"У нас учатся дети из поселка Дрозды". Как прошел первый день в новой школе в Лебяжьем
«Объясняла сегодня ученикам, что будущее за молодежью», — рассказывает директор 32-й минской школы Зинаида Михайлова содержание своего первого урока в нынешнем учебном году и первого урока в истории ее учебного заведения. Торжественное открытие прошло здесь 31 августа, а уже на следующий день в 8.30 утра начались занятия.
— У нас первый урок тематический. Называется «На цябе, наша моладзь, надзея». Я рассказывала школьникам о том, что именно они должны строить крепкую, процветающую, мощную Беларусь, — говорит Зинаида Илларионовна. — И, знаете, я думаю, что у них получится. Мне нравятся современные дети.
32-я школа открылась на улице Камайской, это микрорайон Лебяжий. Прежде всего, ее построили для жителей соседних улиц, проспекта Победителей, элитной коттеджной застройки за торговым центром «Арена-Сити» и Дроздов. Среди учеников здесь есть и дети известных родителей.
— Из 503 учеников, которых мы набрали с этого учебного года, 143 воспитываются в многодетных семьях. У нас здесь рядом два социальных дома построено, — говорит Зинаида Михайлова. — Мы брали всех, кому удобно к нам ходить. К нам записались и ребята из поселка Ждановичи, учатся и ребята с Дроздов.
В новой школе есть место для 1020 учеников. Пока набрали только половину.
— Наш микрорайон застраивается. Дома здесь будут сдаваться еще и в октябре, и в ноябре, и декабре… Поэтому новые дети будут постепенно приходить, и со следующего учебного года мы заработаем в полную силу, — объясняет директор.
Новую школу разделили на три блока. Один — административный корпус, два других — для начальных и старших классов. Их разделили.
В 1 «А», как и в остальных классах, первый урок на тему «На цябе, наша моладзь, надзея». Первоклашки идеологически-патриотической глубины вводного занятия пока вряд ли понимают. Но учительница Елена Петровна от них этого и не требует.
— Мы сначала познакомились с государственной символикой Республики Беларусь. Потом я рассказала детям о нашей стране, о Минске. Мы провели викторину, где нужно было по фотографиям назвать знаковые места нашего города, — рассказывает Елена Петровна.
Дальше по плану — узнать человека по портрету. На доске развешены портреты белорусских олимпийских чемпионов. Первоклашки хором угадывали Дарью Домрачеву и Максима Мирного в паре с Викторией Азаренко. Как дошли до фристайлистов, стало сложнее.
— Это Алла Цупер. Моя мама ее знает, — выручил всех один из учеников.
— А рядом Антон, тоже, который по фристайлу чемпион, — включились в игру первоклашки.
— А фамилию, кто вспомнит? — спрашивает учительница.
— Это Антон Фристайл, — уверенно ответили дети, глядя на фото Антона Кушнира.
Поколение постарше сегодня могут немного позавидовать нынешним школьникам. Потому что теперь ученикам не нужно таскать на занятия тяжелые портфели с учебниками: в классе есть дополнительный комплект книжек.
— Портфели стали легче. Дети теперь носят только тетрадки, ручки и карандаши. Все остальное хранится в школе, — директор Зинаида Михайлова показывает отдельную раздевалку для учеников начальных классов. — Здесь они переодеваются, оставляют вещи и идут на занятия.
С инициативой врачей отменить домашние задания педагог с 29-летним стажем не согласна. Говорит, что закрепление и повторение материала должно быть. По мнению Зинаиды Илларионовны, в том, что дети бывают перегружены уроками, порой, виновата не школа, а родители учеников.
— Например, для выполнения домашнего задания в начальной школе требуется где-то час-полтора. Это не очень большая нагрузка на детей, — говорит директор. — А часто догружают уже сами родители. Они иногда заставляют детей сначала написать все на черновик, а потом переписать на чистовик. Но этого делать не надо. Нужно разумно ко всему подходить.
Сразу после первого урока первоклассники идут завтракать. Сегодня в меню — макароны отварные, сосиски, помидор, чай.
— На обед у нас будет суп картофельный с горохом, фрикадельки из птицы, каша гречневая, компот из изюма, — рассказывает Светлана Анатольевна, она главная по кухне.
Для начальной школы питание бесплатное. А для учеников старших классов такой обед обойдется примерно в 15−17 тысяч. Кроме того, в столовой есть буфет со сладостями и витаминный бар с овощными салатами по 2−4 тысячи.
— Я всю мебель подбирала сюда сама. По первоначальному проекту сюда шли простые деревянные столы с табуретками, — говорит директор. — Но мне хотелось все-таки создать здесь более веселую обстановку. Поэтому мы по итогу заказали яркую мебель необычной формы.
Мебель в столовой — не единственное дизайнерское решение Зинаиды Илларионовны в этой школе. Самое заметное — жалюзи с видами достопримечательностей Центрального района в фойе на входе.
Директор говорит, что школа оборудована по последнему слову техники. Здесь открыты лингафонные классы для изучения иностранного языка, специальные лаборатории по физике, химии и биологии.
— У нас предусмотрены все условия для обучения детей-инвалидов: везде безбарьерная среда, оборудованы лифты и туалеты, — рассказывает директор. — Пока ребят с особенностями развития у нас нет, но в следующем году должны появиться: родители будущих первоклассников из нашего района уже интересовались.
Зинаида Илларионовна уверена, что школьники с инвалидностью должны учиться на равных с обычными детьми. Другое дело, что общество сегодня не всегда к этому готово.
— Нам нужно воспитывать и учеников, и их родителей тоже, что нет ничего необычного в том, что дети с особенностями обучаются вместе со всеми. Это будет всем на пользу, — считает педагог.
На базе новой 32-й школы будут учиться и восьмиклассники, которых готовят в национальную футбольную сборную.
Для занятий физкультурой здесь возможностей более, чем достаточно: два спортзала плюс один тренажерный, а еще и тир.
На улице оборудовано две волейбольные площадки, столько же баскетбольных. Есть хоккейная коробка, футбольное поле, стадион для легкой атлетики и три детских спортивных уголка.
— У нас во дворе вечером яблоку негде упасть. Все дети с микрорайона собираются здесь, — рассказывает Зинаида Михайлова. — Уже приходят люди, которые хотят по вечерам заниматься у нас или в спортзале, или на тренажерах. Чуть позже такая услуга появится, но это уже будет платно.
Зарабатывать школа собирается еще и на своем актовом зале. В планах — устраивать районные киносеансы. Возможности позволяют.
— Наша школа должна стать социокультурным центром этого микрорайона. Потому что пока здесь ничего нет. А мы откроем для всех библиотеку, спортивные секции, концерты в актовом зале будем проводить. А это уже платные образовательные услуги. Эти деньги пойдут на премии учителям и материальное оснащение, — озвучивает свой бизнес-план директор.
Через пару недель в школе заработают различные кружки. Со временем здесь откроется и филиал музыкальной школы.
Сегодня педагогический коллектив 32-й школы набран полностью: всего 36 учителей, и все младше сорока. Директор подбирала коллектив последние три месяца.
— Объявления давала, в университет ездила, по своим всем каналам искала. Приглашала знакомых учителей переходить работать ко мне, — рассказывает про набор штата директор.
По словам Зинаиды Илларионовны, молодые специалисты со старта зарабатывают здесь от 4 миллионов, более опытные — уже 5−6 миллионов. Директор говорит, что это нормально. Сейчас больше нужно заботится о том, как поднять престиж профессии учителя.
— Бывает такое, что к учителям относятся как к обслуживающему персоналу. По-хамски обращаются иногда. Я в такие моменты чувствую дискомфорт, но внутренне сдерживаю себя, — говорит педагог. — И здесь нужно учить и родителей, и учеников, что нужно быть культурным по отношению друг к другу. Это кажется прописной истиной. Но иногда люди почему-то ведут себя иначе.
А в извечном споре, кто все-таки несет большую ответственность за детей: школа или семья — Зинаида Илларионовна придерживается мнения, что правильное воспитание в детей прежде всего должны закладывать родители.