Жизнь молодых педагогов в глубинке. Конкурс "Летописец": ностальгия по фольклорной практике
27.01.2015 10:53
—
Новости Общества
На волне эпичного покорения игры ринго и под впечатлением от большой поездки в Минск школа на неделе решила не сбрасывать обороты собственной активности, а напротив, раскрутить темп до нереальных высот. Всему "виной" (в кавычках, разумеется) наш уважаемый учитель истории С.В., которая по-хорошему взбудоражила школу новой задумкой и закрутила всех нас в уникальное глобальное историко-фольклорно-этнографическое мероприятие – конкурс "Летописец". Я тогда не подозревал, что перерастет оно в огромную, прекрасную, аутентичную неделю истории с интереснейшими сюжетами, которые можно было не только посмотреть – как в бессмертной "Кавказской пленнице", в похищении невесты можно было еще и поучаствовать.
В чем заключалась суть конкурса? Каждый класс получил задание – в течение недели обойти уважаемых жителей деревни (желательно преклонного возраста), поговорить с ними, попросить рассказать какую-нибудь историю, сказку, легенду, или спеть песню, или поделиться фактом из жизни деревни давнишних времен – в общем, всё, что угодно, связанное с исторической памятью этого края. По итогам этих путешествий планируется выпуск первого номера нашего школьного журнала "Летописец", посвященного истории родного края, людям, прожившим здесь жизнь и отдавшим этой земле труд, любовь и заботу.
На мой взгляд, нет ничего более полезного с точки зрения воспитания (можете называть его "патриотическое воспитание") молодого поколения, чем такие походы. Никакие тонны классных кабинетных часов соответствующей тематики не заменят и минуты пребывания в доме бабушки, которая прошла войну.
А тут пройти, поговорить, записать на диктофон, оформить – это же вторая фольклорная практика! Меня накрыла сумасшедшая ностальгия по студенческим временам, когда мы, филфаковцы-первокурсники, разъезжали по деревням Беларуси, собирали сказки-легенды-тосты-песни-частушки и дивились широте душевной нашего народа. Но это было в неосязаемом уже 2007-ом, и желание организовать себе дежа-вю во мне возобладало, посему я с удовольствием подвязался литературным редактором и корректором процесса и отправился в поход не только со своим подшефным пятым классом.
Кухню подобного дела я знал изнутри, поэтому представлял, насколько это титанический филологический труд – разобрать подобные фольклорные единицы и перевести их из аудиоформата (дети ходили с диктофонами) в формат текстовый (у меня тогда на написание дневника фольклорной практики ушел ровно месяц с учетом того, что собирали материал мы всего чистых три дня). Разумеется, детям (особенно младшим классам) поднять такую махину в одиночку не под силу, поэтому будем считать, что всё, изданное на выходе, – это продукт нашего коллективного творчества. Получается, статья эта, по совести, не моего пера – писали мы ее совместно, так что смело можно ее квалифицировать как фольклорную единицу. Дети поработали очень солидно и собрали материал такого качества, будто – ей-Богу! – здесь трудилась группа студентов. Не имею морального права оставить это начинание без внимания – весь пилотный номер первого в истории Жилиховской школы журнала "Летописец" вашим глазам являю.
Первой Владимир Васильевич (61 год) работал в школе с 1997 по 2009 гг. Сам родом из села Песочное, приехал сюда по направлению, и остался жить (супруга из местных жителей – преподавала русский и белорусский язык). Закончил Минский государственный педагогический университет им. М.Горького (теперешний БГПУ им. М.Танка). Он помнит школу (тогда еще 10-летку) тех пор, когда здесь училось около 350 человек.
Мы попросили рассказать какие-нибудь интересные случаи из жизни школы, из школьной практики. Он рассказал, как в селе Песочном мальчики "партизанили" – строили за селом землянки и, вместо того чтобы идти в школу, все бегали туда, в лес. Мы узнали, как раньше ходили в походы по Копыльскому району, ночевали в школе-интернате (Владимир Васильевич с улыбкой вспомнил, как включали кипятильник от радиорозетки).
Моим младшим запомнились истории о том, как дети раньше срывали уроки во время контрольной работы. В каждом классе стояла небольшая печка, "грубка" (как назвал ее Владимир Васильевич). Так вот дети ощипывали кур и гусей, приносили в школу пух и кидали его в печки. В классе сидеть было невозможно, потому что становилось очень дымно, и контрольная пропадала. Или же выносили чернильницу на мороз (тогда еще писали чернильной ручкой). Чернила замерзали, что доставляло много хлопот учителю.
Владимир Васильевич с супругой Ларисой Васильевной показали свою богатейшую домашнюю библиотеку (детям особенно был интересен раритетный учебник по белорусскому языку 60-х гг.), свои фотографии и даже подарили юным летописцам чернильную ручку для ведения "летописи".
Уходя, мы поблагодарили гостеприимных хозяев за интересный рассказ и всей нашей дружной компанией сфотографировались, получив в напутствие пожелание почаще заходить в библиотеку и брать книгу в руки.
Читать продолжение и комментировать можно ТУТ >>>
В чем заключалась суть конкурса? Каждый класс получил задание – в течение недели обойти уважаемых жителей деревни (желательно преклонного возраста), поговорить с ними, попросить рассказать какую-нибудь историю, сказку, легенду, или спеть песню, или поделиться фактом из жизни деревни давнишних времен – в общем, всё, что угодно, связанное с исторической памятью этого края. По итогам этих путешествий планируется выпуск первого номера нашего школьного журнала "Летописец", посвященного истории родного края, людям, прожившим здесь жизнь и отдавшим этой земле труд, любовь и заботу.
На мой взгляд, нет ничего более полезного с точки зрения воспитания (можете называть его "патриотическое воспитание") молодого поколения, чем такие походы. Никакие тонны классных кабинетных часов соответствующей тематики не заменят и минуты пребывания в доме бабушки, которая прошла войну.
А тут пройти, поговорить, записать на диктофон, оформить – это же вторая фольклорная практика! Меня накрыла сумасшедшая ностальгия по студенческим временам, когда мы, филфаковцы-первокурсники, разъезжали по деревням Беларуси, собирали сказки-легенды-тосты-песни-частушки и дивились широте душевной нашего народа. Но это было в неосязаемом уже 2007-ом, и желание организовать себе дежа-вю во мне возобладало, посему я с удовольствием подвязался литературным редактором и корректором процесса и отправился в поход не только со своим подшефным пятым классом.
Кухню подобного дела я знал изнутри, поэтому представлял, насколько это титанический филологический труд – разобрать подобные фольклорные единицы и перевести их из аудиоформата (дети ходили с диктофонами) в формат текстовый (у меня тогда на написание дневника фольклорной практики ушел ровно месяц с учетом того, что собирали материал мы всего чистых три дня). Разумеется, детям (особенно младшим классам) поднять такую махину в одиночку не под силу, поэтому будем считать, что всё, изданное на выходе, – это продукт нашего коллективного творчества. Получается, статья эта, по совести, не моего пера – писали мы ее совместно, так что смело можно ее квалифицировать как фольклорную единицу. Дети поработали очень солидно и собрали материал такого качества, будто – ей-Богу! – здесь трудилась группа студентов. Не имею морального права оставить это начинание без внимания – весь пилотный номер первого в истории Жилиховской школы журнала "Летописец" вашим глазам являю.
5 класс. Образовательно-культурный маршрут
5 класс (за компанию с четвертым да седьмым) выбрал маршрут необычный. Дело в том, что наши самые младшие участники конкурса долго выбирали, куда же им все-таки идти (в силу возраста знают в деревне они пока не всех, поэтому сразу кинулись опрашивать своих друзей по школе, у кого есть дедушки или бабушки, могущие рассказать что-нибудь интересное). Идея возникла совсем неожиданно в день записи. Мы решили узнать немного из истории двух культурных центров нашей деревни – Жилиховской школы и сельского клуба – и поэтому остановились на двух героях своего дальнейшего пути: бывшего учителя немецкого языка и истории и бывшего заведующего нашим клубом. Детям всегда будет полезно узнать что-нибудь от людей, которые имели непосредственное отношение к культуре родного села.Первой Владимир Васильевич (61 год) работал в школе с 1997 по 2009 гг. Сам родом из села Песочное, приехал сюда по направлению, и остался жить (супруга из местных жителей – преподавала русский и белорусский язык). Закончил Минский государственный педагогический университет им. М.Горького (теперешний БГПУ им. М.Танка). Он помнит школу (тогда еще 10-летку) тех пор, когда здесь училось около 350 человек.
Мы попросили рассказать какие-нибудь интересные случаи из жизни школы, из школьной практики. Он рассказал, как в селе Песочном мальчики "партизанили" – строили за селом землянки и, вместо того чтобы идти в школу, все бегали туда, в лес. Мы узнали, как раньше ходили в походы по Копыльскому району, ночевали в школе-интернате (Владимир Васильевич с улыбкой вспомнил, как включали кипятильник от радиорозетки).
Моим младшим запомнились истории о том, как дети раньше срывали уроки во время контрольной работы. В каждом классе стояла небольшая печка, "грубка" (как назвал ее Владимир Васильевич). Так вот дети ощипывали кур и гусей, приносили в школу пух и кидали его в печки. В классе сидеть было невозможно, потому что становилось очень дымно, и контрольная пропадала. Или же выносили чернильницу на мороз (тогда еще писали чернильной ручкой). Чернила замерзали, что доставляло много хлопот учителю.
Владимир Васильевич с супругой Ларисой Васильевной показали свою богатейшую домашнюю библиотеку (детям особенно был интересен раритетный учебник по белорусскому языку 60-х гг.), свои фотографии и даже подарили юным летописцам чернильную ручку для ведения "летописи".
|
|
Уходя, мы поблагодарили гостеприимных хозяев за интересный рассказ и всей нашей дружной компанией сфотографировались, получив в напутствие пожелание почаще заходить в библиотеку и брать книгу в руки.
Читать продолжение и комментировать можно ТУТ >>>