"Я не считаю, что это мода". Сколько зарабатывают репетиторы и можно ли поступить в вуз без них
13.05.2015 13:06
—
Новости Общества
В поисках героев для материала мы просмотрели несколько площадок с рекламой от репетиторов. Оказалось, что действующих школьных учителей среди них немного. В основном это преподаватели, которые когда-то попробовали себя в репетиторстве, почувствовали разницу в оплате и ушли работать "на себя".
Помощь абитуриентам готовы предложить также вузовские преподаватели, авторы учебных пособий. Общаются с журналистами они неохотно, уверяя, что занимаются репетиторством не от хорошей жизни, и в университете их "могут неправильно понять".
Рекламу также дают студенты – они настаивают на том, что недавно сами успешно прошли тестирование и, как никто другой, знают все нюансы.
В среднем стоимость одного часа занятий сегодня стартует с 7 долларов. Некоторые преподаватели оценивают себя гораздо выше и зарабатывают по 25 долларов за занятие. Хотя объективно оценить стоимость услуг репетиторов по объявлениям тяжело: продолжительность занятий за одну и ту же цену может варьироваться от 45 минут до 2 часов.
Методики работы с абитуриентами предлагают разные: от индивидуальных занятий один на один с репетитором до занятий в группах из 4-5 человек. Практикуется формат обучения онлайн – когда учитель и ученик общаются по скайпу.
Некоторые репетиторы удивляют своей многогранностью: они пишут, что готовы с одинаковым успехом подготовить ученика к ЦТ по физике, математике, химии или английскому языку. Выделяются среди общей массы объявлений и те, кто гарантирует "экпресс-подготовку", – всего за несколько месяцев до начала ЦТ.
Мы поговорили с репетиторами, предпочитающими более традиционный подход к обучению. Они заверили нас, что в большинстве своем заниматься к ним приходят сознательные дети, которые настроены на высокий результат. Но бывают и неприятные исключения. Некоторые хитрецы умудряются обманывать и родителей, и репетиторов. Одним говорят, что ходят к репетитору, другим – что в семье материальные проблемы, а деньги кладут к себе в карман.
Большинство специалистов оказались единодушны в том, что востребованность их профессии сегодня объясняется проблемами в школе.
Профессиональный репетитор – ИП
Для Надежды Воcковцевой репетиторские услуги по математике – основной способ заработка. В свое время она успела немного поработать в школе, потом несколько лет – в институте, снова вернулась в школу и через месяц сбежала "на вольные хлеба". Считает неподъемным тот объем бумажной волокиты, который падает на голову учителя. Да и зарплата – за пределами ее понимания: "Как можно растить за эти деньги детей, я не представляю".
Общий стаж репетиторства у специалиста – 16 лет. В 2013 году репетитор проверила свои знания на ЦТ по математике и получила 100-балльный сертификат. На собственном опыте Надежда Вошковцева убедилась в том, что на тестировании не предлагают ничего сверхординарного. Большинство задач – уровня учебника.
– Я не считаю, что это мода. Одна из проблем в том, что из школ убрали специализацию. Сейчас спецклассы постепенно возвращают, поэтому я думаю, что через пару лет мы увидим результаты. А еще… Думаю, большинство репетиторов с радостью дарили бы свой профессионализм школе, если бы были условия. У меня есть дети, которым урок математики заменяет учитель географии. О чем тут можно говорить?
При небольшой загрузке – 2-3 урока в день – Надежде удается зарабатывать в месяц 5-6 миллионов рублей. Работая в школе на полную ставку, предполагает учитель, она получала бы не больше 3,5 миллиона – вот в чем принципиальная разница. А если репетитор займет себя на 40 часов в неделю, он сможет зарабатывать не меньше 10 миллионов. Одно занятие у Надежды Воcковцевой стоит 8 долларов.
Насколько оправданы такие траты для абитуриентов? Репетитор считает, что все зависит от финансов родителей. Задания построены таким образом, чтобы поднять "закоулки памяти", систематизировать все, что было изучено в предыдущие годы.
– У меня есть дети, которые при всех своих 10 баллах много чего элементарного не знают. Я бы сказала, что без репетитора поступить практически невозможно. Материал в школе подается разрозненно.
Надежда Воcковцева гордится тем, что все абитуриенты, которые у нее занимались, поступили в вуз. Правда, одного из них после первой сессии отчислили за непосещение – это одно из главных разочарований репетитора.
Школьный учитель
Анастасия преподает английский язык в одной из минских школ. Трудовой стаж – 4 года, из них 2 последних года она подрабатывает репетитором. Собеседница отказалась прислать в редакцию свою фотографию (по тем же причинам мы не указываем ее фамилию). Вообще найти школьного учителя, который открыто рассказывает о своей подработке, оказалось непросто. Большинство из них занимаются индивидуально с небольшим числом учащихся, поэтому зачастую отказываются от официального оформления. Анастасия в этом году готовит к ЦТ всего одну девушку, остальные ученики – из начальной и средней школы. В прошлом году абитуриентов у нее было больше. По словам специалиста, в итоге все они поступили в вузы.
Последовательность в учебе зависит от характера абитуриента, считает учитель. "Была у меня девочка, по которой было видно, что ей это надо – она все готовила, все учила, каждое занятие приходила подготовленная. А были и те, кто постоянно то не успевает выучить, то готовится к выпускному, то танцует вальс – отговорки могут быть разными".
Анастасия уверяет, что и на школьных уроках, и на индивидуальных занятиях она использует одинаковую методику. Но к тестированию в школе детей не готовит – упор делает на выпускной экзамен. Ответственность за тестирование, как ни странно, ложится на плечи репетиторов. "Они уже готовятся самостоятельно, отдельно от школы", – поясняет учитель. Все ребята, выбравшие английский для тестирования, обязательно занимаются дополнительно – такова тенденция последних лет.
– Мне кажется, что подготовиться к тестированию без репетитора нельзя. Я сама проделываю все эти тесты и понимаю, что вот это выражение было в книжке за 8 класс, это за 9-й, я даже помню, на какой странице. А дети книжки сдали – и все. Откуда они помнят, какое там было слово, какой там был предлог? В любом случае нужна помощь со стороны – систематизация.
За час занятий Анастасия запрашивает сумму в 10 долларов. Говорит, что эта работа ей по душе, и дело не только в деньгах. "Мне нравится что-то объяснять, рассказывать, думаю, занималась бы репетиторством, даже если бы в школе больше платили".
Студент
Каролина Комар-Стаховская еще совсем недавно сама сдавала ЦТ, а сегодня готовит к нему абитуриентов. Ее конек – белорусский и турецкий языки. Спрос на подготовку к тестированию по родному языку оказался для девушки сюрпризом.Дело в том, что сама студентка к репетиторам никогда не обращалась. Учебы в лицее БГУ и самодисциплины ей хватило для того, чтобы сдать тест по белорусскому языку на 98 баллов. Сегодня она учится на 2 курсе факультета философии и социальных наук БГУ и работает в частной фирме переводчиком.
– Рэпетытарствам я займаюся з пачатку гэтага года. І прыйшла мне гэтая думка неяк так дзіўна – на вуліцы. Калі мы з сяброўкай ішлі і гаварылі па-беларуску, да нас падыйшла нейкая жанчына і прапанавала займацца з яе сынам беларускай мовай. І мы тады падумалі: оба-на! Мы можам, аказваецца, вучыць дзяцей! Змясцілі аб’явы свае на сайце і неяк так пайшло-паехала патрошку.
Своей фишкой Каролина считает отсутствие барьера между учеником и учителем. Она по-дружески делится опытом с ребятами, которые моложе ее всего на несколько лет.
Дружескую помощь, конечно же, Каролина оказывает не бесплатно. За 1,5 часа занятий она получает 12 долларов. Занимается с 5 учениками по 2 раза в неделю – в месяц выходит около 350-400 долларов. Для студентки – это неплохое подспорье.
– Мне кожны тыдзень тэлефануе па 2 чалавекі новыя, і я ўжо проста вымушана адмаўляць ім, таму што часу няма. Неглядзячы на тое, што я пакуль без вышэйшай адукацыі, ўсё роўна гэтыя паслугі запатрабаваныя. Я не магу сказаць, што абавязкова трэба браць рэпетытара, не ва ўсіх у гэтым ёсць патрэба. Але для замацавання ведаў некаторым можа быць патрэбна падтрымка.
Преподавать Каролина мечтала давно и в будущем хочет продолжить заниматься репетиторством, несмотря на то, что в вузе получает другую специальность. Студентка уверена, что таких, как она, кормит безответственное отношение некоторых учителей к своим обязанностям.
– Цяпер дзеці ўжо з 8-га класа пачынаюць браць рэпетытараў. І настаўнікі, напэўна, перастаюць адчуваць адказнасць за тое, каб навучыць дзяцей. У нас гэта вельмі моцна адчувалася, напрыклад, у 9 класе, калі перад экзаменам па гісторыі амаль што ўсе мелі рэпетытараў. І настаўніца часам казала на занятках: так, а вы с рэпетытарам гэта прайшлі? Яны адчуваюць, што адказнасць падзелена.
Преподаватель вуза
Аркадий Васильевич (имя изменено) более 40 лет работает в одном из педагогических вузов республики. Имеет ученую степень кандидата физико-математических наук. Говорит, что зарплата у доцента не намного выше, чем у школьного учителя, поэтому за репетиторство держится. Проводит индивидуальные занятия на регулярной основе уже 5-6 лет, одновременно ведет до 15 учеников. Преподаватель уверен: такую нагрузку ему обеспечивает бестолковая молодежь, которая сегодня идет в школьные учителя.– То, кого мы сейчас выпускаем (в педуниверситете. – TUT.BY), это не учителя. Знаете, это неизвестно что… Мне даже стыдно об этом говорить. К нам заведомо приходят худшие дети, причем не просто худшие, а худшие из худших. Я веду занятия, а человек на уровне 8-9 класса не понимает математику! И вот такой учитель идет в школу! А мораль какая? Зарплата у учителя в школе низкая, об этом всем известно, но все молчат, в высокие материи начинают вдаваться.
Никто из тех, у кого репетиторствовал Аркадий Васильевич, даже мысли не допускал о том, чтобы пойти в педагоги. По словам преподавателя, к репетитору по физике, в основном, приходят ребята, которые планируют поступать на престижные специальности в сфере IT.
Разница между школьными отметками и реальными знаниями у абитуриентов сегодня огромна, считает преподаватель. Не в пользу учащихся. Но, как правило, и сами абитуриенты, и их родители понимают, что школьные 7-8 баллов совсем не означают такую же отметку на тестировании.
Главное, что нужно для хорошего результата на ЦТ по точным наукам, считает репетитор, – это нормальная база. Если ребенок с трудом разбирается в простейших уравнениях, мало кто из специалистов вытянет из него высокие баллы.
– Большая ошибка – гнать ребенка к репетитору из-под палки, если это "не его". Ты посмотришь: ну какой тут вуз? Шел бы ты, парень, в техникум учиться, в ПТУ, как раньше называли, получил бы профессию строителя, токаря хорошего, которые в России получают в 10 раз больше, чем профессора, и шел бы работать…
При этом своей самой большой гордостью преподаватель считает 60 баллов на ЦТ от изначально нулевого абитуриента.
– Ко мне пришел парень спустя 8 лет после окончания школы, строитель. На первых занятиях смотрю: ну ноль полный, и по математике, и по арифметике, и по физике. И вот я три занятия провел, думаю, нет, наверное, откажусь. А он усердно ходил, делал все домашние задания и в итоге получил на тестировании около 60 баллов. И я им горжусь больше, чем теми, кто у меня 90 баллов получил.
В отличие от многих вузовских преподавателей, Аркадий Васильевич просит за свою работу среднюю оплату – 10 долларов за полтора часа. По его мнению, такая стоимость вполне соответствует трудозатратам.
Репетиторы выделили несколько типичных ошибок, которые допускают абитуриенты во время подготовки к ЦТ:– Приходят заниматься к репетитору слишком поздно. Здесь мнения специалистов разделились: некоторые считают, что готовиться к ЦТ лучше с 9-10 класса. Другие уверены, что на каникулах после 10 класса вся информация у подростков "выветривается", и это напрасная трата денег. Но 11-классникам лучше обращаться к специалистам как можно раньше – в августе или сентябре, ведь за год нужно освоить объемный материал.
– Оценивают свои знания по среднему баллу в школе. По мнению многих педагогов, знания в школе сегодня оцениваются не всегда адекватно, отличников "тянут на медаль". Поэтому не стоит слепо доверять вердикту школьного учителя.
– Слишком много надежд возлагают на репетитора, которого нужно рассматривать только как вспомогательный инструмент. Самые хорошие результаты получает тот, кто занимается для себя, а не для репетитора.
– Невнимательно относятся к выбору репетитора. Лучший способ – пользоваться рекомендациями знакомых, проверять информацию о репетиторе, спрашивать подтверждения его достижений.
– Занимаются с репетитором в больших группах (4-8 человек). Стоимость таких занятий должна быть гораздо ниже рыночной, поскольку эффективность их заметно снижается.
– Делают большие перерывы в занятиях. Родители зачастую сами разрешают детям пропускать занятия на каникулах или во время длинных праздников. Специалисты подчеркивают: важно, чтобы процесс подготовки шел непрерывно, тогда шанс на успех гораздо выше.
– Занимаются с репетитором больше 2 раз в неделю. Как правило, в таких случаях абитуриенты не успевают полноценно готовиться к занятиям, а это важная часть подготовки. Деньги выбрасываются "на ветер".
– Покупают много пособий для подготовки к тестированию, но игнорируют школьные учебники. Нужно пойти в обычную школьную библиотеку, взять учебники по предмету за все годы и проштудировать их от "а" до "я". Специалисты уверяют, что в этом случае половина успеха гарантирована.