КНЯЗЬ ВЛАДИМИР — СВЯТОЙ И РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ

Источник материала:  

28 июля Православная церковь отпраздновала день памяти великого князя Владимира. При его правлении в 988 году Древняя Русь приняла крещение в православной купели. Со дня этого события, на многие столетия определившего духовные судьбы нашего народа, прошло более 1025 лет.

Воссев на великокняжеский престол и постепенно набираясь опыта в ведении государственных дел, Владимир стремится к укреплению Руси и собственной княжеской власти. Защищая западные границы русского государства, он в 981 году освобождает от поляков Перемышль, Червень, Волынь, в 983 году идет походом на литовское племя ятвягов. Подчинив своей власти многочисленные племена завоеванных им областей и городов, князь Владимир через год совершает большой поход против Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

Политика укрепления единства государства, проводимая Владимиром, затронула и языческие культы подчиненных ему племен и народов. Главным богом Владимир объявил Перуна «и поставил кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Стремясь воссоздать язычество во всей полноте, Владимир устраивал культовые торжества и игрища, сопровождавшиеся жертвоприношениями, состязаниями и поединками. Летом 983 года после возвращения из похода на ятвягов было решено отпраздновать победу человеческим жертвоприношением. Для этой цели был брошен жребий, который выпал на отрока Иоанна. Отец отказался дать сына княжеским дружинникам и обличал языческих богов: «Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо и землю, и звезды, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!». Разъяренные язычники подрубили опоры дома, крыша и стены его обрушились, отец и сын погибли.

Трагическое событие заставило князя задуматься, во многом переосмыслить свое отношение к язычеству. Сыграло свою роль и то, что европейские христианские державы относились к языческой Руси как к стране варварской, что в определенной мере снижало ее авторитет на международной арене. К этому периоду относится рассказ летописца об испытании вер. Первыми в княжеский дворец явились посланцы волжских булгар, исповедовавших мусульманство. Владимир отверг его как образ жизни, совершенно чуждый славянству. На смену мусульманам пришли католические послы. Князь ответил им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Затем пришли «хазарские евреи», т. е. придерживающиеся иудаизма хазары. Их миссия также закончилась неудачей. Ничего не смогли они ответить на справедливые вопросы Владимира: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?». Наконец из Константинополя прибыл ученый богослов и философ для свидетельства перед князем о православном вероучении. Большое впечатление на Владимира произвела икона, изображающая Страшный суд. «Если хочешь с праведниками справа стать, — обратился к нему философ, — то крестись».

Чтобы окончательно решить вопрос о принятии новой религии, Владимир послал в разные страны специальные посольства. Пришедшие из «греческой земли» не могли скрыть своего восхищения. «…Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Большую роль играла и значительная укорененность к тому времени православия на Руси (достаточно вспомнить князей Дира и Аскольда, крещение княгини Ольги и т. д.). Так окончательный выбор был сделан в пользу православия. Но «гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать веру Христианскую и принять ее святыню рукою победителя» (Николай Карамзин).

Снарядив многочисленное войско и флот, князь Владимир подступил к стенам крымской крепости Корсунь. Осада была долгой и изнурительной, гарнизон и жители города отбивали все приступы русских воинов. Один из сообщников Владимира передал из Корсуни о находящемся к востоку от крепости колодце, из которого вода по трубам поступает к осажденным. После того как этот источник был перекрыт, изнемогшие от жажды горожане вынуждены были сдаться. Взяв город, Владимир послал в Царьград письмо с такими словами: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу: если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». В ответе из Византии говорилось, что непременным условием брака должно быть принятие Владимиром крещения. Князь согласился, и царевна Анна отправилась в Корсунь. «Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и посадили ее в палате. По Божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». «Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир». Продолжая свой рассказ, летописец сообщает далее о торжественном обручении и браке Владимира и Анны. Русское войско оставило Корсунь и во главе с князем возвратилось в Киев.

Став христианином, Владимир со всем усердием взялся за насаждение новой веры в своем народе. Киевляне были крещены в водах Днепра. Согласно церковному преданию, это произошло 1 августа 988 года. Идолы были уничтожены, на их месте спешно возводились деревянные храмы, началось строительство каменной Десятинной церкви. В 992 году была основана Полоцкая епархия — первая на нынешних белорусских землях. Вошла в историю и жена князя Владимира — Рогнеда, которая десять лет прожила в городе Заславле, приняв монашество с именем Анастасия. Набожность и милосердие князя Владимира сделали его героем народных былин, Красным Солнышком.

Протоиерей Павел Боянков

 

 

Крестным ходом отметят в Гродненской епархии 101‑летие явления Пресвятой Богородицы в Августове

13–14 сентября 2015 года состоится крестный ход, приуроченный к 101‑летию со дня чудесного явления Приснодевы русским солдатам в августовских лесах.

13 сентября во Владимирском храме города Гродно будет совершена Литургия (начало в 10.00), после чего от стен храма двинется в путь шествие. Крестный ход пройдет через деревни Барановичи (Гродненский район), Лабно, Ратичи до Преображенского храма городского поселка Сопоцкин. Во время крестного хода состоится чин освящения креста, установленного на братской воинской могиле к 100‑летию начала Первой мировой войны.

Вечером 13 сентября в 18.00, накануне дня памяти Августовской иконы Божией Матери, в Преображенском храме городского поселка Сопоцкин будет совершено праздничное всенощное бдение с литией. Там же 14 сентября утром состоится Божественная литургия.

Августовская икона Божией Матери — почитаемая в Русской Православной Церкви икона Богородицы, написанная в память явления Приснодевы в 1914 году русским солдатам перед битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши).

По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с Младенцем Иисусом Христом. После этого состоялось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся убедительной победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года благословил «чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам». Одна из таких икон прославилась чудотворениями и сейчас находится в Вознесенском Кременском монастыре (Волгоградская область, Россия).

День памяти святого равноапостольного князя Владимира

28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, народы Беларуси, России и Украины отметили памятную дату — день Крещения Руси.

Радость празднования этого события разделяют все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре, для кого опыт христианских подвижников древней Руси и подвиг новомучеников и исповедников веры XX столетия являются зримым воплощением образа Святой Руси — единого духовного Отечества.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этот памятный день во всех храмах и обителях Русской Православной Церкви надлежало совершить торжественные богослужения с совершением по окончании литургии молебна по особому чину.

Также в этом году в ознаменование 1000‑летия со времени преставления святого равноапостольного великого князя Владимира по благословлению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, по окончании Божественной литургии во всех приходах и монастырях Белорусской Православной Церкви благословляется совершить крестные ходы вокруг храмов и совершить праздничный колокольный звон.

←В АКТИВЕ АРМЕЙЦЕВ — ЗОЛОТО И СЕРЕБРО

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика