «подай-принеси». По профессии подработку найти сложно… Читал тут на форумах, мол, это ж проще простого — бегать со свистком! Да, именно бегать со свистком и правда самое простое в тренерской работе, — смеется собеседник. — В остальном работы хватает. Постоянно ездим на семинары, учимся, а еще на тебе большая ответственность за детей. Если они получат, скажем, травму, отвечать будешь именно ты.
Юрий работает тренером по хоккею уже 5 лет. Говорит, что поначалу «платили совсем копеечки, надо было подрабатывать», сейчас зарплата уже чуть повыше.
— Меня распределили, мягко говоря, не по профессии — поставили тренером по гандболу в физкультурно-оздоровительный центр. Меня это не устроило, понятно. Потом перераспределили в детский сад. Но поскольку моя работа не подходила для отработки по профессии — перераспределился на «Золотую шайбу». Сейчас у меня платные группы детские.
Слова Натальи Кочановой, как и его коллеги, Юрий считает очень странными.
— Понимаете, не у всех есть дополнительные доходы, помощь материальная. А если человек сам по себе — как ему жить на такие деньги? А если еще и семья — что делать? Существовать?
— Говорят, раз молодой специалист — значит, глаза должны гореть и деньги не так уж важны…
— Я слежу очень за нашим хоккеем и складывается впечатление, что даже у тех людей, которые уже давно в этом деле, тоже не особо огонь в глазах. Так может по-новому как-то начать смотреть на это дело, молодых подключать?
Юрий отмечает, что у тренеров в целом достаточно низкие зарплаты:
— У всех игроков зарплаты не меньше 9 миллионов, так что тренеру еще немного можно прибавить, поскольку эта работа тяжелее.
Тренеры с большим опытом: «Когда люди работают с детьми, они должны думать о детях, а не о том, как прокормить себя»
Старший тренер СДЮШОР имени Вавилова Ирина Хрипач в тренерской работе уже больше двадцати лет, имеет множество регалий и первую тренерскую категорию. Направление — большой теннис.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1454751871886660.jpg)
Словами Натальи Качановой она возмущена:
— На мой взгляд вице-премьер не права, потому что тренерская работа — творческая. Когда люди работают с детьми, они должны думать о детях, а не о том, как им прожить и как прокормить себя. Не говоря уже о том, когда у них есть семья. Поэтому, конечно, такая маленькая зарплата недопустима.
— Наталья Кочанова называет тренеров «государевыми людьми». Вы с этим согласны?
— Если мы работаем в государственной школе и мы представители государства — тогда пусть государство о нас заботится. Если не будет заботиться — то, конечно, люди будут уходить… Знаете, недавно читала новость: в Швейцарии хотят провести референдум о безусловном доходе, чтобы люди шли работать туда, где им нравится, а не где им больше платят. Это же фантастика, это уровень, когда все уже понимают: если человеку нравится, и он работает — будет результат, а если человек работает и думает, как бы быстрей отбыть свои часы — результата не будет. Многие студенты вынуждены идти по распределению и за эти три копейки они не будут работать в радость. Получается, и на обучение деньги тратятся тоже вхолостую.
Ирина Хрипач говорит, что тренеры по теннису находятся в более выгодном положении, потому что даже молодой специалист тут может найти способ подработать:
— Люди приходят на небольшие зарплаты, но, если спорт востребованный — можно давать частные уроки. Все тренеры именно в нашем виде спорта оформляются предпринимателями, что дает им возможность заработать больше и не голодать.
Опытный тренер в детском и молодежном хоккее Павел Мерзляков считает, что ни один квалифицированный тренер не пойдет работать на миллион триста.
— Чтобы молодому человеку хоть какой-то опыт набрать — ему надо проработать лет десять. А тот, кто заканчивает играть в хоккей и получал более-менее заплату, — у него никогда и мысли не будет заняться тренерской работой за миллион триста.
По оценкам Павла Мерзлякова, зарплата молодых тренеров по Минску повыше, чем на периферии.
— А там — ну, может не миллион триста, но два миллиона. Когда я в свое время пришел в тренеры, у меня был второй источник дохода, я еще и судил. Если бы этого второго источника не было, я бы задумался еще, идти в тренеры или нет. Нет ничего хорошего, когда тренеру начинают собирать деньги, когда он зависит от родителей… По поводу сказанных слов: с такими подходами никогда ничего не было и никогда ничего не будет.