История TUT. Неизвестный визит Николая II в Гомель: сухой закон по случаю юбилея и царские подарки
100 лет назад, в 1915 году, в Гомеле побывал российский царь Николай II. За время своего правления Николай Романов несколько раз посещал этот город, в то время — уездный центр Могилевской губернии. Автору проекта «История TUT» удалось найти некоторые сведения еще об одном царском визите в Гомель — ныне забытом и неизвестном.
Трезвая радость
Было это летом 1913 года, когда в Российской империи отмечали 300-летие дома Романовых. В числе прочего тогда должна была состояться поездка царя и его свиты в Киев. Древняя столица Киевской Руси с его храмами, лаврами и мощами неофициально продолжала считаться одним из сакральных центров российского государства.
Царский кортеж из автомобилей производил неизгладимое впечатление на публику, к тому же такой способ передвижения позволял делать остановки в пути — к удовольствию толпы, встречающей «государя императора».
На шоссе Санкт-Петербург — Киев императорский автопоезд не мог миновать Гомель. Городские и уездные власти загодя начали готовиться к «высочайшей встрече». Одной из важнейших мер подготовки стало закрытие в Гомеле питейных заведений — казенные винные лавки-«монопольки» перестали работать еще за неделю до приезда Николая II. Испитые лица отдельных поданных не должны были нарушать благостность августейшего визита.
Гомельские социал-демократы, в свою очередь, не рекомендовали своим активистам не только пить, но и вообще участвовать во встрече царя. Накануне они провели в лесу за Новой Белицей (предместье Гомеля) собрание, посвященное этому вопросу. В разговорах между собой они предпочитали именовать царя кодовой кличкой «Лопоухий». Собранием руководил рабочий-социалист Емельян Каленников. Однако сорвать таким образом массовую встречу императорской особы было трудно — «трудящихся» направляли на это ответственное монархическое мероприятие с использованием административного ресурса: в Новой Белице за явкой на торжество бдительно следили полицейские, которые под угрозой наказания извлекали на улицу всех нежелавших привечать особу «Его Величества».
С кружкой в руке, с царем — в голове
Итак, в июле 1913 года Николай II прибыл в Новую Белицу. По свидетельству очевидцев, царский кортеж насчитывал около ста автомобилей. Для того времени, когда о проезде по городу даже одиночного авто сообщала уездная пресса, это было грандиознее современных автошоу.
В городе служили молебны, били в колокола. Гомельчане запрудили тротуары, силясь в блеске многочисленных парадных мундиров и дамских нарядов разглядеть самого царя. Жителям Новой Белицы удалось это сделать, лишь когда Николай II, проезжая мимо церкви, поднялся в своем открытом автомобиле и несколько раз перекрестился. По свидетельствам, приведенным гомельским исследователем Лазарем Шапиро, царь в этот день имел мешки под глазами и производил впечатление «не выспавшегося пропойцы». Впрочем, учитывая субъективность его источника, которым, скорее всего, были члены революционно настроенной семьи Каленниковых, мешки под глазами у царя могли образоваться по совершенно другой причине.
Однако даже белорусский священник, протоиерей Дмитрий Булгаковский в своей работе «Живем ли мы по-христиански» писал по поводу 300-летияя царской династии: «Воодушевления у народа не было. А уж про интеллигентный класс и говорить нечего. Церковь тоже лишь официально принимала обычное участие в некоторых торжествах. По-видимому, торжество предназначалось к поднятию монархических чувств против будто бы убитой революции. Но это не удалось. И вся эта затея была тоже искусственной. Ясно, что идея 1913 года в подпочве своей имела робкое сознание озлобления царской идеологии не только среди интеллигенции, но и в массах. И понятно, что торжества были малоторжественны: отбывалась временная повинность…»
Правда, дополнительным стимулом встречать императора были подарки, которые разбрасывались с машин кортежа. «С царского плеча» горожанам доставались кружки и платочки, украшенные императорскими вензелями, а также конфеты. Как сообщает главный хранитель Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Шода, одна из подобных кружек хранится и ныне в музейных фондах.
Следует сказать, что такие сувениры сыграли печальную роль в истории династии Романовых: в мае 1896 года на Ходынском поле праздновали коронацию Николая II. При бесплатной раздаче посуды и подарочных кульков с колбасой, карамелью и платочками с царскими монограммами случилась страшная давка. В ужасном столпотворении были насмерть задавлены 1690 человек, многие были искалечены. Причиной трагедии послужила плохая организация праздничных мероприятий, а также бесплатная раздача алкоголя. Несмотря на массовую гибель людей, праздненство не прекращалось. С того момента демократические и революционные круги дали царю прозвище «Николай Кровавый».
К счастью, в Новой Белице давки за подарками не случилось.
Еще один визит в Гомель царя и его потомков
Николай II приезжал в Гомель и после юбилейного 1913 года. Согласно записи в книге почетных гостей дворца князей Паскевичей, царь посещал дворец в январе 1915 года. Вскоре после этого Николай II взял на себя функции Верховного главнокомандующего русской армии, царская ставка располагалась в губернском центре Гомеля — Могилеве.
Император сам стал в главе действующей армии, сместив с этой должности своего дядю Николая Николаевича. Великий князь Николай Николаевич-младший был самым способным военным среди Романовых. Но царица Александра Федоровна, ревниво относившаяся к его популярности в армии и народе и подозревавшая в намерении свергнуть племянника с престола, настояла на понижении великого князя. Теперь вся ответственность за военные поражения легла на царя. Неудачная Первая Мировая война стала роковой для царской семьи — в феврале 1917 года Николай II под давлением народных выступлений и высшего командования своей армии отрекся от престола. Династия Романовых, правившая Российской империей 303 года, пала.
В июле 1918 года Николай Романов, его жена Александра, урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, и вся их семья расстреляны в Екатеринбурге по постановлению Уральского Совета рабочих депутатов.
* * *
Следующий визит представителей династии Романовых в Гомель состоялся спустя почти столетие — в июле 2009 года. Тогда в областной центр приезжала проживающая в Испании Мария Романова, которая именовалась «Де-юре Ее Императорское Величество Государыня и Императрица Всероссийская». В то же время некоторые иные члены семьи Романовых в Западной Европе оспаривают ее право на такой титул.
Сама Мария Владимировна назвала свою поездку «первым официальным визитом в ту часть Российской империи, которая существует самостоятельно». Визит действительно носил фактически официальный характер, поскольку информация о нем была размещена на сайте Гомельского облисполкома.
Руководители областного уровня торжественно встречали Марию Романову на гомельском вокзале. Визит «главы императорского дома» сопровождался критическими комментариями ряда белорусских национальных деятелей. Также активисты ряда левых организаций — Оргкомитета Белорусского социального движения «Разам», Белорусской партии «Зеленые», Белорусской партии левых «Справедливый мир» направили обращение в Гомельский облисполком, в котором указывали на спорность придания визиту Марии Романовой официального характера. В обращении так же указывалось, что ее отец, великий князь Владимир Кириллович, в годы Второй мировой войны сотрудничал с немецкими оккупантами. В частности, нацисты предлагали ему стать «гетманом Украины». После разгрома Германии представители этой ветви Романовых оказались в Испании, которой правил диктатор Франко. При этом в ходе визита в Гомель Мария Владимировна почтила память погибших в борьбе с фашизмом у Вечного Огня.
Во время пребывания Марии Романовой в Гомеле ее визит по неназванной причине вдруг перестал рассматриваться органами власти как официальный. Очевидцы сообщили, что из Гомеля в Ветку Мария Романова выезжала как официальный гость, приглашенный руководством Гомельской области, а в Ветку она уже прибыла как частное лицо. Дальнейшую поездку по Беларуси представительница дома Романовых совершала также в частном порядке.