"Наши проблемы после Африки кажутся смешными". Что увидели белорусские волонтеры в Камеруне
18.07.2015 11:19
—
Новости Общества
Артем Ткачук из Лиды бросил истфак гродненского университета, уехал за любимой девушкой в Польшу, а оттуда вместе с ней на восемь месяцев – в Камерун. В Африке молодые белорусы работали в детском доме, которым руководит польский священник из ордена доминиканцев. О своем опыте волонтерства парень рассказал TUT.BY.
Лететь решили в один вечер
"Когда я закончил второй курс, моя девушка Марта поступила в университет в Познани. Чтобы быть с ней, я целый год готовился к экзаменам и после третьего курса тоже смог поступить", – вспоминает Артем. Сейчас он уже бакалавр политических наук, а через год сможет стать магистром международных отношений.
"Мы давно хотели куда-нибудь поехать – в далекую, экзотическую страну. И были близко связаны с католической церковью: участвовали в общественной жизни, ходили в паломничества, слышали о работе миссионеров", – вспоминает Артем то, как родилась идея пожить в Африке. Однажды на воскресной службе в церкви выступал миссионер, который собирал деньги и приглашал всех желающих к себе в Камерун. В тот же вечер пара решила, что нужно ехать.
Дети учатся в обычных школах: все образование в Камеруне платное, за воспитанников платит миссия. Работа в приюте очень разная: это и дополнительные занятия с детьми, и работа по хозяйству, и очень много бумажной работы со спонсорами.
Большую часть поддержки миссия получает от частных лиц – сотен тех, кто уже годами каждый месяц перечисляет небольшие суммы. "Например, чьи-то пять долларов – это для ребенка возможность неделю каждый день добираться до школы и там еще что-то съесть", – объясняет Артем. Получать деньги от фондов сложнее – это налаженный устоявшийся рынок, на который сложно выйти.
Например, руководитель их приюта до того, как уйти в монастырь, закончил магистратуру по зоотехнике, а сейчас разводит кроликов, кур, собак и голубей. Бывали случаи, когда на деньги от продажи одной породистой собаки удавалось целый год платить зарплату кухарке.
Польский священник отец Дариуш уже более 20 лет работает в Камеруне. Когда начинал, то от одной местности, которую он обслуживал, до другой приходилось ездить по 200 км. Сейчас там уже отдельные приходы и много священников из местных. Всего польских миссионеров около 100, новых уже не приглашают – хватает своих молодых кадров.
"Нам пришлось делать три кратковременные визы, и каждая стоила 100 евро, даже двухдневная "виза на выезд". За двоих вместе – 600 евро, приличные деньги", – вспоминает Артем.
"Приезжаешь в Беларусь и не можешь нарадоваться самым банальным вещам. Наши социальные проблемы после Африки кажутся просто смешными", – считает Артем. С момента возвращения домой прошел уже месяц, а он все еще не может наесться. Там белорусам приходилось есть лишь дважды в день, чтобы не отличаться от других: утром два яйца с хлебом, салатом и чаем, вечером что-то посерьезнее.
Но миссии делают то, что могут: содержат 40 детей, еще для 200 оплачивают школу. "Государственные школы там не очень дорогие, но, думаю, и в Беларуси не всем просто было бы платить, например, 200 долларов в год за своего ребенка", – считает Артем.
Есть в Камеруне традиции, которые могут показаться нам архаичными. Например, там узаконена полигамия: при первой женитьбе просто нужно указать, будет ли мужчина в будущем брать еще жен. "Есть идейные многоженцы, которые хранят верность своим женам и семьям, а есть моногамные мужчины, которые ходят направо и налево. Все как везде", – говорит Артем.
У нас родители отдают лучшее детям, там все наоборот. Сначала за стол садятся родители, детям остаются объедки. Младший не может сам начать разговор со старшим и даже дотрагиваться до него. Иерархия там очень строгая, при этом такие же порядки и в приюте, где работали Артем и Марта. "Например, на Пасху к столу сначала подходит священник, потом мы, потом все остальные от старшего к младшему. Некоторые вещи там просто не изменишь".
"Нас удивило, как мало они там спят. Мы ложились спать, когда они еще не спали, а вставали, когда они уже не спали. Даже в выходные поспать для них дольше – это означает встать в 6 утра", – говорит Артем.
В приюте живут дети от 3 лет и несколько уже взрослых "детей". "Тут действует правило христианской любви, – объясняет Артем. – Если парню 21, он не сдает выпускной экзамен и должен повторять год в школе, а из родных у него никого нет, то как его выгонишь?" Таких воспитанников, кому уже за 20, в приюте 6-7 человек.
В Камеруне пробиться куда-нибудь из низов невозможно, говорит Артем. Он приводит пример девочки из деревни, которая закончила школу, миссия оплатила ей гостиничные курсы и она устроилась в отель. Она получает 70 долларов в месяц – это хорошая зарплата. "Наша работа сделана – человек устроен. А ее дети пойдут уже дальше".
Пока же пара готовиться к свадьбе. В перспективе Артем и Марта хотели бы жить и воспитывать детей в Беларуси: "Хочется еще поработать за границей, пожить где-то, получить опыт, а в будущем – обязательно вернуться".
Лететь решили в один вечер
"Когда я закончил второй курс, моя девушка Марта поступила в университет в Познани. Чтобы быть с ней, я целый год готовился к экзаменам и после третьего курса тоже смог поступить", – вспоминает Артем. Сейчас он уже бакалавр политических наук, а через год сможет стать магистром международных отношений."Мы давно хотели куда-нибудь поехать – в далекую, экзотическую страну. И были близко связаны с католической церковью: участвовали в общественной жизни, ходили в паломничества, слышали о работе миссионеров", – вспоминает Артем то, как родилась идея пожить в Африке. Однажды на воскресной службе в церкви выступал миссионер, который собирал деньги и приглашал всех желающих к себе в Камерун. В тот же вечер пара решила, что нужно ехать.
Пять долларов – неделя в школе для ребенка
Артем и Марта вылетели в начале октября прошлого года, а вернулись месяц назад – 11 июня. В Камеруне они работали не в классической миссии, а, скорее, в детском доме: "Там нет церкви, прихода, это просто дом, где живет 40 сирот и полусирот. Руководят приютом местная семейная пара и монах-поляк".Дети учатся в обычных школах: все образование в Камеруне платное, за воспитанников платит миссия. Работа в приюте очень разная: это и дополнительные занятия с детьми, и работа по хозяйству, и очень много бумажной работы со спонсорами.
Большую часть поддержки миссия получает от частных лиц – сотен тех, кто уже годами каждый месяц перечисляет небольшие суммы. "Например, чьи-то пять долларов – это для ребенка возможность неделю каждый день добираться до школы и там еще что-то съесть", – объясняет Артем. Получать деньги от фондов сложнее – это налаженный устоявшийся рынок, на который сложно выйти.
Продал щенка – заплатил за год кухарке
Есть там и католические миссии в стереотипном понимании: с костелом, домом священника, плантациями бананов и ананасов. "Это в каком-то смысле аналоги наших колхозов. Важно дать местным работу: например, один из священников устроил целый деревообрабатывающий цех. В Африке у ксендзов много светских дел, их служение очень социальное", – говорит Артем.Например, руководитель их приюта до того, как уйти в монастырь, закончил магистратуру по зоотехнике, а сейчас разводит кроликов, кур, собак и голубей. Бывали случаи, когда на деньги от продажи одной породистой собаки удавалось целый год платить зарплату кухарке.
Польский священник отец Дариуш уже более 20 лет работает в Камеруне. Когда начинал, то от одной местности, которую он обслуживал, до другой приходилось ездить по 200 км. Сейчас там уже отдельные приходы и много священников из местных. Всего польских миссионеров около 100, новых уже не приглашают – хватает своих молодых кадров.
Виза на три месяца – 100 евро
Поездка в Камерун обошлась белорусам недешево. Жить там восемь месяцев Артем и Марта смогли только благодаря помощи друзей, знакомых и католиков Гродненщины, ведь миссия обеспечила лишь едой и крышей над головой. С разрешения гродненского епископа Александра Кашкевича перед поездкой пара собирала средства в приходах области – в общем удалось собрать около 10 тысяч долларов. Деньги сразу перечислили в Африку, из них потом оплатили перелеты."Нам пришлось делать три кратковременные визы, и каждая стоила 100 евро, даже двухдневная "виза на выезд". За двоих вместе – 600 евро, приличные деньги", – вспоминает Артем.
После Африки белорусские проблемы кажутся смешными
"Там все по другому", – несколько раз во время разговора повторяет парень. Именно поэтому в Беларуси сложно говорить о Камеруне: "Для наших людей это полная абстракция – даже стереотипов особых нет". Там, как и везде, хватает контрастов: соседствуют ветхие хижины в тени пальм и дорогие джипы у огромных домов. Среднего класса там почти нет: люди или очень бедные, или очень богатые. Поэтому простому жителю Камеруна нереально получить визу в европейскую страну – нужны миллионы."Приезжаешь в Беларусь и не можешь нарадоваться самым банальным вещам. Наши социальные проблемы после Африки кажутся просто смешными", – считает Артем. С момента возвращения домой прошел уже месяц, а он все еще не может наесться. Там белорусам приходилось есть лишь дважды в день, чтобы не отличаться от других: утром два яйца с хлебом, салатом и чаем, вечером что-то посерьезнее.
Нет соцзащиты, но есть многоженство
В Камеруне, по словам Артема, нет соцзащиты, бесплатной медицины и образования, государственных детских домов – нуждающимся помогают общественные инициативы. Здесь нет даже общественного транспорта, зато есть развитая сеть дешевых такси. "Бывает, идешь по столице и видишь психически больного человека – он лежит под пальмой голый, грязный, заросший и никому не нужный. Общество в этом тоже виновато".Но миссии делают то, что могут: содержат 40 детей, еще для 200 оплачивают школу. "Государственные школы там не очень дорогие, но, думаю, и в Беларуси не всем просто было бы платить, например, 200 долларов в год за своего ребенка", – считает Артем.
Есть в Камеруне традиции, которые могут показаться нам архаичными. Например, там узаконена полигамия: при первой женитьбе просто нужно указать, будет ли мужчина в будущем брать еще жен. "Есть идейные многоженцы, которые хранят верность своим женам и семьям, а есть моногамные мужчины, которые ходят направо и налево. Все как везде", – говорит Артем.
У нас родители отдают лучшее детям, там все наоборот. Сначала за стол садятся родители, детям остаются объедки. Младший не может сам начать разговор со старшим и даже дотрагиваться до него. Иерархия там очень строгая, при этом такие же порядки и в приюте, где работали Артем и Марта. "Например, на Пасху к столу сначала подходит священник, потом мы, потом все остальные от старшего к младшему. Некоторые вещи там просто не изменишь".
Из низов пробиться почти невозможно
В приюте дети встают очень рано – в 5 утра или даже раньше. В 6.00 проходит богослужение, в 7.30 уже нужно быть в школе, а до выхода нужно успеть убрать закрепленную за тобой территорию, помыть полы и т. д. Дети возвращаются в 14.00 и начинается "разнос" – всеми нужно заняться: кому-то дать работу, чтобы не сидел без дела, кому-то помочь с учебой, для кого-то провести дополнительные занятия. В 18.00 молитва, после нее тоже занятия, например, по основам польского – гостей из Польши хватает и дети должны уметь сказать хотя бы пару фраз. К 22.00 обычно занятия заканчиваются."Нас удивило, как мало они там спят. Мы ложились спать, когда они еще не спали, а вставали, когда они уже не спали. Даже в выходные поспать для них дольше – это означает встать в 6 утра", – говорит Артем.
В приюте живут дети от 3 лет и несколько уже взрослых "детей". "Тут действует правило христианской любви, – объясняет Артем. – Если парню 21, он не сдает выпускной экзамен и должен повторять год в школе, а из родных у него никого нет, то как его выгонишь?" Таких воспитанников, кому уже за 20, в приюте 6-7 человек.
В Камеруне пробиться куда-нибудь из низов невозможно, говорит Артем. Он приводит пример девочки из деревни, которая закончила школу, миссия оплатила ей гостиничные курсы и она устроилась в отель. Она получает 70 долларов в месяц – это хорошая зарплата. "Наша работа сделана – человек устроен. А ее дети пойдут уже дальше".
Чтобы реально помочь, нужно работать десятилетиями
Молодым людям сложно разделить моменты помощи людям и приключения в их поездке. "Не хочется идеализировать наше служение", – скромно говорит Артем и добавляет, что пара могла бы в будущем поехать еще раз. Помочь людям там реально, но для этого нужно работать десятилетиями. Если кто-то из Беларуси захочет побыть волонтером, Артем и Марта готовы помочь организовать поездку.Пока же пара готовиться к свадьбе. В перспективе Артем и Марта хотели бы жить и воспитывать детей в Беларуси: "Хочется еще поработать за границей, пожить где-то, получить опыт, а в будущем – обязательно вернуться".