Дальнобойщик — это состояние души
С детских лет и до полувека жизни у меня образ водителя-дальнобойщика ассоциируется с моим дядей — Олегом Лукшей, который всю свою трудовую биографию посвятил работе шофера-профессионала. Он в свое время исколесил весь Советский Союз, пропадая в затяжных рейсах порой по несколько недель. Дядя Олег на пике своей «дальнобойной карьеры» навсегда запомнился мне как зрелый, мужественный человек, с гордой осанкой и прямым проницательным взглядом.
Свою дорогу жизни он проложил сам, уверенно валил по ней «сотку», не взирая ни на какие мелкие ухабы судьбы и не боясь при этом ничего. Его голос с хрипотцой, чем-то похожий по тембру на голос Владимира Высоцкого, можно было слушать часами. Особенно когда он рассказывал про приключения в разных по нравам и обычаям республиках некогда единого Советского Союза. И во всем этом чувствовалась такая романтика, что становилось абсолютно ясно: дядя Олег едет за тридевять земель не только за длинным рублем для своей семьи, но и «за туманом», как поется в одной знаменитой песне. «Дальнобойщик, — любил повторять он, — это не просто профессия, это — состояние души». Причем водительские права дядя Олег получал в автошколе ДОСААФ.
Когда мне недавно представилась возможность написать материал о современных дальнобойщиках, было интересно сравнить этот устоявшийся в сознании образ с образом нынешних шоферов-профессионалов. Тем более что информационный повод был очень интересным. Недавно Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» провела финальный этап 9-го республиканского конкурса профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов. Он прошел на базе Могилевского государственного агролесотехнического профессионального колледжа им. К. П. Орловского, расположенного в деревне Буйничи Могилевской области.
К участию в этих итоговых соревнованиях были допущены команды и индивидуальные участники, показавшие наилучшие результаты на отборочном теоретическом этапе конкурса, состоявшемся 25 сентября прошлого года в городе Смолевичи. Тогда туда приехало 49 команд от предприятий из всех регионов страны. Водители-профессионалы соревновались в знании Правил дорожного движения, положений Конвенции МДП от 1975 года, соглашений ЕСТР (основы регламентации труда и отдыха водителей), СПС (вопросы перевозки скоропортящихся пищевых продуктов) и ДОПОГ (вопросы перевозки опасных грузов), правил безопасной погрузки и крепления груза, а также в эксплуатации цифрового тахографа.
Во время открытия конкурса председатель БАМАП Николай Боровой был искренне восхищен мужеством водителя гродненской транспортной компании «Сейфтрак» Дмитрия Махнача. Во время перевозки груза из Великобритании Дмитрий не побоялся вступить в противоборство с тремя грабителями, вскрывшими опломбированный полуприцеп.
Профессионализм и ответственное отношение к делу белорусских водителей хорошо известны на международном уровне. Скажем, урожайным на награды был позапрошлый год, когда 86 человек были награждены почетными дипломами Международного союза автомобильного транспорта.
И действительно, сегодня водитель магистрального автопоезда является многоплановым, продвинутым специалистом. Свободное ориентирование в нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление грузоперевозок, доскональное знание своего автотранспортного средства, обладание навыками автомеханика, применение на практике основ дипломатических отношений — все это обязан знать водитель большегруза.
В финальном этапе конкурса приняли участие водители, показавшие наилучшие результаты в теоретическом экзамене, который прошел в прошлом году в Смолевичах. В итоге определились 14 команд, представляющих все регионы страны. Во внеконкурсном зачете также выступила команда ОАО «МАЗ».
В организации конкурса приняло участие руководство Могилевской областной организационной структуры ДОСААФ, которую возглавляет Александр Мазур, и Объединенной технической школы № 1 ДОСААФ города Могилева, которой руководит Фёдор Ражков.
В церемонии открытия финального этапа конкурса приняли участие председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александр Сегодник, председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Сергей Акушевич, начальник отдела транспорта и коммуникаций Могилевского облисполкома Станислав Мысливец.
Водители-международники соревновались на автодроме в мастерстве управления мощными магистральными автопоездами. Соревнования включали в себя прохождение целого ряда элементов. Одним из наиболее необычных (по крайней мере, для простого обывателя) был — экономное вождение. Название говорит само за себя. Водителям предстояло на участке три километра (в одну сторону полтора километра и обратно столько же) проехать с минимальным расходом топлива. Все участники использовали один и тот же автопоезд, на котором установлено соответствующее оборудование, точно фиксирующее, сколько горючего потратил водитель.
Достаточно интересным оказалось и другое упражнение под условным названием «Мишень». Водитель должен был попасть и остановиться колесом на нарисованных на асфальте разноцветных кольцах. Надо сказать, кажущийся на первый взгляд простым элемент оказался коварным для некоторых участников. Не все попали в десяточку мишени, кое-кто угодил и в «молоко».
Конечно же, не обошлось и без таких традиционных упражнений, как змейка, габаритные круг и тоннель, колея, заезд передним и задним ходом в гараж и других.
Уже второй год подряд главным судьей конкурса был Геннадий Дашкевич — директор учебного центра «БАМАП-Веды». Он отметил, что профессиональное мастерство водителей неуклонно растет и борьба настолько плотная, что участники буквально дышат друг другу в затылок.
В итоге среди команд результаты были такими: первое место завоевала команда АТП № 6 (г. Новополоцк), второе — команда СП «Курс» (г. Брест), третье — команда СП «Веставто» (г. Брест). В личном зачете победителями и призерами конкурса были признаны представители тех же регионов — Витебского и Брестского. На высшую ступень пьедестала взошел Александр Шамёнок, серебро — у Алексея Сачивко (оба представители АТП № 6 (г. Новополоцк), а третье место занял Андрей Дудчик (СООО «Брествнештранс»).
Лучших дальнобойщиков поздравляли фейерверком, фанфарами и аплодисментами. Победителям вручили памятные кубки, медали и дипломы. Ну а те водители-профессионалы, которые стали призерами в личном зачете, получили призы от организаторов конкурса — мотоцикл, скутер и велосипед соответственно.
В завершение конкурса профмастерства состоялись показательные выступления воспитанников спортивных секций Могилевской ООС ДОСААФ и Объединенной технической школы № 1 ДОСААФ
города Могилева. Подопечные тренеров: по авиамодельному спорту — Геннадия Быкова, по мотомногоборью — Виктора Бланко, по ракетомоделированию — Сергея Базяка, запускали в небо радиоуправляемые модели самолетов, показывали мастерство владения мотоциклом и картом, демонстрировали модели ракет.
Это динамичное действо в исполнении юных досаафовцев так увлекло конкурсантов, что даже сам председатель ассоциации «БАМАП» Николай Боровой вспомнил молодость и прокатился на мотоцикле и карте. Причем Николай Иванович быстро приноровился к спортивной технике, управлял ей достаточно уверенно и в итоге получил заряд драйва и позитива.
…А теперь немного лирики. Прошел конкурс, и мне было интересно сравнить собирательные образы дальнобойщика тридцатилетней давности (в том числе в лице своего дяди) и современного водителя магистрального автопоезда. Признаюсь, определенная разница между ними есть. На мой взгляд, она возникла в первую очередь из-за фактора «академизации» водителей, которые сегодня должны знать гораздо больше всевозможных инструкций, правил и законов, а также владеть различными современными техническими средствами и приборами. Во-вторых, «театр дальнобойных действий» расширился практически на всю Европу и Азию. Ну и в‑третьих, шоферам большегрузов создаются более комфортные условия в социально-бытовом плане, растет их социальная защищенность. Вкупе все эти факторы делают современного дальнобойщика гораздо более прагматичным и деловым. Создается ощущение, что романтика путешествий, все чаще уходит на задний план.
В то же время суть профессии дальнобойщика не изменилась — зачастую ты тысячи километров один на один с дорогой, с машиной, со «штатными» и самыми непредсказуемыми опасностями. И ты должен «выжить», добросовестно выполнить свою работу, оставаясь верным негласному кодексу чести дальнобойщика. Именно это — основа всего, и только профессионалы создают образ этой специальности. Поэтому по-прежнему можно утверждать, что дальнобойщик — это не просто профессия, это состояние души.
Подготовил капитан 2 ранга запаса Андрей Дроб, начальник пресс-центра ДОСААФ Республики Беларусь, фото автора