Творчество на фундаменте бизнеса
Поделиться опытом — именно эту главную цель преследовали организаторы XI форума «Издательский бизнес/Publishing Expo — 2015», собирая в Москве представителей холдингов и издательств, газет и журналов, PR-агентств, пресс-служб и интернет-изданий. Участники сообща искали ответ на вопрос о том, как выжить в нынешних непростых условиях, когда интерес к получению информации со стороны общества растет, а тиражи печатных СМИ падают.
Среди выступлений особый интерес вызвал доклад первого заместителя председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по информационной политике Андрея Туманова. В ходе круглого стола «Государство и СМИ» он подчеркнул, что в эпоху Интернета чиновникам молчать нельзя: любую информацию сегодня можно достать через «паутину», причем не всегда компетентную. Поэтому особую роль играет должность пресс-секретаря того или иного руководителя — это его информационное лицо.
Должны меняться и журналисты государственных изданий. Статьи должны быть с «короткой» версткой, яркими заголовками, понятной инфографикой.
Ярким примером перестройки современных СМИ является холдинг «Российская газета», в который в 2014 году вошли различные периодические издания. Созданная мультимедийная площадка позволяет редакции оперативно предоставлять достоверную информацию о самых значимых событиях федерального, регионального и международного уровня в ежедневном формате (в большинстве случаев — в онлайн) на самых разных носителях: обеспечивать выпуск ежедневной «Российской газеты», еженедельной экономической и деловой газеты «Российская газета. Бизнес», общенациональной общественно-политической газеты «Российская газета. Неделя», ежемесячного исторического журнала «Родина», ежемесячного информационного приложения в ведущих мировых СМИ (The Daily Telegraph, The Washington Post, Handelsblatt, Le Figaro, La Repubblica и других) в рамках проекта Russia Beyond the Headlines («Россия поверх заголовков»), поддерживать в режиме онлайн новостной общественно-политический ресурс Rg.ru, выпускать различные приложения к «Российской газете» — специальные цветные тематические выпуски, приуроченные к главным политическим, экономическим, спортивным и культурным событиям в стране и мире.
За 2014 год среднесуточное количество посетителей сайта «Российской газеты» выросло в 1,8 раза, его среднемесячная посещаемость — почти 12 миллионов человек. Саму «Российскую газету» ежедневно читает более 800 тысяч человек, свыше 500 тысяч пользуется мобильными приложениями издания. Столько же состоит в официальных группах «Российской газеты» в крупнейших социальных сетях. Кроме производства и выпуска вкладок в зарубежных средствах массовой информации, в рамках вышеназванного проекта действуют 20 сайтов на 16 языках, которые ежемесячно посещают 1,3 миллиона человек.
Однако за прошедшее время значительно выросли редакционные и производственные расходы в расчете на один экземпляр издания. И если рост производственных расходов был вызван повышением цен на бумагу и на услуги типографий (в среднем на 3 % и 7 % соответственно), то вот рост редакционных расходов обусловили внутренние факторы… В связи с этим в конце 2014 года в «Российской газете» начался процесс оптимизации редакционных расходов, произошло сокращение штатов. Сама по себе эта мера была плановой, но общая неустойчивая экономическая ситуация ускорила ее реализацию.
— Сегодня журналисты должны понимать, что СМИ — это бизнес, а журналистика — творчество, — подчеркнул в завершение своего выступления на форуме Андрей Туманов. — Но если статьи журналиста не будут востребованы, издание, а значит, и он сам окажутся за бортом профессии. Это — общемировая тенденция.
Полковник Игорь Кандраль,
«Ваяр»,
kandral@mod.mil.by,
фото автора