О добропорядочности и не только
Мы уже сообщали о том, что 24 января 2016 года вступила в силу новая редакция Закона «О борьбе с коррупцией» № 305-З. Предполагается, что он окажет значительное влияние на предупреждение коррупционных правонарушений. Более подробно о его положениях нашему корреспонденту рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в войсках прокуратуры города Минска старший советник юстиции Игорь Калита.
— Игорь Александрович, какова была основная цель разработки Закона «О борьбе с коррупцией»?
— Его принятие было обусловлено рядом причин, в том числе и необходимостью реализовать основные законодательные мероприятия, предусмотренные поручениями Президента Республики Беларусь, о противодействии коррупции.
Закон сохраняет преемственность с принятым более восьми лет назад соответствующим законом 2006 года. Однако к настоящему времени возникла необходимость в усилении профилактической составляющей в деятельности государственных органов и иных организаций, как осуществляющих борьбу с коррупцией, так и участвующих в этих мероприятиях.
Также в закон включены все основные нормы, устанавливающие и определяющие мероприятия по борьбе с коррупцией.
— А можно подробно пояснить само понятие «коррупция»?
— Понятие коррупции определено в статье 1 принятого закона: «Коррупция — это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного».
Если более кратко, то под коррупцией понимается не предусмотренное законодательством принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
— А что нового в нем по сравнению со старой редакцией закона о коррупции?
— Законодателем были предложены следующие концептуальные дополнения, направленные на внедрение профилактических механизмов, минимизирующих «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключающих предпосылки для коррупционного поведения.
Во‑первых, это запрет на трудоустройство в качестве государственных должностных лиц работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Законом предусмотрен также и запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших названные преступления, который не имеет сроков давности.
Во‑вторых, в целях расширения правовых последствий совершения коррупционных преступлений законом предусмотрено лишение права на пенсионное обеспечение должностных лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.
К сведению, к данным категориям преступлений относятся и такие преступления, как создание преступной организации, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств и другие. Всего — 13 составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.
При этом хочу отметить, что, поскольку государственные служащие и военнослужащие имеют разный правовой статус и для них установлены различные условия и нормы пенсионного обеспечения, законом предусмотрен различный механизм ограничения права на пенсионное обеспечение.
Так, гражданские государственные служащие будут лишаться права на пенсионное обеспечение в соответствии с законом «О государственной службе в Республике Беларусь». Они могут претендовать только на пенсию по возрасту.
В свою очередь, военнослужащим при исчислении пенсий за выслугу лет оклад по воинскому (специальному) званию будет исчисляться из воинского звания рядовой.
В‑третьих, новым законом расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, занимающими ответственное положение.
К таким лицам, в частности, отнесены начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи; руководители органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенных, налоговых органов и их заместители и другие.
В‑четвертых, законом введен механизм изъятия в рамках гражданского судопроизводства имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
Законом также предусмотрено усиление административной ответственности за нарушение порядка проведения процедур государственных закупок; введение в систему мер по борьбе с коррупцией общественного контроля; обязанность руководителей государственных органов и иных организаций привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, установленные законом.
— Остро поставлен вопрос о декларировании госслужащими доходов. Почему? Что попадает под декларирование?
— Декларирование должностными лицами доходов и имущества является мерой, направленной на предупреждение скрытых фактов коррупционных проявлений, связанных с незаконным предоставлением им материальных ценностей.
Обязательному декларированию подлежат доходы, полученные в течение календарного года от источников как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, а также определенные виды имущества с указанием их стоимости по цене приобретения. Это — земельные участки, недвижимость, транспортные средства, произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает одну тысячу базовых величин или общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин, и иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин.
— Кто и в каких случаях должен предоставлять декларации о доходах и имуществе?
— Что касается военнослужащих, то, во‑первых, декларации о доходах и имуществе обязаны представлять лица, поступающие на военную службу по контракту. Во‑вторых, декларирование доходов и имущества осуществляется военнослужащими при назначении на воинские должности заместителей руководителей государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, руководителей и заместителей руководителей подразделений центрального аппарата государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, и подчиненных им органов, главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на должности командиров воинских частей, соединений, руководителей органов военного управления и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и их заместителей.
Кроме того, предусмотрено ежегодное декларирование доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, в том числе руководителей органов пограничной службы и их заместителей, военных комендантов военных комендатур, военных комиссаров, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учебных заведений, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь и гарнизонов и их заместителей.
— Родственники тоже подпадают под декларирование?
— Да, помимо лиц указанной категории, декларации о доходах и имуществе обязаны ежегодно предоставлять их супруг (супруга), несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство.
— Предусмотрена ли ответственность за отказ в предоставлении декларации?
— Непредставление декларации о доходах и имуществе или внесение в нее неполных и (или) недостоверных сведений лицами, поступающими на государственную службу, государственными должностными и приравненными к ним лицами, является основанием для отказа в приеме на службу (работу), в назначении на другую должность либо для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.
Также ст. 23.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для обязанных лиц за нарушение порядка декларирования доходов и имущества предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин.
— Каковы критерии оценки явного превышения стоимости принадлежащего должностным лицам имущества и иных расходов над доходами и какой предусмотрен механизм изъятия этого имущества?
— Под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, понимается превышение, составляющее не менее 25 процентов от доходов, полученных из законных источников. В случае выявления такого факта должностному лицу сначала предлагается в добровольном порядке передать имущество в доход государства на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, или выплатить его стоимость, а в случае отказа данное имущество подлежит изъятию или взыскивается его стоимость в доход государства на основании решения суда по иску прокурора.
Хочу также отметить, что вышеперечисленные изменения в законодательстве, направленные на усиление борьбы с коррупцией, не затронут добросовестных и законопослушных государственных служащих и военнослужащих.
Беседовал полковник
Игорь Кандраль, «Ваяр»,
kandral@mod.mil.by, фото автора