Мужики и принцесса. История одинокого отца, воспитывающего семь мальчиков и одну девочку
Подтянутый, с легкой походкой спортсмена или бывшего военного, с чашкой кофе в руке. Нежно гладящий по голове двух своих младших — двенадцатилетнего Алешку и восьмилетнюю Танюшу. Уверенный в себе, не без задоринки в глазах. Можно сказать, стильный. Признаться, Игорь Яковлев, 47-летний сторож сельхозфилиала «Красный май» Минского завода игристых вин из деревни Берлеж Пуховичского района, удивил с первых минут знакомства. Но история одинокого отца, воспитавшего семеро мальчишек и младшую «дюймовочку», оказалась не менее неординарной, чем внешность, пишет «Сельская газета».
Думал сердцем
Бывает, и в шестьдесят лет человек остается ребенком, но Игорек самостоятельности начал учиться рано. С шестнадцати лет — на своих хлебах. Родившись в деревне Лапоровичи Минского района, сначала попробовал себя на курсах трактористов. Но с техникой не сложилось. И сейчас машину отец большой семьи не водит, зато в хозяйстве есть конь. Зимой в школу детей подвозит на санях.
Не став трактористом, подался на Дзержинский экспериментально-механический завод. Потом служба в армии в Украине и подшипниковый завод в Луцке. В 21 год парень затосковал и вернулся на родину, устроился на стройку в столице. Здесь встретил свою любовь…
Позже в разговоре Игорь Анатольевич признался, что месяц назад стал дедом. Внучка Софья родилась в семье его второго по старшинству родного двадцатидвухлетнего сына Васи.
— Он у нас продвинутый, — то ли с гордостью, то ли с легкой иронией характеризует отец. — Уехал в Минск, нашел девушку, работает сейчас на стройке, хоть и выучился на сантехника. Прожили они два года, и я его женил. Свадьбу справили в деревне. Молодой еще, но я не отговаривал. Сказал только: «Вася, думай головой…»
А ведь сам Игорь был примерно того же возраста, когда познакомился с будущей женой Оксаной. Минчанка, на год старше. Ей тогда приходилось несладко: двое маленьких детей и муж — любитель выпить и погонять родных. Судя по всему, уже тогда будущий многодетный отец проявил столь редкое сегодня мужское качество, про которое образно говорят «как за каменной стеной». Ведь, помимо любви, нужна сила духа, чтобы взять на себя ответственность в двадцать два года не только за жену, но и двух неродных мальчишек. Не отступил. Сейчас его пасынки выросли, Николаю — 29, Сергею — 27 лет, с семьями живут в Минске, но в свободную минутку обязательно приезжают в деревню, где выросли. Жарят шашлыки, делятся бедами и радостями и, наверное, спрашивают совета у ставшего родным человека.
На деревню к бабушке
А как же в ней оказались Яковлевы? После женитьбы Оксана и Игорь теснились у тещи, несколько лет пришлось ждать своего малыша. А когда наметился третий сын, решили перебраться на свежий воздух. Мать жены переехала в агрогородок Блонь к мужу, туда же сначала отправилась и семья дочери. А потом от хозяйства получили и свой дом в соседней деревне. Его этой осенью Игорь планирует приватизировать. Но это еще не все. Примерно десять лет назад многодетные родители построили четырехкомнатную квартиру в Минске. Сейчас в ней живет 18-летний Игорь.
— Я в столице не могу — шум-гам, машины, голова болит от гари, два дня после поездки в себя прихожу, — сельчанина аж передергивает. — Хотя иногда детей вожу в город, погулять в парке, по магазинам… Одежду дочка выбирает сама, она у нас модница.
— А ты хочешь уехать из Берлежа? — интересуюсь у Алешки, пока фотограф снимает, как папа помогает примерить Тане школьный сарафан. Интервью решили совместить с покупками к школе.
— Да ну! У нас на речке купаться можно! — бойко реагирует мальчишка.
Дети совсем не выглядят застенчивыми, а ведь бывает, из ребенка слова не вытянешь. Сразу видно, что Танюша — папина дочка. Захотелось ей сладкого — конечно, купит! Шутит, что посадит на диету, мол, за лето поправилась, но вижу, что угроза зряшная. Именно в этой девчушке — главный секрет большой семьи, в которой сначала родились семеро мальчишек! Папа очень хотел дочку и дождался.
Женский вопрос
Хотя, конечно, такие повороты судьбы не планируют заранее. Наверное, и Оксана не думала, что переедет в село и у нее родится столько ребят. Поначалу, как вспоминает отец семейства, жена даже боялась коров, но устроилась оператором машинного доения — и быстро осмелела. Деревенскую науку помогал осваивать муж.
— С детьми даже я больше занимался, чем Оксана, особенно дочку с малых лет нянчил постоянно, — продолжает он рассказ. — Она и сейчас от меня никуда. Старших отправлял летом в детские лагеря, а Танюша всегда со мной.
— Не страшно было столько детей поднимать? А еще и в деревне…
— Конечно, тяжеловато, но мы всегда держали большое хозяйство, так и зарабатывали. Бывало, по 16 свиней откармливали!
Но и сейчас в хозяйстве у Игоря восемь вьетнамских хрюшек, корова, куры… Свое молоко, масло, яйца, мясо — покупать не надо. Картошка. Правда, с огородом в этом году не сложилось — все пересохло, и полоть траву Игорю Анатольевичу не по душе, все же больше женская работа. Зато помочь с ремонтом, сложить печь — это все к нему.
— Деньги я всегда заработаю, — уверен он. — И дети у меня, например, лишь бы какую колбасу не едят.
Сейчас вместе с отцом, кроме Леши и Тани, живут самый старший сын, 23-летний Андрей, которому тоже больше по душе сельская жизнь, и 15-летний Егор. Но в фотосессии для газеты поучаствовать не смогли — оба на работе. Все заняты в сельском хозяйстве: младший, например, пасет телят — зарабатывает на свою мечту — мотоцикл. Через год планирует пойти в техникум, учиться на механика. По дому все помогают, Андрей может и приготовить, и накормить малышню. А вот тарелки каждый моет за собой сам.
— И еще папину могу помыть, — признается Танюша. В восемь лет она, кстати, уже умеет жарить картошку, яичницу и намазать бутерброды себе и «мужикам»…
Задавать такой вопрос всегда непросто. Как Игорь остался без хозяйки? Оказалось, два года назад жена умерла внезапно — оторвался тромб… На мгновение беседа прерывается, до сих пор многодетный отец не может пережить потерю. Но с горя не запил, как это случается иной раз в подобных ситуациях.
Кстати, уже двенадцать лет Анатольевич в рот не берет спиртного, зато стал заядлым кофеманом. Ремонтирует дом, сделал подвесные потолки, но всерьез за благоустройство планирует взяться, когда оформит жилье.
— Может, найдем вам невесту через газету? — предлагаю я.
— А что — я живой человек, глядишь, и еще дети будут, — улыбается сельчанин. Но тут же становится серьезным, и грустный холодок в его словах: — Для меня главное — чтобы детей моих уважала. Но хорошего человека найти непросто…
Вот такая история — про отца семерых братьев и одной маленькой принцессы. Почти сказка Андерсена, у которой, надеюсь, будет счастливый конец. Кто-то на месте главного героя этой истории спился бы, другой — пустился во все тяжкие. А он расправил плечи, как будто совсем и нетяжело, взял за руку младшую, приобнял сына и — вперед!
Как многодетная семья квартиру площадью 167 квадратных метров они получили бесплатно от государства. Сейчас на троих младших Игорь получает пенсию по потере кормильца — около 4,5 миллиона. Кроме того, к школе по традиции им пообещали помочь и перечислить деньги в ближайшие дни.
Кстати
По данным последней переписи населения, в нашей стране было 49 042 семьи, состоящей из отца с детьми, или 1,8 процента от общего количества жителей республики. В 12 015 из них дети были несовершеннолетними.