Имея право — помни об обязанностях
В нашей стране работе с обращениями граждан и юридических лиц уделяется особое внимание. В соответствии с Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» постоянно проводятся плановые личные приемы граждан, прямые телефонные и горячие линии, выездные приемы руководителей ведомств, организаций, предприятий. Граждане имеют возможность направить традиционные письменные обращения (кроме телеграмм), устные, переданные на личных приемах у руководителей и их заместителей (звонок по телефону не является устным обращением, и на него письменный ответ не предоставляется), и электронные, на которые направляются ответы в электронном виде на указанный почтовый ящик заявителя. Все обращения, жалобы, предложения берутся, как говорится, на карандаш. Ни одно обращение гражданина или юридического лица в нашей республике не остается без внимания.
Вчера в Центральном Доме офицеров состоялся личный прием граждан исполняющим обязанности министра обороны Республики Беларусь генерал-майором Олегом Белоконевым.
Жилищные проблемы по-прежнему остаются самыми актуальными для граждан. Однако зачастую эти проблемы люди создают себе сами.
Супруга военнослужащего запаса обратилась на личный прием с вопросом обеспечения жильем. Ее супруг уволился из рядов Вооруженных Сил в начале 2000-х годов. Своим правом на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение шести месяцев после увольнения с военной службы (как требует законодательство) не воспользовался.
Прошло более десяти лет, и семья подумала, что пришло время решать жилищный вопрос, при этом обязательно в столице. Но, как говорится, поезд ушел. Юридических оснований для постановки этой семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске в настоящее время нет. К слову, о том, что будет «после», всегда следует думать «до».
Следует отметить, что законодательство, регулирующее работу с обращениями граждан, постоянно совершенствуется. В нынешнем году некоторые нормы Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» были откорректированы. В течение нескольких лет проводился мониторинг практики применения закона, анализ статистических данных, выявлялись недостатки. Законодатели их систематизировали и внесли определенные поправки в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», которые вступили в силу с 23 января 2016 года.
Ни для кого не секрет, что в числе обоснованных обращений часто встречаются кляузы «профессиональных жалобщиков». Компетентные разъяснения и ответы, работы проверочных комиссий для таких людей не аргумент. Они продолжают обивать пороги ведомств и организаций, исписывают кипы бумаг. Изменения в действующем законодательстве предусматривают ответственность таких сутяг за систематически направляемые необоснованные обращения. В новой редакции закона сказано: если необоснованные жалобы и обращения приходят от одного и того же лица систематически (три и более раза в течение года) по одному и тому же вопросу (на который первоначально был дан ответ), ему придется оплачивать работу экспертов, почтовые и прочие расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения.
Хотелось бы надеяться, что теперь «штатные посетители» личных приемов поумерят пыл и задумаются о последствиях своих петиций, прежде чем придут с ними на прием к должностному лицу.
Кстати, некоторые граждане приходили ранее на личный прием к тому или иному должностному лицу по принципу «к кому достучались». В соответствии с поправками в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», если вопрос, с которым человек обратился, не относится к компетенции организации, разрешено отказывать ему в личном приеме.
Еще одни изменения коснулись срока рассмотрения обращений. Если ранее он исчислялся со дня регистрации обращения, то ныне будет считаться со следующего дня после его регистрации.
Также в законе разъяснены и отдельные понятия. Например, ранее повторным обращение признавалось независимо от срока, прошедшего с момента подачи предыдущего. В новой редакции повторным признается обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же инстанцию в течение трех лет с момента поступления, если на первоначальное обращение заявителю был направлен ответ. Также с 23 января должностные лица имеют право прекратить переписку с заявителем, обращающимся в одну и ту же организацию, к компетенции которой рассмотрение таких обращений не относится.
Напоминаем, личный прием граждан министром обороны Республики Беларусь проводится в первую среду каждого месяца. Предварительная запись осуществляется по телефонам в Минске (8 017) 297-11-19 и 297‑12‑12, а также через интернет-портал Министерства обороны или по письменному заявлению.
Для граждан, которые по каким-то причинам не могут прийти на личный прием, предусмотрены другие возможности. Широко используются выездные приемы в населенные пункты, жители которых также заблаговременно об этом извещаются. Одним из способов общения являются телефоны доверия, прямые телефонные линии. Граждане могут также адресовать свой вопрос главе военного ведомства или специалистам структурных подразделений Министерства обороны по электронной почте modmail@mod.mil.by или посредством электронного обращения на интернет-портале Министерства обороны www.mil.by/ru/el_reception/.
К слову, электронная форма общения становится все популярнее. Есть новации и тут. В закон внесены изменения, в соответствии с которыми ответы на электронные обращения направляются только в электронном виде. Письменные ответы на подобные обращения будут даваться только в двух случаях. Во‑первых, если сам заявитель выразит желание направить ему и электронный, и письменный ответ. Во‑вторых, если указанный почтовый ящик недействителен или недоступен по техническим причинам.
Кстати, если вы вдруг решили отправить обращение, не указав фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы или адрес места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, оно будет признано анонимным и, образно говоря, отправлено в корзину. Помните об этом, и… добро пожаловаться!
Подполковник
Елена Затирка, «Ваяр»,
zatirka@mod.mil.by