"Ненужные люди". Как молитвой и трудом спасти алкоголика, наркомана и бывшего заключенного
17.12.2014 16:00
—
Новости Общества
За лесом в 35 километрах от Минска есть Лысая Гора. Но на нее подняться может не каждый: для этого нужно выиграть поединок с собой. 22-летний алкоголик Андрей пришел сюда когда-то именно за этим. Сегодня ему 36, и он говорит, что до сих пор внутри — война, а значит, на гору пока не поднялся.
Лысая Гора, возможно, и была бы забытой Богом белорусской деревней, если бы в конце 90-х Свято-Елисаветинскому монастырю не выделили 120 гектаров земли для ведения подсобного хозяйства. В то время там щелями в крыше обнажалась старая полуразвалившаяся ферма. Сейчас здесь остров спасения для мужчин, которые пьют, употребляют наркотики, бомжуют или отсидели в тюрьме. Все эти разные характеры объединяет одно – их не принимает общество, но принял монастырь, где верят в то, что исповедь меняет человека.
Мужское подворье — это храм, один жилой трехэтажный корпус, два дома в нескольких километрах от деревни, трапезная, кафе, ферма, теплицы, питомник для собак, конюшня и несколько мастерских. Живут здесь около 200 человек с непростым прошлым и не всегда ясным будущим, но в этом настоящем их называют "братьями", а их работу - "послушанием".
Основное условие проживания на подворье – не употреблять алкоголь, наркотики, не нарушать закон, трудиться и усердно молиться. За работу братья получают денежные вознаграждения. За нарушение правил их лишаются. Монастырь обеспечивает их одеждой, продуктами, медикаментами, помогает восстановить документы и связи с родными.
Брат Андрей, в светлых кремовых брюках и брезентового цвета куртке, встречает нас и начинает экскурсию рассказом о том, как фактически на пустом поле зарождался остров исцеления.
Идея подворья возникла у духовника монастыря, протоиерея Андрея Лемешонка. Она заключалась в том, чтобы помочь людям, которых одолевают страсти, оградить их от мира искушений и укрепить духовно. Весной 2000-го года на ту самую полуумирающую ферму приехали первые десять человек, которые жили вместе с животными в коровнике и "с нуля" отстраивали подворье. Осенью сюда прибыл 22-летний Андрей Акушевич, страдающий алкоголизмом.
Об этом месте он узнал от монахинь, которые посещали наркологическое отделение в больнице в Новинках. Андрей туда попал из Слуцка после продолжительных запоев и, находясь в больнице, продолжал пить. Как доставал алкоголь? Спускал из окна в туалете на веревке пакет с деньгами, желающие помочь и сбегать в магазин находились сами собой. По сути больница стала перевалочной базой, которой предшествовала бурная жизнь на дне граненого стакана. Но еще раньше, в 15 лет, Андрей поссорился с отчимом и уехал на заработки в Россию:
— Отчим пригрозил, что или с матерью разведется, или я уйду. Я тогда тоже сильно психанул.
Сначала Андрей трудился на полях в Тихорецке, потом работал завхозом в придорожном кафе в Ростове-на-Дону. Через год вернулся в Слуцк: жил по знакомым, так как говорит, что дома оказался ненужным, затем снял комнату. Работал на шабашках, там и начал выпивать. Через некоторое время дошло до того, что без остановки пил два года:
— Когда с утра просыпаешься, а у тебя в мозгах только стакан, понимаешь, что дошел до ручки.
Андрей считает, что к наркологу его привел Господь, потому что больше некому:
— Если посмотреть, как сложилась жизнь друзей, с которыми выпивал, то мало кто из них остался живой, кто-то сидит в тюрьме. Мне еще повезло, я уехал в Минск до того, как их посадили.
Проведя три недели в больнице, он оказался на подворье, а через несколько месяцев Андрея крестили, хотя до этого он ни разу не заходил в церковь.
Здания на подворье выглядят торжественно, а над всеми ними возвышается храм. Запах этого места сложно с чем-то перепутать. Здесь одновременно переплетаются ароматы борща, доносящиеся из трапезной, и еле слышный ветерок от одежды человека, который долгое время прожил на улице. Но в теплицах не чувствуешь ни того, ни другого, зато с мороза можешь оценить, как согревает здесь атмосфера.
Одна из теплиц работает круглый год. На грядке красуются зеленые перья лука. Братья выращивают помидоры, огурцы, перцы и зелень. Все продукты используют для нужд монастыря.
Брат Андрей тоже имел послушание в теплице, но сейчас он работает в саду и отвечает за медицинскую часть, может, например, выдать таблетку или вызвать врача. Его обычный день начинается в полшестого утра: просыпается, пьет чай, затем несмотря на запрет курить перед молитвой, все-таки выкуривает сигарету, идет на утреннюю молитву, потом вместе с братьями завтракает и приступает к работе.
У тех, кто смог одолеть свою страсть и хотя бы частично справиться с зависимостью, обычно одно и то же послушание на каждый день. Например, ты можешь делать свечи или ухаживать за собаками в питомнике. Тем, кто срывался, возвращался к былой жизни, а затем снова приезжал на подворье, послушание каждый день назначает монахиня Марфа. Она руководит здесь всеми процессами.
Брат Андрей за 14 лет на подворье срывался несколько раз. Последний "косяк" был месяц назад, когда он никого не предупредил, уехал в Минск, нашел работу строителем, снял квартиру, периодически стал выпивать, а на душе появилась тоска. Она и еще страх вернуться к пьяному прошлому привели Андрея снова на подворье. Но провинившись, он попал в общие кельи, которые здесь называют "вокзалом для новоприбывших". Здесь живут по 15-20 человек в комнате без телевизора, только через несколько месяцев, уже укрепившегося духовно, брата переводят в корпуса с телевизором и меньшим количеством жильцов.
Идем к питомнику со среднеазиатскими овчарками. Мимо в вольере скачет рыжая лошадь, за которой следит монахиня в черной рясе.
Главный по питомнику — Саша Метельский. Он представляется Александром Трофимовичем и перед тем, как показать комнату с наградами собак с выставок, просит не бояться 70-килограммовой белой Багиры.
— С чего начался питомник? – спрашиваю у Александра, чтобы отвлечь испуганный взгляд от вполне себе спокойной Багиры.
— С туалета… На этом месте стоял туалет. Мы в 2004 году привезли трех щенков из Коломенского монастыря и начали разводить у себя.
О том, почему именно Александр стал главным по питомнику, он рассказывает интересную историю, которая, к нашему сожалению, окажется шуткой. В любом случае, фантазия собеседника стоит внимания.
— Мать Марфа стояла с собаками возле трапезной, на прогулку вывела, — голосом сказочника говорит Александр. — А я приехал из Минска пьяный, никакой, вот так вот иду (Александр чуть сгибается и начинает шататься). И мать Марфа смотрит на меня. Я думаю: "Ну, трындец, все". А меня собаки окружили, и сказали: "Фиг мы тебе дадим его, он наш". Мать Марфа посмотрела и решила: "Ладно, занимайся собаками".
На курилке в клубах дыма беседуют двое мужчин. Один из них сегодня приехал на подворье. Говорит, что столкнулся с самой главной проблемой в стране – алкоголизмом, и попасть на подворье для него лучше, чем в лечебно-трудовой профилакторий.
Буквально в пятидесяти метрах от курилки находится кафе. Его открыли не так давно и, по словам местных, с той целью, чтобы у братьев не было соблазна идти в сельский магазин за продуктами и бонусом прикупить спиртное.
В кафе пришел седой мужчина 57 лет, 20 из которых провел в тюрьме. Он был одним из героем цикла фильмов "Подворье" студии "Фишка-фильм" по сценарию Ирины Васильевой. Там озвучил то, что на протяжении всего дня какими-то обрывками фраз нам объясняли братья. Это касается методов работы с людьми, которые перешли грань добра и зла. Собеседник часть жизни воровал, ему не страшна тюрьма, злом его уже наказывали и метод воспитания с позиции силы известен. А на подворье монахиня Марфа на зло отвечает добром, а добро – страшная сила. Добро пробуждает стыд.
Брат Андрей идет на вечернюю молитву. Он вспоминает о том, что в детстве, когда думал о будущем, хотел жить, как все, создать семью. Сейчас ему 36 лет, и время не только изменило внешность Андрея и добавило седин, но и повлияло на душу. Сегодня свое будущее он не разделяет с подворьем, потому что знает, что за его территорией и с войной внутри себя легко оступиться.
Этим материалом TUT.BY начинает цикл статей о людях, которые в какой-то момент столкнулись с трудностями и оказались непонятыми. Их не приняло общество, но тем не менее они нашли поддержку и силы быть частью этого мира.
"Ненужные люди" — проект о тех, кто среди нас.
Место спасения
Лысая Гора, возможно, и была бы забытой Богом белорусской деревней, если бы в конце 90-х Свято-Елисаветинскому монастырю не выделили 120 гектаров земли для ведения подсобного хозяйства. В то время там щелями в крыше обнажалась старая полуразвалившаяся ферма. Сейчас здесь остров спасения для мужчин, которые пьют, употребляют наркотики, бомжуют или отсидели в тюрьме. Все эти разные характеры объединяет одно – их не принимает общество, но принял монастырь, где верят в то, что исповедь меняет человека.Мужское подворье — это храм, один жилой трехэтажный корпус, два дома в нескольких километрах от деревни, трапезная, кафе, ферма, теплицы, питомник для собак, конюшня и несколько мастерских. Живут здесь около 200 человек с непростым прошлым и не всегда ясным будущим, но в этом настоящем их называют "братьями", а их работу - "послушанием".
Основное условие проживания на подворье – не употреблять алкоголь, наркотики, не нарушать закон, трудиться и усердно молиться. За работу братья получают денежные вознаграждения. За нарушение правил их лишаются. Монастырь обеспечивает их одеждой, продуктами, медикаментами, помогает восстановить документы и связи с родными.
Брат Андрей, в светлых кремовых брюках и брезентового цвета куртке, встречает нас и начинает экскурсию рассказом о том, как фактически на пустом поле зарождался остров исцеления.
Идея подворья возникла у духовника монастыря, протоиерея Андрея Лемешонка. Она заключалась в том, чтобы помочь людям, которых одолевают страсти, оградить их от мира искушений и укрепить духовно. Весной 2000-го года на ту самую полуумирающую ферму приехали первые десять человек, которые жили вместе с животными в коровнике и "с нуля" отстраивали подворье. Осенью сюда прибыл 22-летний Андрей Акушевич, страдающий алкоголизмом.
Об этом месте он узнал от монахинь, которые посещали наркологическое отделение в больнице в Новинках. Андрей туда попал из Слуцка после продолжительных запоев и, находясь в больнице, продолжал пить. Как доставал алкоголь? Спускал из окна в туалете на веревке пакет с деньгами, желающие помочь и сбегать в магазин находились сами собой. По сути больница стала перевалочной базой, которой предшествовала бурная жизнь на дне граненого стакана. Но еще раньше, в 15 лет, Андрей поссорился с отчимом и уехал на заработки в Россию:
— Отчим пригрозил, что или с матерью разведется, или я уйду. Я тогда тоже сильно психанул.
Сначала Андрей трудился на полях в Тихорецке, потом работал завхозом в придорожном кафе в Ростове-на-Дону. Через год вернулся в Слуцк: жил по знакомым, так как говорит, что дома оказался ненужным, затем снял комнату. Работал на шабашках, там и начал выпивать. Через некоторое время дошло до того, что без остановки пил два года:
— Когда с утра просыпаешься, а у тебя в мозгах только стакан, понимаешь, что дошел до ручки.
Андрей считает, что к наркологу его привел Господь, потому что больше некому:
— Если посмотреть, как сложилась жизнь друзей, с которыми выпивал, то мало кто из них остался живой, кто-то сидит в тюрьме. Мне еще повезло, я уехал в Минск до того, как их посадили.
Проведя три недели в больнице, он оказался на подворье, а через несколько месяцев Андрея крестили, хотя до этого он ни разу не заходил в церковь.
Труд во спасение
Здания на подворье выглядят торжественно, а над всеми ними возвышается храм. Запах этого места сложно с чем-то перепутать. Здесь одновременно переплетаются ароматы борща, доносящиеся из трапезной, и еле слышный ветерок от одежды человека, который долгое время прожил на улице. Но в теплицах не чувствуешь ни того, ни другого, зато с мороза можешь оценить, как согревает здесь атмосфера. Одна из теплиц работает круглый год. На грядке красуются зеленые перья лука. Братья выращивают помидоры, огурцы, перцы и зелень. Все продукты используют для нужд монастыря.
Брат Андрей тоже имел послушание в теплице, но сейчас он работает в саду и отвечает за медицинскую часть, может, например, выдать таблетку или вызвать врача. Его обычный день начинается в полшестого утра: просыпается, пьет чай, затем несмотря на запрет курить перед молитвой, все-таки выкуривает сигарету, идет на утреннюю молитву, потом вместе с братьями завтракает и приступает к работе.
У тех, кто смог одолеть свою страсть и хотя бы частично справиться с зависимостью, обычно одно и то же послушание на каждый день. Например, ты можешь делать свечи или ухаживать за собаками в питомнике. Тем, кто срывался, возвращался к былой жизни, а затем снова приезжал на подворье, послушание каждый день назначает монахиня Марфа. Она руководит здесь всеми процессами.
Брат Андрей за 14 лет на подворье срывался несколько раз. Последний "косяк" был месяц назад, когда он никого не предупредил, уехал в Минск, нашел работу строителем, снял квартиру, периодически стал выпивать, а на душе появилась тоска. Она и еще страх вернуться к пьяному прошлому привели Андрея снова на подворье. Но провинившись, он попал в общие кельи, которые здесь называют "вокзалом для новоприбывших". Здесь живут по 15-20 человек в комнате без телевизора, только через несколько месяцев, уже укрепившегося духовно, брата переводят в корпуса с телевизором и меньшим количеством жильцов.
Идем к питомнику со среднеазиатскими овчарками. Мимо в вольере скачет рыжая лошадь, за которой следит монахиня в черной рясе.
Главный по питомнику — Саша Метельский. Он представляется Александром Трофимовичем и перед тем, как показать комнату с наградами собак с выставок, просит не бояться 70-килограммовой белой Багиры.
— С чего начался питомник? – спрашиваю у Александра, чтобы отвлечь испуганный взгляд от вполне себе спокойной Багиры.
— С туалета… На этом месте стоял туалет. Мы в 2004 году привезли трех щенков из Коломенского монастыря и начали разводить у себя.
О том, почему именно Александр стал главным по питомнику, он рассказывает интересную историю, которая, к нашему сожалению, окажется шуткой. В любом случае, фантазия собеседника стоит внимания.
— Мать Марфа стояла с собаками возле трапезной, на прогулку вывела, — голосом сказочника говорит Александр. — А я приехал из Минска пьяный, никакой, вот так вот иду (Александр чуть сгибается и начинает шататься). И мать Марфа смотрит на меня. Я думаю: "Ну, трындец, все". А меня собаки окружили, и сказали: "Фиг мы тебе дадим его, он наш". Мать Марфа посмотрела и решила: "Ладно, занимайся собаками".
Слово спасения
На курилке в клубах дыма беседуют двое мужчин. Один из них сегодня приехал на подворье. Говорит, что столкнулся с самой главной проблемой в стране – алкоголизмом, и попасть на подворье для него лучше, чем в лечебно-трудовой профилакторий. Буквально в пятидесяти метрах от курилки находится кафе. Его открыли не так давно и, по словам местных, с той целью, чтобы у братьев не было соблазна идти в сельский магазин за продуктами и бонусом прикупить спиртное.
В кафе пришел седой мужчина 57 лет, 20 из которых провел в тюрьме. Он был одним из героем цикла фильмов "Подворье" студии "Фишка-фильм" по сценарию Ирины Васильевой. Там озвучил то, что на протяжении всего дня какими-то обрывками фраз нам объясняли братья. Это касается методов работы с людьми, которые перешли грань добра и зла. Собеседник часть жизни воровал, ему не страшна тюрьма, злом его уже наказывали и метод воспитания с позиции силы известен. А на подворье монахиня Марфа на зло отвечает добром, а добро – страшная сила. Добро пробуждает стыд.
Брат Андрей идет на вечернюю молитву. Он вспоминает о том, что в детстве, когда думал о будущем, хотел жить, как все, создать семью. Сейчас ему 36 лет, и время не только изменило внешность Андрея и добавило седин, но и повлияло на душу. Сегодня свое будущее он не разделяет с подворьем, потому что знает, что за его территорией и с войной внутри себя легко оступиться.