Белорусской высшей школе нужна дорожная карта в Европу
Вслед за заявкой Министерства образования Беларуси в секретариат Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) свой меморандум направил Общественный Болонский комитет.
Напомним, Минобразования направило повторную страновую заявку в Болонский секретариат в ноябре. О содержании заявки представители министерства не говорят.
«Мы приветствуем намерение белорусских властей присоединиться к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО), — говорится в меморандуем Общественного Болонского комитета. — В белорусском обществе есть надежда на то, что это не будет только безответственной декларацией, а станет залогом реальных болонских трансформаций нашей высшей школы».
Как пояснил Naviny.by член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев, в своем меморандуме комитет констатирует, что в сфере высшего образования Беларуси есть определенные достижения в проведении структурных реформ, но отсутствуют какие-либо позитивные изменения в законодательстве и практике реализации фундаментальных европейских академических ценностей.
«При рассмотрении заявки белорусского Минобразования на присоединение к ЕПВО, по нашему мнению, необходимо совместными усилиями заинтересованных сторон выработать дорожную карту, которая позволит получить согласованный и обязывающий белорусскую сторону график имплементации европейских академических ценностей в законодательство и практику белорусского образования», — таков основной посыл меморандума.
Свою позицию Общественный Болонский комитет аргументирует тем, что «нарушения академических свобод в вузах Беларуси продолжают носить системный и массовый характер».
Владимир Дунаев подчеркнул, что за время, прошедшее после предыдущей заявки Беларуси на присоединение к ЕПВО, положительных перемен в обеспечении автономии вузов, академической свободы преподавателей и студентов не произошло. А ситуация с информационной открытостью вузов и самого Минобразования только ухудшилась. Репрессии против преподавателей и студентов приобрели не столько политический, сколько академический характер.
Например, на студентов со стороны администрации учебных заведений оказывается давление, которое традиционно увеличивается во время значимых общественных событий. Существуют факты незаконного преследования преподавателей за их общественные взгляды и право свободно выражать свое мнение.
Белорусские вузы демонстрируют чрезмерную закрытость. Несмотря на норму закона, требующую доступности учредительных документов вузов для абитуриентов и студентов, только у 28% вузов на сайте можно найти устав учреждения образования. С составом совета вуза (подобие сената) можно познакомиться на сайтах только 19% вузов, хотя это документ, безусловно, является публичным.
В процессе мониторинга эксперты Общественного Болонского комитета убедились, что во многих случаях информацию о совете вуза администрация отказывается предоставлять даже преподавателям и студентам.
Причем ситуация с информационной открытостью только ухудшается. Если, например, в 2011 году при подготовке заявки на присоединение к ЕПВО заявочные документы и процесс их подачи был публичным, то в этот раз весь процесс фактически засекречен.
Практикуются ограничения права на свободу распространения и публикации результатов исследований. По данным мониторинга, во многих вузах используются разрешительные процедуры для публикации статей в собственных изданиях и санкции за публикации за рубежом «неправильных» статей или книг.
Так, в 2013 году авторы «политически вредных» публикаций были уволены в Брестском и Гродненском государственных университетах.
Во многих вузах практикуются разнообразные ограничения на научную мобильность преподавателей — от усложненных процедур получения разрешений на поездки за рубеж до принуждения преподавателей отказываться от зарплаты на время поездки, отмечается в меморандуме.
За перемещениями преподавателей через границу установлен контроль правоохранительных органов и передача информации администрации вузов. В Брестском государственном университете со всех преподавателей взята подписка, что они не будут выезжать за рубеж в иные дни, кроме воскресенья.
В некоторых вузах практикуется ограничения права работать по совместительству в других вузах. Например, в Брестском государственном университете всем руководителям подразделений запрещено работать в Польше.
Систематически в университетах нарушаются права на свободу ассоциаций. Например, в Брестском университете под давление администрации была ликвидирована первичная организация Свободного профсоюза.
Вопреки закону, запрещающему в вузах деятельность политических партий или общественных организаций, имеющих политические цели, повсеместно практикуется создание ячеек «Белой Руси» — провластной общественной организации, имеющей планы по преобразованию в партию.
Преподаватели лишены реальной возможности участвовать в управлении вузом. Ректоров назначают сверху. В результате они не подотчетны академическому сообществу. Кроме того, отмечается в меморандуме, самому ректору законодательство не гарантирует никакой защиты от произвола его начальства. Так, в феврале 2013 года по требованию главы Гродненской области был уволен ректор Гродненского госуниверситета, который, по словам самого губернатора, медлил с увольнением преподавателя, которого губернатор приказал выгнать за публикацию книги за рубежом.
Советы вузов или факультетов лишены права принимать окончательные решения по ключевым вопросам деятельности вузов и их подразделений, отметил Владимир Дунаев.
Результаты мониторинга состояния академической свободы в 16 вузах Беларуси показали, что студенты становятся жертвами нарушений их академических прав в массовом порядке.
В меморандуме подчеркивается, что право на студенческое участие в управлении университетами не реализовывается.
Положение Минобразования о совете учебного заведения, которое предписывает 25-процентное представительство студентов в этом органе самоуправления вуза, не выполняется. Такая ситуация стала причиной обращения представителя Общественного Болонского комитета Олега Граблевского в Генеральную прокуратуру.
«Я попросил принять меры прокурорского реагирования по недопущению подобных нарушений в учреждениях образования и привлечь виновных к установленной законом ответственности. И еще подчеркнул, что недостаточное представительство студентов в советах вузов явилось причиной отказа Беларуси во вступлении в Европейское пространство высшего образования», — рассказал Граблевский.
Елена СПАСЮК