Святыня земли псковcкой

Источник материала:  

Доводилось ли вам когда-нибудь разгружать свёклу в монастыре?.. А мне посчастливилось пройти это церковное послушание в стенах Свято-Успенского Псково‑Печерского мужского монастыря несколько месяцев назад.


…В Печоры наш автобус приехал во второй половине дня. Стоит сказать, что этот городок находится в 70 километрах от Пскова и входит в пограничную зону Эстонии. Уникальным туристическим и паломническим центром он стал благодаря мужскому монастырю, который расположен на так называемой Святой горке.


— У подножия холма рядом с входом в Успенский собор — главное чудо обители: «Пещеры Богом зданные», — приступила к повествованию наш экскурсовод — военнослужащая российской 76‑й гвардейской десантно-штурмовой дивизии гвардии старший прапорщик Светлана Алексина. — Феномен пещер таков: покойники, похороненные здесь, не издают тлетворного запаха, а напротив — благоухают. Поверить трудно, не правда ли? Но вы сами скоро в этом убедитесь…

А продолжилось наше знакомство с монастырем с того места, куда, согласно летописи, местный крестьянин Иван Дементьев пришел рубить лес. Во время работы одно из поваленных им деревьев увлекло за собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Под корнями одного из них открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: «Пещера Богом зданная». Кем и когда была сделана надпись — неизвестно до сих пор.


— О чудесных пещерах узнал псковский священник Иоанн. Он переехал в Печоры и на том месте построил церковь. Исторической датой основания обители считается 1473 год. Тогда и была освящена построенная на Святой горке Успенская церковь, — поведала нам Светлана Викторовна.

Сегодня монастырь окружен стеной с несколькими башнями. Вокруг очень много деревьев, во время экскурсии ко мне на плечо неожиданно прыгнула белка… Такую гостью возле стен духовной сокровищницы повстречать ну никак не ожидал. Растерялся.

— Да, у нас много белок, — пояснил один из монахов, проходивший мимо.

Священнослужитель учтиво поздоровался со Светланой Викторовной, пожелал нам «земных благ и крепости духовной» — и продолжил  путь в сторону монастыря.

Незаметно пропало солнышко, пошел дождь. С каждой минутой погода усиливала свой осенний характер… Мы окружили экскурсовода и под аркой главных ворот Никольской церкви слушали ее дальнейший рассказ.

— За 500 лет существования монастырь ни разу не закрывался. Во время Великой Отечественной войны обитель неоднократно подвергалась бомбежкам, но ни один авиационный снаряд не упал на территории мужского монастыря, — рассказала гвардии старший прапорщик Светлана Алексина.


В годы войны братия оби­тели оказывала продуктовую помощь пленным красноармейцам, больным и престарелым. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики.

Как сообщила наш экскурсовод, в советский период Никита Хрущёв решил закрыть монастырь. По его указанию осенью 1958 года из библиотек исчезали религиозные книги…

— В те годы монастырь возглавлял архимандрит Алипий, — уточнила Светлана Викторовна. — В один из осенних дней он получил бумагу о закрытии монастыря. Алипий прилюдно разорвал и сжег ее, сказав при этом: лучше пойдет на мученическую смерть, чем закроет обитель.

Ночью священнослужитель отправился в Москву. Несколько суток он просидел в приемной Хрущёва. Беседа с первым секретарем шла не один час… Монастырь больше не тронули.

Дальнейший рассказ Светланы Викторовны прервал один из монахов. О том, что он принадлежит к братии, говорил лишь небольшой черный монашеский головной убор — в остальном он был похож на сельского рабочего. Дождевой плащ, старые армейские штаны, на ногах — сандалии… Это был мужчина крепкого телосложения, на вид не больше сорока лет.

— Ну что, братья, — обратился он к нам, — кто поможет разгрузить свеклу?

Я и еще пару парней согласились помочь. По дороге к месту разгрузки познакомились. Монах представился Александром. Как оказалось, в его прошлом — учеба в военном училище и служба на Кавказе.


— Работать будем по мексиканской системе, — начал инструктаж возле машины монах Александр. — Один из вас подает мешки с кузова, остальные берут ношу таким образом, чтобы руки были вытянуты над головой, а мешок лежал на спине. Так и нести легче, и бросать проще. Ну что, за мной?..

Монах взял мешок со свеклой и побежал в узкий подвальный проход одной из построек, отданных ныне под хозяйственные нужды. Один за другим побежали и мы.

Во время работы монах Александр рассказал: в оби­тели он отвечает за физическую подготовку священнослужителей и за заготовку продовольствия на зиму. Свеклу, которую мы носили, он вырастил на одном из близлежащих полей. Хоть ноша была и нелегка, но тяжести в спине или руках во время работы никто из помощников не ощущал. Чудо, не так ли?..

Разгружать пришлось почти две машины типа КамАЗ… Хотите верьте, хотите нет, но с работой мы справились минут за десять.

Пока помогали монаху Александру, наша группа успела осмотреть часть обители. В знак благодарности за оказанную помощь священнослужитель провел для нас небольшую экскурсию.

— Монастырь — как воинская часть, — уточнил он. — Главные принципы жизни здесь — беспрекословное подчинение старшим и трудолюбие.

Что же касается распорядка дня, утро в монастыре наступает раньше армейского. Оно начинается в пять часов утра — тогда служится ранняя Божественная литургия. Затем завтрак. Часть монахов, находясь на послушании, питается лишь водой и хлебом. После утреннего чая монахи отправляются на дальнейшее богослужение и работы. Одни из них проводят занятия с детьми Печерского района в воскресной школе, другие работают в полях, третьи трудятся на кухне, иных хозяйственных объектах…

Во время экскурсии монах Александр рассказал о том, что после издания книги архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» в обители стали оставаться на послушание сотни людей из всех стран.

— Помощь нужна в поле, на кухне, в прачечной, в храме, — пояснил он. — У нас открыта паломническая гостиница, но, чтобы там поселиться, нужно письменное благословение священника из прихода по месту жительства на паломничество. Еще есть Дом милосердия — он в пяти минутах ходьбы от оби­тели, но туда селят только тех, кто готов потрудиться в монастыре.

Затем проводник привел нас к небольшой арочной нише с дверью. Над ней я прочитал надпись: «Вход в пещеры Богом зданныя». Монах Александр обратил наше внимание на икону на фасаде Успенского собора:

— Глубоко символична эта икона именно здесь! Вся суть Богом зданных пещер — зримое свидетельство о победе над смертью, о жизни вечной. Будто именно сюда сошел Христос. Вверху — икона, а за дверью — то самое, что изображено на иконе…

Со свечами в руках мы спустились в пещеры. Они по праву заслуживают отдельного рассказа. Пещеры таинственны, уходят вглубь Святой горки на сотни метров. Для удобства ходы имеют порядковые номера, всего их семь. Пятый и шестой ходы сами монахи называют братскими: здесь хоронят монахов обители. В других тоннелях хоронили ранее жителей древнего города, военачальников, попечителей монастыря.

Как рассказал монах Александр, одно из первых здешних погребений сопровождалось чудом. Гроб с телом монаха, зарытый в пещере, на следующее утро оказался у входа в нее… Увидев это, братья решили, что допустили какую-то оплошность при отпевании или погребении, и провели весь обряд заново. Однако чудо повторилось — гроб вновь «всплыл» на поверхность. Монахами этот случай был воспринят как знак свыше, и гроб был поставлен в нише стены пещеры.

— С тех пор в наших пещерах не перестает действовать чудесная Благодать, — поделился священнослужитель.

Вместе с ним мы подошли к большой железной двери. За ней — братская могила с сотнями погребенных тел. Удивительно то, что возле гробов воздух на удивление чистый и свежий. Дышится так легко, будто находишься в лесу или на берегу моря.

…На прощание каждый из нашей группы получил благословение от монаха Александра. И как-то легко стало на душе. Что-то хорошее, доброе и светлое осталось в ней…

Игорь Деменков, «Ваяр»,

demenkov@mod.mil.by, фото автора

 

←Православные праздники ноября

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика