"Тяжело, но надо". Какой заработок заставляет сборщиков черники гнуть спины

Источник материала:  
18.07.2015 11:32 — Новости Общества

 
В Глусском райпо килограмм свежей черники принимают за 27 тысяч рублей. Сборщики ягод жалуются, что "дужа дзёшава", но исправно несут на приемку наполненные до краев ведра. Вместе с работниками "Белкоопсоюза" мы проследили путь белорусской черники от бабулиных лукошек до этапа шоковой заморозки. Почти 95% заготовленных ягод в итоге уйдут на экспорт.




Черника "проспала" и размером не вышла

Урожай черники в этом году огорчает заготовителей. В период цветения и завязки выдались холодные ночи. Ягода "проспала" вплоть до наступления жары и внешне не удалась – получилась мелкой. Только в последнюю неделю народ понес более красивую ягоду, наблюдает заготовитель Людмила Макаревич. Ее рабочее место находится в лесу – мечта для многих горожан. В хорошие дни на пару с водителем она собирает до полтонны черники.




Еще одна особенность этого года – повсеместно закрытые леса. По словам заготовителя, несмотря на запрет, люди за ягодами ходили. А с недавних пор в районе разрешили собирать чернику официально.

Пенсионерка Тамара Алексеевна Иванова за сезон заработала больше 2 миллионов рублей. Говорит, что старается ходить в лес почти каждый день. Сегодня за 5 часов собрала почти 12 килограммов и получила 317 тысяч. Все заработанное пойдет "на жизнь" – внуков нет, дети взрослые. Женщина считает, что такая работа стоит гораздо больших денег: "Когда жарко, потом заливаешься, и в глаза пот, куда хочешь". Но ходить в лес будет, пока есть силы. "Ну а что делать? На лавочке сидеть или на диване лежать?".




Даша и Вика проводят школьные каникулы с пользой – возвращаются из леса с черными губами и зубами. Сегодня они помогали бабушке, которая выручку за ягоды планирует потратить в том числе на покупки внукам к школе. Вера Константиновна больше других жалуется на то, как дешево у нее принимают товар.

– Знаеце, як цяжка браць? Так цяпер хоць пахаладала трохі, а так жа вадні не даюць спасу, камары. Ідзем у 6 утра. Бяром, бяром ягады, а грошай няма, – не перестает удивляться бабушка. – У мяне тоже вон дочка з Магілева прыехала. Яна кажа, хай залатыя будуць, но я не паеду, не хачу. Это труд, это очень большой труд.




Кругом одни пенсионеры. У Леонида Васильевича – пенсия 3 миллиона, больная жена и внучка-сирота. Его семье денег не хватает на питание: хоть и живут в деревне, все основное нужно покупать. Вот и приходится горбить спину. "Тяжело, но надо", – других вариантов подработать у этой семьи нет.


За сезон можно заработать до 4-5 тысяч долларов

Вообще в деревне, откуда пришли пенсионеры, многие промышляют ягодой. Это универсальная подработка. Чтобы собрать за день больше, мастерят специальные "комбайны", которые словно причесывают веточки черники. Получается собрать раза в три быстрее, чем руками. Главное, говорят местные, работать комбайном аккуратно, а то "некаторые вообще бягом бягуць, ягада мокрая, веткі з корнем вырываюцца".


Самодельный "комбайн" для сбора ягод

Заготовитель Людмила Макаревич уверяет, что комбайном под силу собрать за день три больших 10-литровых ведра и заработать около миллиона. В хорошие годы местные жители даже берут семьями отпуска и за сезон выручают до 4-5 тысяч долларов. Но для этого нужно с утра до ночи проводить в лесу.

Черника – самая прибыльная ягода. На рынке ее можно продать еще дороже – 40-50 тысяч за килограмм. Голубика ценится меньше – работники Белкоопсоюза предполагают, что в этом году будут брать ее по цене 15-20 тысяч за килограмм. Стоимость клюквы очень зависит от урожайности – в прошлом году ее принимали за 40 тысяч. Выставлена цена также на черную смородину – 7 тысяч за килограмм, вишню – 5 тысяч, лисички – 30 тысяч. Садовую ягоду и грибы пока несут слабо.

Раньше за килограмм ягод давали килограмм сахара

Начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана Скиндер пытается пояснить местным жителям, что цены устанавливаются вполне рыночные. "Когда я была ребенком, за килограмм ягоды давали килограмм сахара. Сейчас сколько сахар стоит? 12 тысяч. То есть мы даем в два с чем-то раза больше, а раньше было один к одному". Бабушки одобрительно улыбаются: пожаловаться они готовы, но на рынок за большей прибылью идти не хотят.


Приемка ягод в одном из сельских магазинов

Помимо передвижного пункта заготовки, ягоды готовы принять у населения в каждом магазине, даже в автолавках. В некоторых деревнях заготовителями становятся желающие "на дому" – с ними заключают договор, и они собирают ягоды у местных. Но больше всех зарабатывают заготовители, у которых есть собственный транспорт. Им выплачивают 1200 рублей с килограмма. "Вот сегодня одна моя работница привезла тонну на цех, 1 миллион 200 тысяч люди заработали за день. Не хотите к нам пойти заготовителем?", – шутит начальник производства Глусского райпо Ольга Галинская.




– Забираем почти всю ягоду. Самое важное, чтобы было по минимуму зеленых ягод, чтобы не было песка, потому что дикорастущая ягода не моется. Черника не должна быть мокрой, перезревшей, когда проводишь ладошкой, она должна перекатываться. Как правило, если ягода собрана здесь и ее сразу же понесли сдавать, она хорошая.

Проверка у радиолога обязательна

Глусский край считается очень чистым. Поэтому ягоды, которые заготовители принимают у местных жителей, на месте на радиацию не проверяют. И только если видят "чужих", например, тех, кто приехал на машине с гомельскими номерами, предлагают подъехать в цех и там пройти проверку.


Прибор, который измеряет радиационный фон в микрорентгенах

Перед отправкой ягод на переработку, проверяют их в обязательном порядке. Сначала смотрится радиационный фон: если прибор показывает больше 30 микрорентген в час, ягоду из этого ящика ожидает дополнительный контроль. Отбирается проба, и уже в лаборатории ее исследует прибор, который дает результат в беккерелях. Для черники предельно допустимой нормой считает 185 беккерелей.

– Вот сегодня Кировск к нам привозил чернику, одна проба была – 187,7 беккереля. Но средняя у них получилась 115, поэтому мы ягоду взяли, – объясняет принцип своей работы инженер-радиолог Наталья Гизун.Недавно Лельчицы пытались сдать с 200 и больше беккерелей. Они сразу уехали, не спорили с нами.


В колонке справа – результаты лабораторных исследований. Практически вся черника вписывается в предельно допустимый норматив – 185 беккерелей.


Ягоды с большим превышением утилизируют

Максимальное превышение, которое фиксировали в Глусском райпо, – 4,5 тысячи беккерелей, рассказывает начальник производства. Ягоду привезли в плетеных корзинках из лозы – якобы ее совсем недавно собрали в местном лесу.




– Радиолога не было, я выхожу, измеряю, а у меня стрелка хоп – и упала. Беру пробу, ставлю в стационарный прибор, он две минуты считает и выдает результат – 4,5 тысячи. Понятное дело, никто не признается, откуда черника. И никакой инструкции, что делать в такой ситуации, нет. Я взяла перчатки и помяла руками чернику, чтобы ее больше никуда не сдали.


Для садовой ягоды норма – 70 беккерелей, для свежих грибов – 370. В крыжовнике, смородине, вишне, которую привозят в райпо, как правило, результаты по нулям.

Конечно, если съесть за лето пару стаканчиков черники с превышением уровня радиации, ничего плохого не будет, объясняют специалисты. Проблема в том, что тяжелые металлы накапливаются в организме и не выводятся. Поэтому нужно очень внимательно относиться к тому, где покупаешь ягоды. Несанкционированных рынков лучше избегать.


Этап шоковой заморозки

После проверки у радиолога ягоды отвозят в камеру охлаждения. Дождавшись своей очереди, черника (смородина, вишня и так далее) попадает на транспортер, где автоматика моет ягоды, если это требуется, очищает от мусора и листьев.




Следующий этап – шоковая заморозка. При температуре минус 40 градусов ягоды "подпрыгивают" на ленте и падают уже замерзшие. Преимущество шоковой заморозки в том, что в размороженном виде ягоды не расползаются, не текут, полностью сохраняют свою форму.




В конце чернику фасуют в 25-килограммовые бумажные мешки и увозят в холодильную камеру, где она может благополучно храниться 15 месяцев. В межсезонье заготовители фасуют ягоду в прозрачные контейнеры и продают в розницу. Кроме того, заготовленные ягоды используются в промышленности – для изготовления варенья, соков, компотов.

Часть продукции поступает в школьные столовые или на хлебокомбинаты для приготовления кондитерки. И самое главное, черника – экспортный товар, большими партиями она уходит в Польшу, Литву, Россию. По словам начальника управления заготовок Белкоопсоюза Оксаны Скиндер, около 95% белорусской ягоды уходит на экспорт.




Оборудование, которое нам показали в Глусске, для "Белкоопсоюза" передовое и используется пока всего на нескольких производствах в стране. Чаще всего, ягоду очищают с помощью простых вентиляторов и замораживают в обычной холодильной камере.
←"Наши проблемы после Африки кажутся смешными". Что увидели белорусские волонтеры в Камеруне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика