Жильцы многоэтажки в Бресте выступают против частных гаражей во дворе
Насчет гаражей во дворах многоэтажек существует два мнения. Первое — это атавизм советских времен. Когда в доме было от силы пять автомобилей, а не сто, как нынче, небольшая гаражная застройка никому не резала глаз, а сейчас уродовать ею вид двора незачем. Второе мнение — что и сегодня наличие крыши над своей «ласточкой» не потеряло актуальности. Конфликт интересов неизбежен.
Треугольник преткновения
Именно он и обозначился в самом центре Бреста, во дворе домов № 59/1 на проспекте Машерова и 6/1, 6/2 на ул. МОПРа. В редакцию пришло электронное письмо от читателя Дмитрия, в котором рассказывалось о ситуации на данной территории. Фотографии прилагались. На них критическая ситуация видна неплохо: девять гаражей «съедают» львиную долю пространства между домами, подобие детской площадки находится в убогом, аварийном состоянии, а уж про парковку автомобилей и говорить не приходится — стоят, где только могут.
Правда, к моменту приезда журналиста двор в треугольнике несколько преобразился. Исчезла «убитая» детская горка, по словам жильцов, не раз становившаяся причиной травм малышей, немного приведены в порядок деревья, нижние ветки которых грозили обломиться. Жильцы утверждают, что это было сделано всего за один день — после их обращения в газету. Но проблемы остались.
Гаражи. Снести нельзя оставить
Еще в советские времена инвалиды и участники Великой Отечественной получили в этом дворе свои гаражи. Тех ветеранов уже и нет в живых, гаражи то ли выкуплены, то ли переданы по наследству, часть из них служат для складирования всевозможной домашней утвари и припасов. Зато другие жильцы трех обозначенных домов не могут добиться того, чтобы во дворе обустроили нормальную детскую площадку. Добавляет проблем и тот факт, что дом 6/2 на ул. МОПРа управляется жилищно-потребительским кооперативом «Изомер». Соседний дом 6/1 состоит на балансе ЖЭС-3, а новострой 59/1, приписанный к проспекту Машерова, обслуживает управляющая компания «Берестье». По факту дети из всех трех домов играют в одном дворе, но чья это территория — так и не разобрались.
«Мы уже не раз просили администрацию „Берестья“ показать нам документы на наш дом, — говорит Альбина Ильющенкова, жительница д. 59/1. — Мы сами хотим понять, где наша часть двора, которую и должна обустроить управляющая компания. Предлагали „Берестью“ отгородить эту территорию забором, но в компании, кажется, всем все равно».
В одиночку же жильцы этого дома обустройство двора не потянут, ведь в новостройке всего 15 квартир, в большинстве из них проживают многодетные семьи.
Навстречу соседям готов пойти ЖПК «Изомер», председатель которого Анатолий Синчук уже давно ломает копья с коммунальными службами по поводу уродливых гаражей во дворе.
«Тут всего один гараж, в котором машину действительно паркует инвалид. Вот он, — Анатолий показывает на одиноко стоящее, ухоженное строение в дальней части двора.
— К этому человеку никаких претензий. Но в остальных гаражах давно сменились владельцы. А разве на молодых и здоровых людей распространяется такая привилегия, как гараж во дворе дома? - спрашивает председатель кооператива.
Во время нашей беседы с Анатолием Синчуком в один из гаражей заглянули владельцы. Мой собеседник вежливо поинтересовался у них, для каких нужд используют гараж.
«Мой гараж — что хочу, то и делаю. Все документы у меня на него есть», — отрезала хозяйка.
Вместе с Анатолием Синчуком мы заглянули и к начальнику ЖЭС-3, на территории которого находится злополучный двор. Однако Валерий Германович только развел руками:
«У них действительно есть все документы, разрешения на строительство этих гаражей. За это отвечает администрация района, я не в силах изменить это решение».
Начальник отдела коммунального хозяйства и благоустройства администрации Московского района Андрей Дробот подтвердил, что гаражи, построенные еще при СССР, можно продавать или передавать в наследство без ограничений по возрасту или социальным льготам.
«Главное, чтобы эти строения в надлежащем порядке были зарегистрированы и имели технические паспорта, — отметил Андрей Дробот. — Два из девяти гаражей на указанной территории документов не имеют и должны быть снесены до нового года».
Судьба остальных семи гаражей — целиком и полностью в руках их владельцев. Заместитель председателя горисполкома Николай Якубовский заметил, что принудительный снос гаражей с последующей выплатой компенсации владельцам возможен только при включении этой территории в план благоустройства города. Но в отношении этого двора таких планов пока нет.
«Мы стараемся по максимуму убрать гаражные постройки в центре города, — говорит Николай Якубовский. — Под новые кооперативы сейчас территорию никто не выделяет, а старые, но зарегистрированные гаражи снести просто так нельзя. Бесхозные, конечно, убираем. Но эта работа осуществляется в основном по двум направлениям: благоустройство города и обращения владельцев».
В нашей же ситуации вряд ли кто-то из хозяев семи оставшихся гаражей добровольно «сдастся» под снос.
А что же дети?
Борьба с гаражами обещает затянуться, однако к новому году их все же станет меньше. Резонный вопрос: почему бы не использовать освободившееся место (плюс то, что уже было) для строительства детской площадки? Однако здесь снова дает о себе знать проблема принадлежности трех домов к разным управляющим структурам. Валерий Германович проинформировал, что дворовая территория подшефного ему дома 6/1 находится с тыльной стороны, так что финансовую помощь от ЖЭСа можно исключить. Жильцы кооперативного дома, по словам Анатолия Синчука, не против поучаствовать финансово, но почему они должны «скидываться» в одиночку, когда пользоваться площадкой будут все?
У дома 59/1 своя проблема: крохотная придомовая территория. Этот вопрос прояснили в управляющей компании «Берестье».
«Вот здесь граница нашей прилегающей территории, — проводит по плану заместитель директора Александр Гец — Она ограничена дорожкой из плитки с одной стороны дома, зоной подъезда к зданию и парковкой рядом с ним — с другой».
Ни бывшая убитая детская площадка, ни яблоко раздора — гаражи — в зону ответственности «Берестья» и дома № 59/1 не входят.
«Первоначально проект предусматривал на этом месте чисто офисное здание. Потом была корректировка проекта, и офисы остались только на первом этаже. Но изначальный план не предусматривал территории под строительство детской площадки». То, что было в ведении «Берестья», благоустроено: дорожки из плитки есть, парковка — тоже, асфальт на подъезде к зданию достаточно неплох. Жители дома, правда, жаловались на то, что декоративные фонари вокруг здания не горят, но в управляющей компании пояснили, что плата за электроэнергию распределяется между жильцами. «Это недешево, даже при энергосберегающих лампочках, — замечает Александр Гец. — И раньше жильцы возмущались ценами за электричество, поэтому фонари пришлось отключить».
Послесловие. Замкнутый круг
Описанный в этой публикации конфликт созревал не один день и даже не один год. Когда-то при Советах ветераны и инвалиды действительно имели право на свой клочок земли для долгожданной — и часто выстраданной — машины. Но тогда, 30−40 лет назад, кто-то вряд ли представлял себе, какой уровень урбанизации и автомобилизации будет в наши дни. Никто не вносил это в планы, не делал с запасом на будущее. И в нашем случае своя правда у каждого. У кого-то — документальная, у кого-то — чисто человеческая. Быть может, в этом конфликте бумаг и людей всем заинтересованным сторонам стоит собраться за круглым столом и совместными усилиями все же найти консенсус?